Общество
КАК ОККУПАНТЫ НА ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛЕ...
24 май
Конечно, можно с высоты полудержавного петербургского отношения отмахнуться от проблем Вологодчины - в конце концов, прямые конкуренты хозяйствам Ленобласти и Псковщины. Но проблема в последнее время встала, что называется, в полный рост, и вологодское молоко только очередная ее иллюстрация. Вот еще один недавний пример. В Лодейном Поле издавна был цех по производству уникальных изделий из майолики. Но купила его одна московская фирма, сделала своим филиалом и... В общем, в эпоху спада производства цех даже не закрыли - пустили под нож бульдозера почти новое оборудование, которое по сегодняшним ценам уже не приобрести.
Причем речь идет не только о производстве продуктов питания и товаров народного потребления. Многие добывающие компании, выкачивая огромные богатства из недр регионов, не заставляют себя не только хоть как-то компенсировать эту убыль местному населению, но даже нарушают действующие экологические нормы. Нефть проливается на землю, горят факелы, хищнически вырубается лес. А потом еще и поджигается, дабы скрыть незаконные вырубки: пожар все спишет. Пусть читателя не смущают примеры московских компаний - многие наши соотечественники из Петербурга точно так же ведут себя в других регионах - там, где расположены их филиалы. Так что тенденция всеобщая. Хотя надо признать, что москвичей таких поболее. Ведь и денег в Первопрестольной значительно больше, чем в Петербурге.
То есть ведут себя господа из центра в регионах собственной страны как завоеватели. Откуда такая психология временщиков - хапнуть, перевести деньги в офшор и переехать жить в Америку или Велико-британию "подальше от этой ублюдочной страны"? Тут, как ни странно, все просто. Давно замечено, что человек, который считает землю родной, относится к своей Родине с любовью, не побоюсь этого слова, является патриотом, он думает и об экологии, и о жителях своего города, района, деревни. А если некто живет по принципу: "Умри ты сегодня, а я - завтра", то и отношение у него к окружающему миру соответствующее. Конечно, при случае он и со свечкой в церкви постоит, и рванет на груди дорогой галстук: пропала, мол, великая Россия, единая и неделимая, про...ли, распродали. А кто распродал и разворовал? Масоны или евреи с чеченами? То-то, что свой парень. Вернее - бывший свой. Очень характерна оговорка одного вологодского чиновника, комментировавшего молочный скандал. Он назвал московских владельцев вологодских молокозаводов "иностранцами". Как говорится, комментарии излишни - у человека просто подсознательно сработала идентификация "свой - чужой".
Конечно (и это не может не радовать), далеко не все крупные компании ведут себя таким образом. За положительными примерами ходить далеко не нужно - они на слуху. Причем не только и не столько в газетных статьях и телерепортажах, а на железнодорожных и автовокзалах, в автобусе, в небольшом придорожном кафе. Это и холдинг "Северсталь", и нефтяная компания "Славнефть", и пивоваренные концерны "Балтика" и "Степан Разин". И многие другие компании, имеющие филиалы в других регионах и относящиеся и к ним, и к регионам, в которых эти филиалы расположены, как-то по человечески, что ли.
Причем эти различия прослеживаются буквально на всех уровнях. Достаточно поинтересоваться историей городка или деревеньки, чтобы примерно оценить их экономическое положение. Если населенный пункт имеет большую историю (некоторые деревни насчитывают по 800-900 лет, а то и более), то, скорее всего, тут народ выживает. Выживает, несмотря на все "временные трудности" и макроэкономические проблемы. Конечно, при условии, если население не менялось, если не выселялось подчистую, причем несколько раз подряд. А вот поселки городского типа времен брежневско-романовской "индустриализации", где жители - все без исключения приезжие, там и пьянство, и наркомания, и безработица.
Я тут не хочу никоим образом обидеть тех, кто в силу каких-то причин переехал жить в другой населенный пункт. Просто достоверно известно, что приезжий, попав в другую среду, адаптируется к ней - так многие приезжие становятся в большей степени петербуржцами, нежели родные питерские гопники, насчитывающие в роду несколько поколений люмпенизированных "коренных". Если народ из разных мест съезжается на новое, пустое место, то построить жизнь заново им очень трудно - это не их вина, это их беда. И города, преодолевшие эту проблему и ставшие полноценными, можно, наверное, пересчитать по пальцам одной руки.
Точно так же, кстати, можно оценить и руководителей крупных предприятий, мэров городов. Если коренной или "когда-то приехал, но все равно наш" - значит, будет в регионе и социальная защита, и деньги в бюджет, и культура, и общественный порядок. А если нет - то и деньги своруют, и зарплату задержат, и завод закроют. И как бы хотелось, чтобы побольше было у нас рачительных хозяев и поменьше оккупантов - пишу это слово без кавычек, ведь не по паспорту, но по делам распознаешь их...
ВИКТОР НИКОЛАЕВ, заместитель главного редактора "НВ" по экономике и финансам
Причем речь идет не только о производстве продуктов питания и товаров народного потребления. Многие добывающие компании, выкачивая огромные богатства из недр регионов, не заставляют себя не только хоть как-то компенсировать эту убыль местному населению, но даже нарушают действующие экологические нормы. Нефть проливается на землю, горят факелы, хищнически вырубается лес. А потом еще и поджигается, дабы скрыть незаконные вырубки: пожар все спишет. Пусть читателя не смущают примеры московских компаний - многие наши соотечественники из Петербурга точно так же ведут себя в других регионах - там, где расположены их филиалы. Так что тенденция всеобщая. Хотя надо признать, что москвичей таких поболее. Ведь и денег в Первопрестольной значительно больше, чем в Петербурге.
То есть ведут себя господа из центра в регионах собственной страны как завоеватели. Откуда такая психология временщиков - хапнуть, перевести деньги в офшор и переехать жить в Америку или Велико-британию "подальше от этой ублюдочной страны"? Тут, как ни странно, все просто. Давно замечено, что человек, который считает землю родной, относится к своей Родине с любовью, не побоюсь этого слова, является патриотом, он думает и об экологии, и о жителях своего города, района, деревни. А если некто живет по принципу: "Умри ты сегодня, а я - завтра", то и отношение у него к окружающему миру соответствующее. Конечно, при случае он и со свечкой в церкви постоит, и рванет на груди дорогой галстук: пропала, мол, великая Россия, единая и неделимая, про...ли, распродали. А кто распродал и разворовал? Масоны или евреи с чеченами? То-то, что свой парень. Вернее - бывший свой. Очень характерна оговорка одного вологодского чиновника, комментировавшего молочный скандал. Он назвал московских владельцев вологодских молокозаводов "иностранцами". Как говорится, комментарии излишни - у человека просто подсознательно сработала идентификация "свой - чужой".
Конечно (и это не может не радовать), далеко не все крупные компании ведут себя таким образом. За положительными примерами ходить далеко не нужно - они на слуху. Причем не только и не столько в газетных статьях и телерепортажах, а на железнодорожных и автовокзалах, в автобусе, в небольшом придорожном кафе. Это и холдинг "Северсталь", и нефтяная компания "Славнефть", и пивоваренные концерны "Балтика" и "Степан Разин". И многие другие компании, имеющие филиалы в других регионах и относящиеся и к ним, и к регионам, в которых эти филиалы расположены, как-то по человечески, что ли.
Причем эти различия прослеживаются буквально на всех уровнях. Достаточно поинтересоваться историей городка или деревеньки, чтобы примерно оценить их экономическое положение. Если населенный пункт имеет большую историю (некоторые деревни насчитывают по 800-900 лет, а то и более), то, скорее всего, тут народ выживает. Выживает, несмотря на все "временные трудности" и макроэкономические проблемы. Конечно, при условии, если население не менялось, если не выселялось подчистую, причем несколько раз подряд. А вот поселки городского типа времен брежневско-романовской "индустриализации", где жители - все без исключения приезжие, там и пьянство, и наркомания, и безработица.
Я тут не хочу никоим образом обидеть тех, кто в силу каких-то причин переехал жить в другой населенный пункт. Просто достоверно известно, что приезжий, попав в другую среду, адаптируется к ней - так многие приезжие становятся в большей степени петербуржцами, нежели родные питерские гопники, насчитывающие в роду несколько поколений люмпенизированных "коренных". Если народ из разных мест съезжается на новое, пустое место, то построить жизнь заново им очень трудно - это не их вина, это их беда. И города, преодолевшие эту проблему и ставшие полноценными, можно, наверное, пересчитать по пальцам одной руки.
Точно так же, кстати, можно оценить и руководителей крупных предприятий, мэров городов. Если коренной или "когда-то приехал, но все равно наш" - значит, будет в регионе и социальная защита, и деньги в бюджет, и культура, и общественный порядок. А если нет - то и деньги своруют, и зарплату задержат, и завод закроют. И как бы хотелось, чтобы побольше было у нас рачительных хозяев и поменьше оккупантов - пишу это слово без кавычек, ведь не по паспорту, но по делам распознаешь их...
ВИКТОР НИКОЛАЕВ, заместитель главного редактора "НВ" по экономике и финансам