Общество
КАК "ЗАПРОГРАММИРОВАТЬ" ПЕТЕРБУРГ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
29 май
- У Петербурга сегодня нет собственной программы социально-экономического развития, кстати, как и у страны в целом. Совсем недавно президент Путин, выражая недовольство работой правительства, призывал к созданию программы социально-экономического развития - обоснованной, просчитанной, "амбициозной". Точно так же можно было бы сформулировать задачу и для Петербурга. Нам, безусловно, нужна программа, отличающаяся от принятого ранее Стратегического плана (СП) развития города. СП, задумывавшийся как документ "общественного согласия", составленный на основе суммирования пожеланий предпринимателей, чиновников, экспертов, не способен заменить программу социально-экономического развития - ясную, реалистичную, реализуемую. Как свидетельствуют современные научные разработки, в будущее макроэкономическое развитие региона можно заглянуть примерно на 15 лет вперед, то есть до 2017 года.
- Однако недавно комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли уже была подготовлена Программа социально-экономического развития Петербурга, которую, впрочем, отклонили на заседании правительства города...
- Мне бы не хотелось критиковать плод работы специалистов, не до конца справившихся со своей задачей.... Сквозь всю программу проходит в корне ошибочная идея: рост доходов всех слоев населения, запланированный на бумаге, якобы может снять социальную напряженность в городе. Конечно, можно обещать петербуржцам получение зарплаты в размере хоть 200 долларов, хоть 650 долларов, однако все равно это будет напоминать скорее декларации старых партийных документов, не подкрепленные конкретными мерами в сфере экономической политики.
ЦЕНА ПРИОРИТЕТА
- Какие же приоритеты должны содержаться в городской программе - развитие Петербурга как города туризма, банков, промышленности и т. д.?
- Попытки определить подобную "специализацию" Петербурга - это вчерашний день. В первую очередь программа должна способствовать созданию государством рамочных условий для развития бизнеса, предпосылок для устойчивого экономического роста. Во всем мире транснациональные корпорации ищут страны и отдельные регионы, где они могут более выгодно вложить свои средства. В этой связи у Петербурга есть все предпосылки к тому, чтобы стать для России столицей экономического роста, и Программа социально-экономического развития должна быть подчинена именно этой цели...
Не только отдельные предприятия, но и город в целом должен быть конкурентоспособен. Петербург не должен быть исключительно городом классической архитектуры, застывших памятников, скульптур, он не может жить одной лишь историей. Это должен быть современный город, город хайтэковских технологий, город с новейшей, модернистской архитектурой - разумеется, не вторгающейся в пределы исторического центра. В этой связи попытка Валерия Гергиева соединить классический Мариинский театр с ультрасовременным проектом Мосса весьма показательна. Нам нужны амбициозные, футуристические проекты, нужны свои районы бизнес-сити с архитектурой третьего тысячелетия. Петербургу, ставшему столицей благодаря "политической воле" Петра, вопреки мнению многих его соратников, традиционно свойственен модернизм, революционность, и мы должны сохранять этот дух веселого, неунывающего города.
Поэтому в Программе социально-экономического развития должна присутствовать совершенно другая идеология, принципиально иные подходы к развитию городской инфраструктуры. Программа должна строиться с позиций того, что необходимо сделать для обеспечения экономического роста города - причем не только с точки зрения прямых бюджетных расходов, но и мер по созданию благоприятного экономического, инвестиционного, правового климата, условий для развития малого и среднего бизнеса, всевозможной инновационной деятельности. Но главное - на программу следует смотреть под углом закупок, необходимых городу. Закупки, становясь ключевым элементом экономической политики, должны делаться не просто ради "страчивания" бюджетных денег, как это происходит сейчас, а для решения конкретных задач - обоснованных, просчитанных, для реализации проектов с четкими, понятными индикаторами эффективности, обеспечивающими городу в конечном счете устойчивый экономический рост. Закупки следует рассматривать как средство привлечения инвестиций в экономику Петербурга, но не абстрактно, а под решение действительно актуальных проблем.
- И решение каких проблем вы считаете приоритетным?
- Прежде всего мы должны объявить бой коммуналкам, поставив задачу обеспечения каждой петербургской семьи отдельной квартирой. То, в каких стенах человек растет, живет, работает, значит для него очень многое, определяет его психологию, настроение. Нужна программа расселения коммуналок и строительства жилья третьего тысячелетия. Причем в программе должны предусматриваться конкретные механизмы достижения этой цели, создания стимулов для инвесторов заниматься расселением коммуналок, осуществлением крупномасштабных инвестиций в недвижимость в центре города... Реальная реформа ЖКХ, обеспечение нормальных бытовых условий для жизни людей - с чистыми подъездами, без пьяниц, бомжей и т. д. - это не какие-то идеалистические мечтания, а насущная потребность, предпосылка к дальнейшему росту экономики города...
Далее необходимо решение вопроса дорог, точнее, широкого комплекса транспортных проблем. По сути, город должен закупить комплекс услуг, без которых в конечном счете невозможно эффективное функционирование всей транспортной инфраструктуры. Индикаторами должны стать скорость и качество доставки горожан к месту работы и отдыха, отсутствие безобразных пробок на дорогах. И здесь недопустимо зацикливаться исключительно на ремонте дорог, на "латании дыр", на героическом "освоении" денег во что бы то ни стало - это борьба со следствиями, а не причинами! Нужно заниматься логистикой движения, решать вопрос с разгрузкой наших магистралей, созданием новой, современной дорожной инфраструктуры, организацией принципиально иного процесса движения - иначе через 2-3 года по городу будет невозможно проехать. Необходимо, не ограничиваясь гигантским и дорогостоящим проектом КАДа, уже сейчас продумывать и реализовывать более локальные проекты строительства развязок, виадуков, тоннелей и т. д.
СДЕЛАТЬ РЕМОНТ ВЫГОДНЫМ
- Тем не менее без ремонта дорог не обойтись, но как при этом обеспечить более эффективное использование средств?
- Да, в дорожной отрасли необычайно высок уровень коррупции, квадратный метр асфальтобетонного полотна обходится в 300-400 долларов (то есть как метр жилья), работы делаются отнюдь не по принципу экономической целесообразности с точки зрения интересов города: чем дороже проект, тем больше денег можно на нем украсть... Первым шагом по наведению порядка могло бы стать разделение стоимости работ и стоимости материалов и проведение городом совокупных конкурсов по закупке всех необходимых материалов - асфальта, щебенки и т. д. Подобные профессиональные закупки могли бы дать колоссальную экономию для города. Кроме того, чрезвычайно перспективно проведение международных конкурсных торгов по правилам Всемирного банка на право выполнения дорожных работ. Например, организуя такие конкурсы на строительные подряды в Москве, мы столкнулись с тем, что предложения шведских строителей оказались на 30% дешевле, чем у московских подрядчиков. Открытый международный конкурс мог бы быть объявлен и в Петербурге, причем по жестко сформулированным городом условиям: чтобы все дороги были отремонтированы быстро, качественно, чтобы работы велись ночью. Убежден, услуги какого-нибудь шведского концерна обойдутся как минимум на 50% дешевле, чем наших фирм. Более того, город, получив уже сегодня качественные дороги, сможет рассчитываться за них в последующие годы. Правительство, скажем, Швеции, заинтересованное в получении своей компанией столь выгодного подряда, вполне может предоставить соответствующий заем - это нормальный, современный подход.
- Каков, на ваш взгляд, должен быть механизм подготовки программы?
- Как это ни странно звучит, но опять же речь должна идти о проведении городом закупки - Программы социально-экономического развития. Идеальный механизм - двухэтапный открытый конкурс. Сначала отбираются предложения потенциальных организаций-исполнителей, групп экспертов, представляющие их концептуальные подходы, технологии подготовки программы. А затем уже определяется, чьи подходы к идеологии, содержательному наполнению программы более адекватны с точки зрения решения общих задач развития Петербурга. Она должна стать ключевым общегородским документом экономической политики, и за ее подготовку должен отвечать непосредственно губернатор, как глава правительства. Это слишком ответственное дело, чтобы его "спускать" на уровень чиновников отраслевых комитетов, не застрахованных от ошибок, некомпетентности и ведомственных лоббистских соблазнов...
Подготовил АНДРЕЙ ДАВЛИЦАРОВ
- Однако недавно комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли уже была подготовлена Программа социально-экономического развития Петербурга, которую, впрочем, отклонили на заседании правительства города...
- Мне бы не хотелось критиковать плод работы специалистов, не до конца справившихся со своей задачей.... Сквозь всю программу проходит в корне ошибочная идея: рост доходов всех слоев населения, запланированный на бумаге, якобы может снять социальную напряженность в городе. Конечно, можно обещать петербуржцам получение зарплаты в размере хоть 200 долларов, хоть 650 долларов, однако все равно это будет напоминать скорее декларации старых партийных документов, не подкрепленные конкретными мерами в сфере экономической политики.
ЦЕНА ПРИОРИТЕТА
- Какие же приоритеты должны содержаться в городской программе - развитие Петербурга как города туризма, банков, промышленности и т. д.?
- Попытки определить подобную "специализацию" Петербурга - это вчерашний день. В первую очередь программа должна способствовать созданию государством рамочных условий для развития бизнеса, предпосылок для устойчивого экономического роста. Во всем мире транснациональные корпорации ищут страны и отдельные регионы, где они могут более выгодно вложить свои средства. В этой связи у Петербурга есть все предпосылки к тому, чтобы стать для России столицей экономического роста, и Программа социально-экономического развития должна быть подчинена именно этой цели...
Не только отдельные предприятия, но и город в целом должен быть конкурентоспособен. Петербург не должен быть исключительно городом классической архитектуры, застывших памятников, скульптур, он не может жить одной лишь историей. Это должен быть современный город, город хайтэковских технологий, город с новейшей, модернистской архитектурой - разумеется, не вторгающейся в пределы исторического центра. В этой связи попытка Валерия Гергиева соединить классический Мариинский театр с ультрасовременным проектом Мосса весьма показательна. Нам нужны амбициозные, футуристические проекты, нужны свои районы бизнес-сити с архитектурой третьего тысячелетия. Петербургу, ставшему столицей благодаря "политической воле" Петра, вопреки мнению многих его соратников, традиционно свойственен модернизм, революционность, и мы должны сохранять этот дух веселого, неунывающего города.
Поэтому в Программе социально-экономического развития должна присутствовать совершенно другая идеология, принципиально иные подходы к развитию городской инфраструктуры. Программа должна строиться с позиций того, что необходимо сделать для обеспечения экономического роста города - причем не только с точки зрения прямых бюджетных расходов, но и мер по созданию благоприятного экономического, инвестиционного, правового климата, условий для развития малого и среднего бизнеса, всевозможной инновационной деятельности. Но главное - на программу следует смотреть под углом закупок, необходимых городу. Закупки, становясь ключевым элементом экономической политики, должны делаться не просто ради "страчивания" бюджетных денег, как это происходит сейчас, а для решения конкретных задач - обоснованных, просчитанных, для реализации проектов с четкими, понятными индикаторами эффективности, обеспечивающими городу в конечном счете устойчивый экономический рост. Закупки следует рассматривать как средство привлечения инвестиций в экономику Петербурга, но не абстрактно, а под решение действительно актуальных проблем.
- И решение каких проблем вы считаете приоритетным?
- Прежде всего мы должны объявить бой коммуналкам, поставив задачу обеспечения каждой петербургской семьи отдельной квартирой. То, в каких стенах человек растет, живет, работает, значит для него очень многое, определяет его психологию, настроение. Нужна программа расселения коммуналок и строительства жилья третьего тысячелетия. Причем в программе должны предусматриваться конкретные механизмы достижения этой цели, создания стимулов для инвесторов заниматься расселением коммуналок, осуществлением крупномасштабных инвестиций в недвижимость в центре города... Реальная реформа ЖКХ, обеспечение нормальных бытовых условий для жизни людей - с чистыми подъездами, без пьяниц, бомжей и т. д. - это не какие-то идеалистические мечтания, а насущная потребность, предпосылка к дальнейшему росту экономики города...
Далее необходимо решение вопроса дорог, точнее, широкого комплекса транспортных проблем. По сути, город должен закупить комплекс услуг, без которых в конечном счете невозможно эффективное функционирование всей транспортной инфраструктуры. Индикаторами должны стать скорость и качество доставки горожан к месту работы и отдыха, отсутствие безобразных пробок на дорогах. И здесь недопустимо зацикливаться исключительно на ремонте дорог, на "латании дыр", на героическом "освоении" денег во что бы то ни стало - это борьба со следствиями, а не причинами! Нужно заниматься логистикой движения, решать вопрос с разгрузкой наших магистралей, созданием новой, современной дорожной инфраструктуры, организацией принципиально иного процесса движения - иначе через 2-3 года по городу будет невозможно проехать. Необходимо, не ограничиваясь гигантским и дорогостоящим проектом КАДа, уже сейчас продумывать и реализовывать более локальные проекты строительства развязок, виадуков, тоннелей и т. д.
СДЕЛАТЬ РЕМОНТ ВЫГОДНЫМ
- Тем не менее без ремонта дорог не обойтись, но как при этом обеспечить более эффективное использование средств?
- Да, в дорожной отрасли необычайно высок уровень коррупции, квадратный метр асфальтобетонного полотна обходится в 300-400 долларов (то есть как метр жилья), работы делаются отнюдь не по принципу экономической целесообразности с точки зрения интересов города: чем дороже проект, тем больше денег можно на нем украсть... Первым шагом по наведению порядка могло бы стать разделение стоимости работ и стоимости материалов и проведение городом совокупных конкурсов по закупке всех необходимых материалов - асфальта, щебенки и т. д. Подобные профессиональные закупки могли бы дать колоссальную экономию для города. Кроме того, чрезвычайно перспективно проведение международных конкурсных торгов по правилам Всемирного банка на право выполнения дорожных работ. Например, организуя такие конкурсы на строительные подряды в Москве, мы столкнулись с тем, что предложения шведских строителей оказались на 30% дешевле, чем у московских подрядчиков. Открытый международный конкурс мог бы быть объявлен и в Петербурге, причем по жестко сформулированным городом условиям: чтобы все дороги были отремонтированы быстро, качественно, чтобы работы велись ночью. Убежден, услуги какого-нибудь шведского концерна обойдутся как минимум на 50% дешевле, чем наших фирм. Более того, город, получив уже сегодня качественные дороги, сможет рассчитываться за них в последующие годы. Правительство, скажем, Швеции, заинтересованное в получении своей компанией столь выгодного подряда, вполне может предоставить соответствующий заем - это нормальный, современный подход.
- Каков, на ваш взгляд, должен быть механизм подготовки программы?
- Как это ни странно звучит, но опять же речь должна идти о проведении городом закупки - Программы социально-экономического развития. Идеальный механизм - двухэтапный открытый конкурс. Сначала отбираются предложения потенциальных организаций-исполнителей, групп экспертов, представляющие их концептуальные подходы, технологии подготовки программы. А затем уже определяется, чьи подходы к идеологии, содержательному наполнению программы более адекватны с точки зрения решения общих задач развития Петербурга. Она должна стать ключевым общегородским документом экономической политики, и за ее подготовку должен отвечать непосредственно губернатор, как глава правительства. Это слишком ответственное дело, чтобы его "спускать" на уровень чиновников отраслевых комитетов, не застрахованных от ошибок, некомпетентности и ведомственных лоббистских соблазнов...
Подготовил АНДРЕЙ ДАВЛИЦАРОВ