Культура
НА "ОЛИМПЕ" - СЕНСАЦИИ
04 июня
Сенсации поначалу были связаны не с молодыми участниками - победителями проходивших в разных точках земного шара международных конкурсов. Опыт шести предыдущих фестивалей, да и не только их, свидетельствует: юные лауреаты, как правило, обладают дарованиями и не по возрасту развитой исполнительской техникой, но лишь у некоторых проявляется незаурядная артистическая индивидуальность. Я оптимист и, слушая тех, в ком не ощутил их собственного отношения к интерпретируемому, верю, что со временем оно пробудится.
Пожалуй, в этом плане наиболее продвинутыми показались вокалистки. У Наталии Ковалевой, уроженки Украины, ныне солистки оперного театра в Дюссельдорфе - сильный, богатый тембрами, выровненный и достаточно подвижный голос, подкупает же ее пение заключенной в нем победительной силой, соединением трепетности с горделивым покоем. Марита Кварвинг Сёльберг из Норвегии растрогала публику проникновенностью интерпретаций, которая гармонирует с теплой окраской ее небольшого, но красивого лирического сопрано. Немало достоинств и у молодого, но признанного уже в мире тенора из Колумбии Сезара Аугусто Гутьерреса: приятный тембр, крепкие верхние ноты, несомненная музыкальность. Но, видимо, из-за того, что он "выложился" на репетиции, звучание его голоса в концерте было не вполне стабильным.
Интерес слушателей к первым вечерам был усилен многообразием представленных музыкальных специальностей. Поляк Мартин Дылла изящно, но с чуть преувеличенной чувствительностью играл на гитаре, его соотечественница Марта Климасара виртуозно владеет маримбой (ударный инструмент африканского происхождения), отлично проявил себя тромбонист из Голландии Юрген ван Рейн, изысканную исполнительскую манеру продемонстрировала итальянская флейтистка Франческа Канали, а участники фортепианного дуэта Миша и Саша Манц из Швейцарии музицировали с той синхронностью чувства и ритма, которая положена братьям-близнецам. И сочинения все они привезли с собой нетривиальные - либо вовсе не известные опусы Родриго, Коппеля, Рота, либо редко исполняемые концерты Жоливе и Пуленка.
Открылся фестиваль сочинением композитора-лауреата, написанным для самого традиционного из инструментальных составов - скрипки с оркестром. "Танец шамана" - так наименовал его автор, молодой датчанин Нильс Айхберг. Это весьма разносторонний музыкант: концертирующий пианист, участвуя в панк-группе, он проявил себя также как гитарист, певец и автор песен. Как композитор же, он самоучка. Тем не менее за упомянутую пьесу был удостоен Гран-при престижного Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Видимо, состав участников соревнования был не таким уж сильным, ибо, хоть Айхберг, "шаманствуя", обнаружил живое чувство тембра и фантазию, в целом его опус не возвышается над уровнем рядовой студенческой работы. Победительница Национального конкурса скрипачей в ЮАР Зоя Байерс (она солировала также в "Испанской симфонии" Лало) сделала все, что могла, для успеха композитора-дебютанта.
Молодым артистам повезло: их выступления достойно сопровождали петербургские оркестры, ответственно отнесшиеся к своей роли. Каждый из коллективов при этом проявил те достоинства, которыми обладает. Оркестр Государственного Эрмитажа выступал со своим создателем и художественным руководителем, маститым Саулюсом Сондецкисом, оркестр театра Консерватории играл под управлением даровитого молодого, постоянно с ним работающего Александра Сладковского. А вот дирижер, вставший за пульт оркестра Академической капеллы, заменив заболевшего коллегу, в этом своем качестве оказался для петербуржцев новичком. Это - москвич Михаил Аркадьев, знакомый меломанам как тонкий пианист-ансамблист, постоянно выступающий в дуэте с прославленным баритоном Дмитрием Хворостовским. Музыковеды знают его как своего коллегу, блестящего ученого. Партитуры он получил накануне концерта и отлично продирижировал им с одной репетиции. Это стало сенсацией! Теперь хотелось бы послушать маэстро с им самим предложенной симфонической программой, основательно подготовленной.
Ну а главной сенсацией открывшегося фестиваля стало выступление в первый вечер его гостьи, легендарной исполнительницы на ударных Ивлин Гленни из Шотландии. Десять лет назад вышла в свет и распространена в мире ее автобиография под названием Good Vibrations, где Ивлин описывает, как потеряла слух и воспринимает звуковые колебания, стоя босиком на эстраде. Не вдаваясь в акустико-физиологические проблемы, замечу, что, если бы со слухом у нее было все благополучно, игра ее все равно производила бы ошеломляющее воздействие поразительной тонкостью оттенков и магнетизмом. Когда она играла переложенный ею для вибрафона Флейтовый концерт Вивальди, казалось, волшебный ветерок-зефир колеблет источающие аромат цветы. Когда же звучал Концерт для малого барабана с оркестром Массона, было ощущение, что дико разбушевавшиеся стихии колеблют филармонические колонны. То был пример музицирования, осененного высшей одухотворенностью, пример, которому трудно подражать, которым молодые, однако, могут вдохновляться.
P. S. Когда статья эта была уже написана, я, побывав еще на одном концерте "Олимпийского" фестиваля, стал свидетелем новой сенсации. Ею стало выступление молодой молдавской скрипачки Татьяны Самуил. Перед нею играли двое солистов - московский пианист Евгений Михайлов и уроженка Аргентины виолончелистка Соль Габетта, оба способные и отлично обученные. Но когда вышла на эстраду Татьяна, статная, красивая, и, широко взмахнув смычком, обрушила на зал сперва мощные аккорды, а потом столь же мощную по силе звука, но с необычайной проникновенностью интонируемую мелодию, какой-то ток пронзил присутствующих: так, и только так, показалось, может звучать эта гениальная музыка, безоговорочно убеждая каждого предельной естественностью, логичностью и трепетностью развертывания. Вдохновленный скрипачкой Академический симфонический оркестр Филармонии, предводительствуемый в этот вечер многократным победителем дирижерских конкурсов, ценимым в Петербурге молодым американцем Дорианом Уилсоном, радостно откликался на каждый исходивший от ее волшебного смычка импульс. Кстати, отец Тани многие годы был главным дирижером оперного театра в Кишиневе. Он, как и мать девушки, в свое время окончил Ленинградскую консерваторию. Можно поздравить коллег: дебют дочери в городе их юности оказался блистательным!
МИХАИЛ БЯЛИК
Пожалуй, в этом плане наиболее продвинутыми показались вокалистки. У Наталии Ковалевой, уроженки Украины, ныне солистки оперного театра в Дюссельдорфе - сильный, богатый тембрами, выровненный и достаточно подвижный голос, подкупает же ее пение заключенной в нем победительной силой, соединением трепетности с горделивым покоем. Марита Кварвинг Сёльберг из Норвегии растрогала публику проникновенностью интерпретаций, которая гармонирует с теплой окраской ее небольшого, но красивого лирического сопрано. Немало достоинств и у молодого, но признанного уже в мире тенора из Колумбии Сезара Аугусто Гутьерреса: приятный тембр, крепкие верхние ноты, несомненная музыкальность. Но, видимо, из-за того, что он "выложился" на репетиции, звучание его голоса в концерте было не вполне стабильным.
Интерес слушателей к первым вечерам был усилен многообразием представленных музыкальных специальностей. Поляк Мартин Дылла изящно, но с чуть преувеличенной чувствительностью играл на гитаре, его соотечественница Марта Климасара виртуозно владеет маримбой (ударный инструмент африканского происхождения), отлично проявил себя тромбонист из Голландии Юрген ван Рейн, изысканную исполнительскую манеру продемонстрировала итальянская флейтистка Франческа Канали, а участники фортепианного дуэта Миша и Саша Манц из Швейцарии музицировали с той синхронностью чувства и ритма, которая положена братьям-близнецам. И сочинения все они привезли с собой нетривиальные - либо вовсе не известные опусы Родриго, Коппеля, Рота, либо редко исполняемые концерты Жоливе и Пуленка.
Открылся фестиваль сочинением композитора-лауреата, написанным для самого традиционного из инструментальных составов - скрипки с оркестром. "Танец шамана" - так наименовал его автор, молодой датчанин Нильс Айхберг. Это весьма разносторонний музыкант: концертирующий пианист, участвуя в панк-группе, он проявил себя также как гитарист, певец и автор песен. Как композитор же, он самоучка. Тем не менее за упомянутую пьесу был удостоен Гран-при престижного Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Видимо, состав участников соревнования был не таким уж сильным, ибо, хоть Айхберг, "шаманствуя", обнаружил живое чувство тембра и фантазию, в целом его опус не возвышается над уровнем рядовой студенческой работы. Победительница Национального конкурса скрипачей в ЮАР Зоя Байерс (она солировала также в "Испанской симфонии" Лало) сделала все, что могла, для успеха композитора-дебютанта.
Молодым артистам повезло: их выступления достойно сопровождали петербургские оркестры, ответственно отнесшиеся к своей роли. Каждый из коллективов при этом проявил те достоинства, которыми обладает. Оркестр Государственного Эрмитажа выступал со своим создателем и художественным руководителем, маститым Саулюсом Сондецкисом, оркестр театра Консерватории играл под управлением даровитого молодого, постоянно с ним работающего Александра Сладковского. А вот дирижер, вставший за пульт оркестра Академической капеллы, заменив заболевшего коллегу, в этом своем качестве оказался для петербуржцев новичком. Это - москвич Михаил Аркадьев, знакомый меломанам как тонкий пианист-ансамблист, постоянно выступающий в дуэте с прославленным баритоном Дмитрием Хворостовским. Музыковеды знают его как своего коллегу, блестящего ученого. Партитуры он получил накануне концерта и отлично продирижировал им с одной репетиции. Это стало сенсацией! Теперь хотелось бы послушать маэстро с им самим предложенной симфонической программой, основательно подготовленной.
Ну а главной сенсацией открывшегося фестиваля стало выступление в первый вечер его гостьи, легендарной исполнительницы на ударных Ивлин Гленни из Шотландии. Десять лет назад вышла в свет и распространена в мире ее автобиография под названием Good Vibrations, где Ивлин описывает, как потеряла слух и воспринимает звуковые колебания, стоя босиком на эстраде. Не вдаваясь в акустико-физиологические проблемы, замечу, что, если бы со слухом у нее было все благополучно, игра ее все равно производила бы ошеломляющее воздействие поразительной тонкостью оттенков и магнетизмом. Когда она играла переложенный ею для вибрафона Флейтовый концерт Вивальди, казалось, волшебный ветерок-зефир колеблет источающие аромат цветы. Когда же звучал Концерт для малого барабана с оркестром Массона, было ощущение, что дико разбушевавшиеся стихии колеблют филармонические колонны. То был пример музицирования, осененного высшей одухотворенностью, пример, которому трудно подражать, которым молодые, однако, могут вдохновляться.
P. S. Когда статья эта была уже написана, я, побывав еще на одном концерте "Олимпийского" фестиваля, стал свидетелем новой сенсации. Ею стало выступление молодой молдавской скрипачки Татьяны Самуил. Перед нею играли двое солистов - московский пианист Евгений Михайлов и уроженка Аргентины виолончелистка Соль Габетта, оба способные и отлично обученные. Но когда вышла на эстраду Татьяна, статная, красивая, и, широко взмахнув смычком, обрушила на зал сперва мощные аккорды, а потом столь же мощную по силе звука, но с необычайной проникновенностью интонируемую мелодию, какой-то ток пронзил присутствующих: так, и только так, показалось, может звучать эта гениальная музыка, безоговорочно убеждая каждого предельной естественностью, логичностью и трепетностью развертывания. Вдохновленный скрипачкой Академический симфонический оркестр Филармонии, предводительствуемый в этот вечер многократным победителем дирижерских конкурсов, ценимым в Петербурге молодым американцем Дорианом Уилсоном, радостно откликался на каждый исходивший от ее волшебного смычка импульс. Кстати, отец Тани многие годы был главным дирижером оперного театра в Кишиневе. Он, как и мать девушки, в свое время окончил Ленинградскую консерваторию. Можно поздравить коллег: дебют дочери в городе их юности оказался блистательным!
МИХАИЛ БЯЛИК