Экономика
ДАЙТЕ СЕВЕРО-ЗАПАДУ 12 ЛЕТ СПОКОЙСТВИЯ
07 июня
ВПЕРЕДИ РОССИИ ВСЕЙ
Ситуация вполне закономерная. Действительно, Северо-Запад объединяет наиболее промышленно-развитые субъекты Федерации, которые в последние годы демонстрируют волю к экономическому росту. По ряду показателей Северо-Запад развивается намного динамичнее не только печально известного "красного пояса", но и опережает Центральный и Приволжский округа.
Конечно, не все складывается лучшим образом. Так, в прошлом году рост промышленного производства в СЗФО оказался ниже, чем в среднем по России (соответственно 103,9 и 104,9 процента). Но в том же 2001 году на территории округа инвестиции в основной капитал увеличились на 17,3 процента (в среднем по России - на 8,2 процента), что не заставило долго ждать результатов. Уже в первом квартале текущего года объем промышленной продукции на Северо-Западе увеличился на 14,8 процента. Это в пять раз выше, чем в среднем по России (2,6 процента).
По оценкам аналитиков, в первом квартале текущего года инвестиционная активность сохранилась приблизительно на прошлогоднем уровне. Это значит, что рост производства в ближайшее время будет столь же интенсивным. Но не только производство является двигателем экономики Северо-Запада. В постиндустриальную эпоху последнее слово остается за высокими технологиями, продуктами интеллектуальной деятельности. Потенциально Северо-Запад может стать первым регионом страны, осуществившим прорыв в сферу высоких технологий. Здесь сконцентрированы мощные научные и образовательные учреждения, причем не только в Петербурге. Однако сегодня для их развития не хватает инвестиций. Несмотря на то что в 2000 году только иностранные инвестиции в экономику округа выросли на 18 процентов, а в 2001 году - еще на 12,6 процента (это выше среднероссийских показателей), в пересчете на душу населения эти цифры ничтожны не только в сравнении с Польшей и Венгрией, но и со странами Балтии.
СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА В ДЕЛЬТЕ НЕВЫ
Впрочем, выход из сложившейся ситуации найден: Экспертный экономический совет при полпреде президента в СЗФО предлагает развивать высокие технологии за счет добывающей промышленности. Действительно, на Северо-Западе сосредоточено 16 процентов разведанных запасов российской нефти и 20 процентов газа. Здесь расположен крупнейший в Европе Печорский угольный бассейн. Здесь заготавливается 25 процентов всей российской древесины. Вопрос только в том, как перераспределить средства, зарабатываемые добывающими отраслями, в пользу высоких технологий. В развитых странах Европы, в США и Японии эту функцию выполняют банки. Однако банковская система России пока еще крайне несовершенна и не в состоянии решать эти задачи.
Кроме того, как говорится, было бы в чью пользу эти средства перераспределять: высокотехнологичный сектор пока еще крайне неразвит, а то, что было во времена СССР, за последние десять лет безвозвратно потеряно. Во всяком случае, предприятиям высоких технологий - судостроения, машиностроения, электронной промышленности - зачастую приходится начинать практически "с нуля". В этом смысле экономику Северо-Запада могло бы взбодрить инновационное развитие. Однако для него также необходимо создать ряд экономических условий. Поэтому без активного вмешательства государства тут не обойтись.
Именно в этой сфере Северо-Запад мог бы стать неким "пилотным регионом", на котором можно было бы отработать механизмы развития всей страны в целом. Что ж, нам, как говорится, не привыкать. Еще в советские времена такую же функцию выполнял Ленинград. Достаточно вспомнить хотя бы программу "Интенсификация-90", ставшую прообразом горбачевской Perestroyki. Впрочем, предложения Экспертного экономического совета идут еще дальше. Резюмируя их, полпредство выступает с предложением создать на территории Северо-Запада аналог знаменитой калифорнийской Силиконовой долины (с учетом местных реалий).
ЗА ПРИБЫЛЬЮ - В ЛЕС
Одним из перспективных направлений развития экономики на Северо-Западе эксперты называют лесопромышленный комплекс. И это не только заготовка древесины, а в первую очередь - переработка. Ни для кого не секрет, что в последние годы уровень переработки (даже тот, который был) неуклонно снижается. Это неудивительно - ведь советское оборудование, устаревшее морально и физически, просто не в состоянии обеспечить обработку древесины по международным стандартам. А инвестировать в новое производство наши соседи не очень-то спешат. Ведь 15 процентов лесоперерабатывающей промышленности Финляндии работает на нашем лесе. Так что надежда в этой сфере только на собственные силы.
Впрочем, первый шаг в направлении переработки уже сделан. Создана Северо-Западная конфедерация лесопромышленников, объединившая не только заготовительные и перерабатывающие предприятия, но и лесхозы. Таким образом, появилась возможность инвестировать средства, полученные от экспорта леса (пока "кругляка", к сожалению) в переработку и лесоохрану. Ведь лес не просто является единственным возобновляемым природным ресурсом (нефть, газ и уголь, к примеру, могут только истощаться). Для его возобновления тоже необходимы средства - надо высаживать новые лесные массивы, оберегать их от браконьеров, следить за соблюдением норм рубки и т. д. Пока же с вертолета видно, что огромные лесные массивы Карелии изобилуют "пролысинами", как у человека после тяжелой и продолжительной болезни. Что ж, выздоравливать нам, видимо, придется - помирать никак нельзя...
ТРАНСПОРТ КАК НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Так уж получилось, что Северо-Запад - единственный регион Федерации, который напрямую граничит с Евросоюзом. Именно поэтому через нашу территорию проходят основные грузо- и пассажиропотоки между Россией и странами ЕС. Активную внешнеэкономическую деятельность осуществляют практически все субъекты СЗФО. Не говоря уже о Калининграде, который вынужден сотрудничать с Евросоюзом поневоле, в силу своего особенного географического положения.
Недавно вступило в силу Соглашение о создании международного транспортного коридора Север-Юг, который призван обеспечить транзит грузов и пассажиров из стран Скандинавии через Россию в Иран и Индию. Фактически речь идет о создании аналога историческому пути "из варяг в греки". Параллельно встал вопрос о строительстве "широтных" транспортных коридоров, связывающих субъекты Федерации не через центры - Москву, Петербург и т. д., а напрямую. Для этого необходима модернизация существующих автомобильных и железных дорог и строительство новых.
Развитие экономики поставило на повестку дня вопросы о строительстве новых портов (в частности, в Ленобласти), которое идет полным ходом, и восстановлении Северного морского пути, в котором оказались заинтересованы не только северные субъекты Федерации, но и страны Евросоюза. Особую роль должна сыграть Балтийская трубопроводная система, которая позволит не только увеличить продажу нефти нашим западным соседям, но и поставлять на экспорт продукты переработки - бензины, дизельное топливо и т. д.
Развитие транспорта необходимо также для создания инфраструктуры туризма. Необходимо, но недостаточно, поскольку туризм предполагает наличие гостиниц (в том числе недорогих), сферы услуг, связи. Во многих странах туризм является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Собственно, и у нас к нему надо подходить точно так же, изъяв его у комитетов "по делам молодежи, туризму и спорту". На Северо-Западе возможны все виды туризма, не только спортивный и экологический. Нам есть что показать - памятники истории и архитектуры, древние крепости и монастыри. Не говоря уже об образовательном туризме: один Пушкинский заповедник с его международной известностью чего стоит.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПОКА ОТСТАЕТ
Самая большая проблема современной России - катастрофическое отставание уровня жизни народа, причем не только от уровня, скажем, Европы или Соединенных Штатов. Экономический рост, который наблюдается в последние пару лет, к сожалению, пока никак не сказывается на условиях жизни людей. И Северо-Запад в этом не исключение. Правда, заработная плата в регионах СЗФО увеличилась, однако уровень инфляции постоянно нивелирует этот рост. В среднем по округу зарплата составила в прошлом году 5130 рублей - все равно больше, чем в среднем по России, включая московские "министерские" и "депутатские" зарплаты (4540 рублей). Реальные доходы на Северо-Западе увеличились на 9,6 процента (в России - на 4,5 процента), объем потребления товаров и услуг - на 14 процентов (в России - на 10 процентов). Но при этом в Псковской области, к примеру, объем доходов на душу населения составил 1792 рубля. На Северо-Западе есть еще два субъекта Федерации, в которых этот показатель меньше 2 тысяч рублей, - это Калининградская и Ленинградская области.
Собственно говоря, предполагаемый рост ВВП, о котором говорилось в начале этой статьи, и нужен для обеспечения достойного уровня жизни. В Стратегии экономического развития Северо-Западного округа на период до 2015 года поставлены небывалые цели. В частности, средняя заработная плата жителей Северо-Запада должна достичь хотя бы уровня 550 - 600 евро в месяц. Это, конечно, не средняя американская зарплата 80 тысяч долларов в год, но уже тот уровень, который может обеспечить достойную жизнь.
В этом году экономика Северо-Запада (и уровень доходов населения тоже) в целом выходит на уровень показателей 1997-1998 годов, то есть "докризисного" периода. Однако многие сегодня забывают, что и этот уровень развития был крайне низок и далек не только от "евростандарта", но и от показателей стран Восточной Европы, которые еще не вступили в Евросоюз. Поэтому, как говорится, нельзя останавливаться на достигнутом. Не говоря уже о том, что народ устал от бедности и крайне неудовлетворен теми темпами роста доходов, которые наблюдаются сегодня. Ведь не секрет, что, как бы кто ни выкладывался на двух-трех работах, как бы ни вкалывал по 15-16 часов в сутки, никому не дано "выскочить" из текущего уровня развития экономики. Даже в Петербурге и на Псковщине за одну и ту же работу получают разные деньги, не говоря уже о разнице с развитыми странами.
КРЕМЛЬ, ДАЙ ПОРУЛИТЬ!
В последнее время все острее встают вопросы разделения полномочий между федеральным центром и регионами (точно так же, как между регионами и муниципальными образованиями) как в сфере властных полномочий, так и межбюджетных отношений. Ни для кого никогда не было секретом то, что в результате налоговых реформ последних лет доля регионов в консолидированном бюджете в значительной мере снизилась. Иначе говоря, большая часть собираемых налогов отправляется прямиком на федеральный уровень, в Москву. Порочная практика гиперцентрализации власти и ресурсов в Москве буквально обескровливает регионы. А те, в свою очередь, "тянут" налоговые поступления из муниципалитетов. Результат плачевен: социально значимые расходы недофинансированы, кредиторская задолженность территорий растет, огромен реальный бюджетный дефицит.
В то же время ситуация далека от попыток "перетянуть бюджетное одеяло на себя", как часто представляют ее в Москве - как правительственные чиновники, так и независимые эксперты, включая центральные СМИ. Дело в том, что эффективно управлять страной из единого центра невозможно. Значительная часть задач управления может и должна решаться на местах. При этом за федеральным центром остаются те задачи, которые проще и эффективнее решать из единого центра: проведение единой внешней политики, вопросы обороны и государственной безопасности, разумеется - контрольные функции.
Кроме того, перераспределение средств федерального бюджета от эффективно работающих субъектов Федерации (в частности, входящих в состав СЗФО) в сторону бездельников из "красного пояса" столь же порочно, как и сам факт гиперконцентрации бюджетных средств в едином центре. У регионов-доноров (Петербурга, Новгорода Великого, Вологодской области и т. д.) пропадает стимул к интенсивному развитию: зачем работать, если и так все отберут? А у регионов, получающих федеральную помощь, также теряется стимул к подъему собственной экономики - им проще бороться за увеличение этой помощи. Как известно, эффективнее не накормить голодного, а подарить ему удочку и научить ловить рыбу. Попытка же сконцентрировать в центре максимум средств, с тем чтобы дотировать не только реципиентов, но и доноров (первых - больше, вторых - меньше), пока ни к какому положительному результату не привела, да и вряд ли приведет.
В связи с этим в самое ближайшее время необходимо внести коррективы в бюджетный кодекс и снова пересмотреть разделение полномочий между разными уровнями власти и управления.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ
Ситуация вполне закономерная. Действительно, Северо-Запад объединяет наиболее промышленно-развитые субъекты Федерации, которые в последние годы демонстрируют волю к экономическому росту. По ряду показателей Северо-Запад развивается намного динамичнее не только печально известного "красного пояса", но и опережает Центральный и Приволжский округа.
Конечно, не все складывается лучшим образом. Так, в прошлом году рост промышленного производства в СЗФО оказался ниже, чем в среднем по России (соответственно 103,9 и 104,9 процента). Но в том же 2001 году на территории округа инвестиции в основной капитал увеличились на 17,3 процента (в среднем по России - на 8,2 процента), что не заставило долго ждать результатов. Уже в первом квартале текущего года объем промышленной продукции на Северо-Западе увеличился на 14,8 процента. Это в пять раз выше, чем в среднем по России (2,6 процента).
По оценкам аналитиков, в первом квартале текущего года инвестиционная активность сохранилась приблизительно на прошлогоднем уровне. Это значит, что рост производства в ближайшее время будет столь же интенсивным. Но не только производство является двигателем экономики Северо-Запада. В постиндустриальную эпоху последнее слово остается за высокими технологиями, продуктами интеллектуальной деятельности. Потенциально Северо-Запад может стать первым регионом страны, осуществившим прорыв в сферу высоких технологий. Здесь сконцентрированы мощные научные и образовательные учреждения, причем не только в Петербурге. Однако сегодня для их развития не хватает инвестиций. Несмотря на то что в 2000 году только иностранные инвестиции в экономику округа выросли на 18 процентов, а в 2001 году - еще на 12,6 процента (это выше среднероссийских показателей), в пересчете на душу населения эти цифры ничтожны не только в сравнении с Польшей и Венгрией, но и со странами Балтии.
СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА В ДЕЛЬТЕ НЕВЫ
Впрочем, выход из сложившейся ситуации найден: Экспертный экономический совет при полпреде президента в СЗФО предлагает развивать высокие технологии за счет добывающей промышленности. Действительно, на Северо-Западе сосредоточено 16 процентов разведанных запасов российской нефти и 20 процентов газа. Здесь расположен крупнейший в Европе Печорский угольный бассейн. Здесь заготавливается 25 процентов всей российской древесины. Вопрос только в том, как перераспределить средства, зарабатываемые добывающими отраслями, в пользу высоких технологий. В развитых странах Европы, в США и Японии эту функцию выполняют банки. Однако банковская система России пока еще крайне несовершенна и не в состоянии решать эти задачи.
Кроме того, как говорится, было бы в чью пользу эти средства перераспределять: высокотехнологичный сектор пока еще крайне неразвит, а то, что было во времена СССР, за последние десять лет безвозвратно потеряно. Во всяком случае, предприятиям высоких технологий - судостроения, машиностроения, электронной промышленности - зачастую приходится начинать практически "с нуля". В этом смысле экономику Северо-Запада могло бы взбодрить инновационное развитие. Однако для него также необходимо создать ряд экономических условий. Поэтому без активного вмешательства государства тут не обойтись.
Именно в этой сфере Северо-Запад мог бы стать неким "пилотным регионом", на котором можно было бы отработать механизмы развития всей страны в целом. Что ж, нам, как говорится, не привыкать. Еще в советские времена такую же функцию выполнял Ленинград. Достаточно вспомнить хотя бы программу "Интенсификация-90", ставшую прообразом горбачевской Perestroyki. Впрочем, предложения Экспертного экономического совета идут еще дальше. Резюмируя их, полпредство выступает с предложением создать на территории Северо-Запада аналог знаменитой калифорнийской Силиконовой долины (с учетом местных реалий).
ЗА ПРИБЫЛЬЮ - В ЛЕС
Одним из перспективных направлений развития экономики на Северо-Западе эксперты называют лесопромышленный комплекс. И это не только заготовка древесины, а в первую очередь - переработка. Ни для кого не секрет, что в последние годы уровень переработки (даже тот, который был) неуклонно снижается. Это неудивительно - ведь советское оборудование, устаревшее морально и физически, просто не в состоянии обеспечить обработку древесины по международным стандартам. А инвестировать в новое производство наши соседи не очень-то спешат. Ведь 15 процентов лесоперерабатывающей промышленности Финляндии работает на нашем лесе. Так что надежда в этой сфере только на собственные силы.
Впрочем, первый шаг в направлении переработки уже сделан. Создана Северо-Западная конфедерация лесопромышленников, объединившая не только заготовительные и перерабатывающие предприятия, но и лесхозы. Таким образом, появилась возможность инвестировать средства, полученные от экспорта леса (пока "кругляка", к сожалению) в переработку и лесоохрану. Ведь лес не просто является единственным возобновляемым природным ресурсом (нефть, газ и уголь, к примеру, могут только истощаться). Для его возобновления тоже необходимы средства - надо высаживать новые лесные массивы, оберегать их от браконьеров, следить за соблюдением норм рубки и т. д. Пока же с вертолета видно, что огромные лесные массивы Карелии изобилуют "пролысинами", как у человека после тяжелой и продолжительной болезни. Что ж, выздоравливать нам, видимо, придется - помирать никак нельзя...
ТРАНСПОРТ КАК НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Так уж получилось, что Северо-Запад - единственный регион Федерации, который напрямую граничит с Евросоюзом. Именно поэтому через нашу территорию проходят основные грузо- и пассажиропотоки между Россией и странами ЕС. Активную внешнеэкономическую деятельность осуществляют практически все субъекты СЗФО. Не говоря уже о Калининграде, который вынужден сотрудничать с Евросоюзом поневоле, в силу своего особенного географического положения.
Недавно вступило в силу Соглашение о создании международного транспортного коридора Север-Юг, который призван обеспечить транзит грузов и пассажиров из стран Скандинавии через Россию в Иран и Индию. Фактически речь идет о создании аналога историческому пути "из варяг в греки". Параллельно встал вопрос о строительстве "широтных" транспортных коридоров, связывающих субъекты Федерации не через центры - Москву, Петербург и т. д., а напрямую. Для этого необходима модернизация существующих автомобильных и железных дорог и строительство новых.
Развитие экономики поставило на повестку дня вопросы о строительстве новых портов (в частности, в Ленобласти), которое идет полным ходом, и восстановлении Северного морского пути, в котором оказались заинтересованы не только северные субъекты Федерации, но и страны Евросоюза. Особую роль должна сыграть Балтийская трубопроводная система, которая позволит не только увеличить продажу нефти нашим западным соседям, но и поставлять на экспорт продукты переработки - бензины, дизельное топливо и т. д.
Развитие транспорта необходимо также для создания инфраструктуры туризма. Необходимо, но недостаточно, поскольку туризм предполагает наличие гостиниц (в том числе недорогих), сферы услуг, связи. Во многих странах туризм является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Собственно, и у нас к нему надо подходить точно так же, изъяв его у комитетов "по делам молодежи, туризму и спорту". На Северо-Западе возможны все виды туризма, не только спортивный и экологический. Нам есть что показать - памятники истории и архитектуры, древние крепости и монастыри. Не говоря уже об образовательном туризме: один Пушкинский заповедник с его международной известностью чего стоит.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПОКА ОТСТАЕТ
Самая большая проблема современной России - катастрофическое отставание уровня жизни народа, причем не только от уровня, скажем, Европы или Соединенных Штатов. Экономический рост, который наблюдается в последние пару лет, к сожалению, пока никак не сказывается на условиях жизни людей. И Северо-Запад в этом не исключение. Правда, заработная плата в регионах СЗФО увеличилась, однако уровень инфляции постоянно нивелирует этот рост. В среднем по округу зарплата составила в прошлом году 5130 рублей - все равно больше, чем в среднем по России, включая московские "министерские" и "депутатские" зарплаты (4540 рублей). Реальные доходы на Северо-Западе увеличились на 9,6 процента (в России - на 4,5 процента), объем потребления товаров и услуг - на 14 процентов (в России - на 10 процентов). Но при этом в Псковской области, к примеру, объем доходов на душу населения составил 1792 рубля. На Северо-Западе есть еще два субъекта Федерации, в которых этот показатель меньше 2 тысяч рублей, - это Калининградская и Ленинградская области.
Собственно говоря, предполагаемый рост ВВП, о котором говорилось в начале этой статьи, и нужен для обеспечения достойного уровня жизни. В Стратегии экономического развития Северо-Западного округа на период до 2015 года поставлены небывалые цели. В частности, средняя заработная плата жителей Северо-Запада должна достичь хотя бы уровня 550 - 600 евро в месяц. Это, конечно, не средняя американская зарплата 80 тысяч долларов в год, но уже тот уровень, который может обеспечить достойную жизнь.
В этом году экономика Северо-Запада (и уровень доходов населения тоже) в целом выходит на уровень показателей 1997-1998 годов, то есть "докризисного" периода. Однако многие сегодня забывают, что и этот уровень развития был крайне низок и далек не только от "евростандарта", но и от показателей стран Восточной Европы, которые еще не вступили в Евросоюз. Поэтому, как говорится, нельзя останавливаться на достигнутом. Не говоря уже о том, что народ устал от бедности и крайне неудовлетворен теми темпами роста доходов, которые наблюдаются сегодня. Ведь не секрет, что, как бы кто ни выкладывался на двух-трех работах, как бы ни вкалывал по 15-16 часов в сутки, никому не дано "выскочить" из текущего уровня развития экономики. Даже в Петербурге и на Псковщине за одну и ту же работу получают разные деньги, не говоря уже о разнице с развитыми странами.
КРЕМЛЬ, ДАЙ ПОРУЛИТЬ!
В последнее время все острее встают вопросы разделения полномочий между федеральным центром и регионами (точно так же, как между регионами и муниципальными образованиями) как в сфере властных полномочий, так и межбюджетных отношений. Ни для кого никогда не было секретом то, что в результате налоговых реформ последних лет доля регионов в консолидированном бюджете в значительной мере снизилась. Иначе говоря, большая часть собираемых налогов отправляется прямиком на федеральный уровень, в Москву. Порочная практика гиперцентрализации власти и ресурсов в Москве буквально обескровливает регионы. А те, в свою очередь, "тянут" налоговые поступления из муниципалитетов. Результат плачевен: социально значимые расходы недофинансированы, кредиторская задолженность территорий растет, огромен реальный бюджетный дефицит.
В то же время ситуация далека от попыток "перетянуть бюджетное одеяло на себя", как часто представляют ее в Москве - как правительственные чиновники, так и независимые эксперты, включая центральные СМИ. Дело в том, что эффективно управлять страной из единого центра невозможно. Значительная часть задач управления может и должна решаться на местах. При этом за федеральным центром остаются те задачи, которые проще и эффективнее решать из единого центра: проведение единой внешней политики, вопросы обороны и государственной безопасности, разумеется - контрольные функции.
Кроме того, перераспределение средств федерального бюджета от эффективно работающих субъектов Федерации (в частности, входящих в состав СЗФО) в сторону бездельников из "красного пояса" столь же порочно, как и сам факт гиперконцентрации бюджетных средств в едином центре. У регионов-доноров (Петербурга, Новгорода Великого, Вологодской области и т. д.) пропадает стимул к интенсивному развитию: зачем работать, если и так все отберут? А у регионов, получающих федеральную помощь, также теряется стимул к подъему собственной экономики - им проще бороться за увеличение этой помощи. Как известно, эффективнее не накормить голодного, а подарить ему удочку и научить ловить рыбу. Попытка же сконцентрировать в центре максимум средств, с тем чтобы дотировать не только реципиентов, но и доноров (первых - больше, вторых - меньше), пока ни к какому положительному результату не привела, да и вряд ли приведет.
В связи с этим в самое ближайшее время необходимо внести коррективы в бюджетный кодекс и снова пересмотреть разделение полномочий между разными уровнями власти и управления.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ