Общество

ПРОЕКТ ДЛЯ ЕВРОПЫ И РОССИИ

14 июня
Действительно, мелочь какая-то: по площади - треть территории маленькой Эстонии, по населению (1 миллион) - половина Большого Копенгагена. Такой бедный "островок", волею судьбы в течение двадцатого столетия дважды оказывавшийся в роли анклава. После Первой мировой немецкий регион был отделен от Германии Гданьским коридором, а после Второй мировой, оказавшись под Советским Союзом (и став закрытой для иностранцев областью с совершенно новым, завезенным населением), спустя меньше чем через 4 десятилетия опять стал анклавом, рискующим остаться без связи с Большой землей.
Мало кто знает, что могло обернуться совершенно иначе - хуже или лучше, другой вопрос. Главный коммунист Советской Литвы Снечкус в свое время отказался от идеи Никиты Сергеевича отдать "янтарный край" Литве. На Западе есть мнения, что отказался потому, что присоединять к себе такую толпу "русскоязычных" не хотели в Балтии и тогда. Данный факт, к слову, доказывает, что Литовская Республика далека от каких-либо территориальных притязаний и сейчас (хотя кое-кто пугает и такими страшилками). А если бы Снечкус согласился, не было бы сейчас визовых проблем, так было бы что-то наподобие Крыма, с которым маются и сам Крым, и Украина, и Россия. В общем, что выросло, то выросло...
Завершивший "неделю высокой политики" в Петербурге Четвертый саммит стран Балтийского моря, во всяком случае, стал поводом в очередной раз "проговорить" проблему. Итак, что мы имеем? Высказался российский президент за создание транзитного коридора. Бывшему Кенигсбергу не привыкать, к тому же ассоциации со Второй мировой и последовавшим после нее территориальным переделом навеивают аналогию с Западным Берлином... Такое решение представляется логичным, но литовский премьер Бразаускас не считает его реальным. Литва маленькая, и выделить, фактически "изъяв из обращения", некий транзитный путь с инфраструктурой Бразаускас не считает возможным. С другой стороны, именно Литва и Польша - то есть те страны, которых напрямую касается данный вопрос (ежегодно литовско-российскую, читай, калининградскую границу пересекают 4 миллиона человек), - на саммите высказывались за компромисс. Какой он будет, этот компромисс - никто пока не видит. В общем, ни туннель не построен, ни тем более света в его конце не предвидится.
А Евросоюз торопит. На встрече с Игорем Ивановым министр иностранных дел Дании Пер Сиг Меллер заявил, что вопрос нужно решить до ноябрьского саммита ЕС. Литва же отводит на это решение примерно год... Литва ближе, она больше в курсе, в силу исторического развития - опыта жизни в союзной коммуналке, да и современные реалии калининградской жизни отслеживает лучше хотя бы потому, что большая часть иностранных инвестиций в область - литовские.
Смею предположить, что "визовый вопрос" с чисто практической точки зрения болезненный не столько потому, что калининградские дети не могут поехать в Москву (известно впечатление одного тамошнего школьника после экскурсии в Первопрестольную: "Очень на Стамбул похоже"), а потому, что народ выживает за счет поездок в Литву и Польшу. В конце концов, порой за счет контрабанды и, что ужасно, наркобизнеса. Ну как в какой-нибудь Колумбии горем становится сжигание плантаций "зелья", порой обрекающее крестьянские семьи на голодную смерть... В этой ситуации понятна европейская жесткость подхода - а что бы мы делали на месте европейских стран? Особенно если учесть, что на южных рубежах России заслонов для всякой криминальной гадости явно недостаточно...
Выходит, дело не в визах и таможенных кордонах - дело в уровне жизни... Доктор Штефан Штайн, глава Санкт-Петербургского и Калининградского отделений Гамбургской торговой палаты, пишет: "Калининград мог бы стать Гонконгом на Балтийском море. Вот как далеко заходили в своих мечтаниях бизнесмены в начале 90-х годов. Но что же в реальности? Даже в сравнении с Россией Калининград - отсталая область с медленным экономическим развитием. А разница в уровне экономики между Польшей и Литвой, с одной стороны, и Калининградом - с другой, становится все больше и больше". Причиной того, что преимущества расположения области так и не были использованы, он считает непрофессиональный подход местной администрации и общероссийскую тенденцию - протекционистскую экономическую политику.
Так делать-то что? Между прочим, как раз накануне балтийской встречи президент посвятил калининградской теме часть еще одного своего выступления - на встрече с главами регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Он призвал к межрегиональной кооперации в отношениях с областью, отделенной от нас морем или государственными границами. С другой стороны, межрегиональная тема как нельзя актуально звучит сейчас и в программах "Северного измерения", и на межгосударственных встречах в рамках Балтийского сотрудничества. Если бы балтийские страны и мы - все вместе - в конце концов явили пример управления проектного, осмысленного, разработанного на основе вдумчиво и без спешки выработанной стратегии, это могло бы стать альтернативой как ситуативному управлению со стороны ЕС (создали ситуацию, вводим визы, и все), так и слабым попыткам ресурсно-административного управления со стороны Кремля, у которого в случае с Калининградом ресурса-то в сущности не осталось. И если сильная Европа и великая Россия не могут предложить области с одним миллионом человек и ее ближайшим соседям такого проекта, то, может быть, мы сами, жители Балтики, предложим его Европе и России?
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА, обозреватель отдела политики "НВ"
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь