Северо-Запад
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
15 июня
Разговор вовсе не был президентским монологом. Руководители областей говорили о своих проблемах и предлагали пути их решений. Мурманский губернатор Юрий Евдокимов обратил внимание участников регионального "саммита" на больной вопрос межбюджетных отношений и распределения средств между центром и областями. По его словам, 800 миллионов рублей область потеряет только из-за изменения порядка по территориальным дорожным фондам. Глава Коми Владимир Торлопов рассчитывает на поддержку президента в деле установления равных железнодорожных тарифов для угольщиков Коми и Кузбасса. А губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов встревожен отсутствием нормальной лесной политики - лесная отрасль капиталоемкая, требует серьезных вложений, а таможенные и прочие правила таковы, что заработать для этого дополнительные средства весьма сложно.
С другой стороны, президент особо подчеркнул, что сейчас, как никогда, важен вопрос межрегиональной кооперации, ее уровень в округе пока еще недостаточен, хотя и делаются определенные шаги в этом направлении. Возможно, в той самой недостаточности и кроются многие причины этих проблем. Автор этих строк задумался об этом, наблюдая за жизнью региона почти на бытовом уровне.
Стандартный пример. Череповец. Магазин одежды. Стандартные Турция и Польша. Вдруг - висят симпатичные футболочки, глаз останавливается по контрасту с прочим. Интересно, где сделано? Оказывается, в Тихвине - есть там такое совместное с немцами производство. А я и не знала, пока не приехала в Череповец. Потом как-то совершенно случайно в Питере забрела в магазин "Белорусский трикотаж" и обнаружила, что белорусским трикотажем там почти не пахнет (хозяйка объяснила, что дорого, плохо и не очень раскупается), вешалки заполнены уже совсем другой продукцией. Зато я приобрела там сыну недорогой и приличный джемпер, сделанный в Луге, и для себя присмотрелась к трикотажу из Великого Новгорода. Но такое бывает крайне редко.
На рынках, где отоваривается большая часть населения, родную северо-западную продукцию почти не встретишь. Ментальность челноков гонит их вдаль, на китайские рынки и московские оптушки, хотя до Луги вроде и ехать ближе и безопаснее. Но это ментальность челноков - а предприниматели и управленцы всех уровней, начиная с районного звена, наверно, должны смотреть на вещи шире, видеть дальше. Мой пример с трикотажем, пожалуй, мелкий, но зато наглядный и понятный каждому...
Почти в одно и то же время с информацией о совещании в Петербурге из Архангельска пришло известие: возобновлено авиационное сообщение между Архангельском и Петрозаводском. Десять лет самолеты между этими двумя городами не летали, а сейчас будут - пока еще раз в неделю. Все чаще звучат речи о необходимости строительства новых автодорог, соединяющих города разных областей региона. Мы уже писали о проекте "горизонтальной" автотрассы через Пудож, до реализации которого пока еще далеко, но перспектива очевидна.
Стоит помнить, что уникальное местоположение - десятки тысяч километров границ с Балтией, Финляндией, Норвегией - делает подобные транспортные проекты важными не только для тех субъектов Федерации, которые с этими странами граничат. С помощью новых дорог, новых информационных технологий и прежде всего новых подходов, например, "континентальная" Вологодская область может участвовать в международных проектах наравне с Карелией или Питером, будучи сама тесно исторически и географически связанной с Уралом и далее с Сибирью... Занять новое место и играть новую роль. И таких возможностей, порой уже облеченных в проекты, порой лишь "носящихся в воздухе", множество.
...По всей видимости, в обсуждениях насущных вопросов, в том числе и на самых высоких уровнях, присутствует не столько констатация некоей нашей "несостоятельности" - это неправда и не может быть правдой, а разумная неудовлетворенность темпами развития. А темпы эти - факт. И не только такие цифры, как увеличение совокупного объема средств банков в СЗФО на 57,7 процента. А другие, более близкие для обычных граждан хорошие новости. В Карелии, например, в этом году опять выросло число новорожденных по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. В Псковской и Архангельской областях в полном объеме этим летом выплачиваются отпускные бюджетникам. Летом - и это уже почти точно, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, - будет водное сообщение между Эстонией и портом "Сторожинец" в Гдовском районе, о котором мы недавно писали. А это и новые рабочие места. Беда лишь, что отпускные эти самые из расчета заработной платы, а в той же Псковской области она из рук вон низка, в Архангельской все же получше...
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА
С другой стороны, президент особо подчеркнул, что сейчас, как никогда, важен вопрос межрегиональной кооперации, ее уровень в округе пока еще недостаточен, хотя и делаются определенные шаги в этом направлении. Возможно, в той самой недостаточности и кроются многие причины этих проблем. Автор этих строк задумался об этом, наблюдая за жизнью региона почти на бытовом уровне.
Стандартный пример. Череповец. Магазин одежды. Стандартные Турция и Польша. Вдруг - висят симпатичные футболочки, глаз останавливается по контрасту с прочим. Интересно, где сделано? Оказывается, в Тихвине - есть там такое совместное с немцами производство. А я и не знала, пока не приехала в Череповец. Потом как-то совершенно случайно в Питере забрела в магазин "Белорусский трикотаж" и обнаружила, что белорусским трикотажем там почти не пахнет (хозяйка объяснила, что дорого, плохо и не очень раскупается), вешалки заполнены уже совсем другой продукцией. Зато я приобрела там сыну недорогой и приличный джемпер, сделанный в Луге, и для себя присмотрелась к трикотажу из Великого Новгорода. Но такое бывает крайне редко.
На рынках, где отоваривается большая часть населения, родную северо-западную продукцию почти не встретишь. Ментальность челноков гонит их вдаль, на китайские рынки и московские оптушки, хотя до Луги вроде и ехать ближе и безопаснее. Но это ментальность челноков - а предприниматели и управленцы всех уровней, начиная с районного звена, наверно, должны смотреть на вещи шире, видеть дальше. Мой пример с трикотажем, пожалуй, мелкий, но зато наглядный и понятный каждому...
Почти в одно и то же время с информацией о совещании в Петербурге из Архангельска пришло известие: возобновлено авиационное сообщение между Архангельском и Петрозаводском. Десять лет самолеты между этими двумя городами не летали, а сейчас будут - пока еще раз в неделю. Все чаще звучат речи о необходимости строительства новых автодорог, соединяющих города разных областей региона. Мы уже писали о проекте "горизонтальной" автотрассы через Пудож, до реализации которого пока еще далеко, но перспектива очевидна.
Стоит помнить, что уникальное местоположение - десятки тысяч километров границ с Балтией, Финляндией, Норвегией - делает подобные транспортные проекты важными не только для тех субъектов Федерации, которые с этими странами граничат. С помощью новых дорог, новых информационных технологий и прежде всего новых подходов, например, "континентальная" Вологодская область может участвовать в международных проектах наравне с Карелией или Питером, будучи сама тесно исторически и географически связанной с Уралом и далее с Сибирью... Занять новое место и играть новую роль. И таких возможностей, порой уже облеченных в проекты, порой лишь "носящихся в воздухе", множество.
...По всей видимости, в обсуждениях насущных вопросов, в том числе и на самых высоких уровнях, присутствует не столько констатация некоей нашей "несостоятельности" - это неправда и не может быть правдой, а разумная неудовлетворенность темпами развития. А темпы эти - факт. И не только такие цифры, как увеличение совокупного объема средств банков в СЗФО на 57,7 процента. А другие, более близкие для обычных граждан хорошие новости. В Карелии, например, в этом году опять выросло число новорожденных по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. В Псковской и Архангельской областях в полном объеме этим летом выплачиваются отпускные бюджетникам. Летом - и это уже почти точно, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, - будет водное сообщение между Эстонией и портом "Сторожинец" в Гдовском районе, о котором мы недавно писали. А это и новые рабочие места. Беда лишь, что отпускные эти самые из расчета заработной платы, а в той же Псковской области она из рук вон низка, в Архангельской все же получше...
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА