Город
СДЕЛАНО В ПЕТЕРБУРГЕ. ПРОДАНО ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
19 июня
Завод компании "Скания" открылся в Петербурге с 8-месячным опозданием. В конце прошлого лета шведский концерн внезапно принял решение пересмотреть производственную программу и вместо планируемого прежде автобуса с кузовом швейцарской фирмы "Хесс" наладить выпуск автобуса "Омнилинк" на базе шведского шасси. Для этого пришлось переоборудовать еще не запущенные цеха, переобучить только что натренированный персонал и пересмотреть недавно утвержденную концепцию производства. По словам генерального директора компании "Скания Россия" Пэра Густава Нильсона, отныне в Петербурге будет выпускаться тот же самый автобус, что на заводах концерна в Швеции и Польше, что позволит создать единую европейскую систему производства и сбыта.
Первенец завода вышел за ворота предприятия еще в мае. Машина оснащена 9-литровым дизельным двигателем мощностью 230 лошадиных сил, который потребляет около 30 литров топлива на 100-километровую дистанцию. Внешне "Омнилинк" похож на новые МАЗы, которые уже года два колесят по питерским магистралям: та же прямоугольная форма ("брусок на колесах"), низкий пол, широкие дверные проемы. Автобус оснащен аппарелью для погрузки детских и инвалидных колясок и может изменять угол наклона кузова в зависимости от высоты тротуара, что избавит пожилых пассажиров от неудобств при посадке.
Конструкторы рассчитывали, что их детище сможет вместить 120 человек, треть из которых совершат поездку сидя. В том, что им будет удобно, убедились вчера руководители городской администрации во главе с губернатором. Пока подчиненные отдыхали на местах для пассажиров, Владимир Яковлев осваивал кресло водителя. Позже градоначальник рассказал журналистам, что "Омнилинк" крайне прост и удобен в управлении.
Несмотря на столь лестную характеристику, питерские власти пока не спешат закупать новые автобусы для внутригородского сообщения. Во-первых, потому, что "Омнилинк" стоит значительно дороже своих отечественных (считая ближнее зарубежье) аналогов - 128 тысяч долларов без НДС против 90 тысяч долларов за новый МАЗ-103. Во-вторых, петербургская администрация уже несколько лет обновляет городской автобусный парк почти полностью за счет ЛиАЗов. Завидную протекцию по отношению к Ликинскому автозаводу в Смольном объясняют долгом предприятия в 1,3 млн долларов. Эти средства были перечислены местной администрацией в 1998 году в качестве предоплаты за автобусы, которые тогда в город так и не поступили. В 2000 году завод стал расплачиваться по долгам, отдавая каждый четвертый автобус, закупленный властями Петербурга, бесплатно. В этом году Ликинский автозавод поставит в Петербург 298 своих автобусов по цене не более 66 тысяч долларов за машину.
До начала строительства завода шведского концерна Смольный давал устные обещания, что заключит договор на поставку техники. "Скания" передала городу три автобуса для испытаний и в середине 2001 года ожидала подписания контракта. К слову сказать, такие же надежды питали и представители итальянской компании "Бреда", которые еще в 1998 году привезли в Петербург свои машины для испытаний и заявили о намерении наладить производство на базе Северного завода. Позже итальянцы стали сотрудничать с оборонным холдингом "Ленинец", однако серийный выпуск автобусов так и не начат из-за отсутствия городского заказа. При условии, что власти станут заказчиками продукции, свое производство в Петербурге были готовы наладить "Икарус", "Мерседес" и "Вольво".
К сегодняшнему дню все упомянутые автогиганты приостановили свою деятельность в Петербурге. Переориентация еще неоткрытого производства позволила "Скании" не только остаться в Петербурге, но и перестать зависеть от заказов Смольного. До конца 2002 года на заводе должно быть собрано около 35 автобусов, в 2003 году - примерно 100. Мощности предприятия рассчитаны на 250 машин в год.
Часть произведенных в Петербурге "Омнилинков" пойдет на экспорт - скорее всего, в страны Балтийского моря и бывшие республики СССР. "Автобусы, сделанные в Петербурге, ничем не отличаются от автобусов, собранных в Швеции или Польше. Теоретически они могут экспортироваться в любую страну, где "Скания" реализует свою продукцию. Но практически нам было бы удобнее поставлять их в страны, соседствующие с производством", - говорит господин Нильсон.
Если дела у "Скании" в Петербурге пойдут на лад, то одно лишь это обстоятельство весьма полезно для Петербурга, считает губернатор: "Во-первых, это повлечет за собой поступления в бюджет. Во-вторых, положительно скажется на имидже города среди иностранных инвесторов". Что же касается участия "Омнилинков" во внутригородских перевозках, то Владимир Яковлев заявил, что эта возможность будет рассмотрена (особенно с учетом лизинговых программ), и предложил руководству "Скании" подарить один автобус Петербургу. Президент компании Лейф Остлинг явно опешил от такой идеи, но, следуя примеру губернатора, заявил, что эта возможность будет рассмотрена.
ОКСАНА БОЙКО
Первенец завода вышел за ворота предприятия еще в мае. Машина оснащена 9-литровым дизельным двигателем мощностью 230 лошадиных сил, который потребляет около 30 литров топлива на 100-километровую дистанцию. Внешне "Омнилинк" похож на новые МАЗы, которые уже года два колесят по питерским магистралям: та же прямоугольная форма ("брусок на колесах"), низкий пол, широкие дверные проемы. Автобус оснащен аппарелью для погрузки детских и инвалидных колясок и может изменять угол наклона кузова в зависимости от высоты тротуара, что избавит пожилых пассажиров от неудобств при посадке.
Конструкторы рассчитывали, что их детище сможет вместить 120 человек, треть из которых совершат поездку сидя. В том, что им будет удобно, убедились вчера руководители городской администрации во главе с губернатором. Пока подчиненные отдыхали на местах для пассажиров, Владимир Яковлев осваивал кресло водителя. Позже градоначальник рассказал журналистам, что "Омнилинк" крайне прост и удобен в управлении.
Несмотря на столь лестную характеристику, питерские власти пока не спешат закупать новые автобусы для внутригородского сообщения. Во-первых, потому, что "Омнилинк" стоит значительно дороже своих отечественных (считая ближнее зарубежье) аналогов - 128 тысяч долларов без НДС против 90 тысяч долларов за новый МАЗ-103. Во-вторых, петербургская администрация уже несколько лет обновляет городской автобусный парк почти полностью за счет ЛиАЗов. Завидную протекцию по отношению к Ликинскому автозаводу в Смольном объясняют долгом предприятия в 1,3 млн долларов. Эти средства были перечислены местной администрацией в 1998 году в качестве предоплаты за автобусы, которые тогда в город так и не поступили. В 2000 году завод стал расплачиваться по долгам, отдавая каждый четвертый автобус, закупленный властями Петербурга, бесплатно. В этом году Ликинский автозавод поставит в Петербург 298 своих автобусов по цене не более 66 тысяч долларов за машину.
До начала строительства завода шведского концерна Смольный давал устные обещания, что заключит договор на поставку техники. "Скания" передала городу три автобуса для испытаний и в середине 2001 года ожидала подписания контракта. К слову сказать, такие же надежды питали и представители итальянской компании "Бреда", которые еще в 1998 году привезли в Петербург свои машины для испытаний и заявили о намерении наладить производство на базе Северного завода. Позже итальянцы стали сотрудничать с оборонным холдингом "Ленинец", однако серийный выпуск автобусов так и не начат из-за отсутствия городского заказа. При условии, что власти станут заказчиками продукции, свое производство в Петербурге были готовы наладить "Икарус", "Мерседес" и "Вольво".
К сегодняшнему дню все упомянутые автогиганты приостановили свою деятельность в Петербурге. Переориентация еще неоткрытого производства позволила "Скании" не только остаться в Петербурге, но и перестать зависеть от заказов Смольного. До конца 2002 года на заводе должно быть собрано около 35 автобусов, в 2003 году - примерно 100. Мощности предприятия рассчитаны на 250 машин в год.
Часть произведенных в Петербурге "Омнилинков" пойдет на экспорт - скорее всего, в страны Балтийского моря и бывшие республики СССР. "Автобусы, сделанные в Петербурге, ничем не отличаются от автобусов, собранных в Швеции или Польше. Теоретически они могут экспортироваться в любую страну, где "Скания" реализует свою продукцию. Но практически нам было бы удобнее поставлять их в страны, соседствующие с производством", - говорит господин Нильсон.
Если дела у "Скании" в Петербурге пойдут на лад, то одно лишь это обстоятельство весьма полезно для Петербурга, считает губернатор: "Во-первых, это повлечет за собой поступления в бюджет. Во-вторых, положительно скажется на имидже города среди иностранных инвесторов". Что же касается участия "Омнилинков" во внутригородских перевозках, то Владимир Яковлев заявил, что эта возможность будет рассмотрена (особенно с учетом лизинговых программ), и предложил руководству "Скании" подарить один автобус Петербургу. Президент компании Лейф Остлинг явно опешил от такой идеи, но, следуя примеру губернатора, заявил, что эта возможность будет рассмотрена.
ОКСАНА БОЙКО