Общество
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ХОЧЕТ ЕЩЕ
19 июня
Надо ли говорить о том, что повышение тарифов на железнодорожные перевозки повлечет повышение цен буквально на все товары и услуги? Наверное, нет. И хотя цены на билеты для "живого груза" - пассажиров пока остаются на прежнем уровне, подорожает и уголь, и (частично) и без того недешевый бензин, а также все, что возят в рефрижераторах, контейнерах, на платформах и т. д.
Излишне, наверное, напоминать о том, что убытки часто складываются из-за неэффективного управления. И о том, что для снижения расходов необходимо внедрять новые технологии, в том числе - энергосберегающие. Причем речь идет скорее не о необходимости экономии электричества, а хотя бы о модернизации котельных, многие из которых до сих пор работают на оборудовании даже не XX, а XIX века. Тут уместно сравнение с КПД чуда техники времен расцвета "чугунки" - паровоза.
Интересно, что МПС никак не может обуздать свои запросы на повышение тарифов. Летом 2001 года министерство представило в правительство прогноз развития отрасли исходя из этих тарифов и был подготовлен проект бюджета на текущий год. Но после его утверждения Госдумой монополисты снова вышли с предложением о повышении тарифов. По информации экономического советника президента Андрея Илларионова, тарифы естественных монополий (в том числе и МПС) росли значительно быстрее, чем в других отраслях: отрыв составляет 200, 250 и даже 300 процентов, причем при этом росла себестоимость, а производительность труда, наоборот, падала.
Напомним, что в последний раз тарифы на железнодорожные перевозки повышались в феврале - на 16 процентов. При этом руководство МПС осталось весьма недовольно, поскольку, по их мнению, недостаточный рост тарифов привел к образованию в бюджете МПС дефицита в размере 26 млрд рублей. Сразу было понятно, что железнодорожники сдаваться не намерены. Тем более что премьер-министр Михаил Касьянов тогда не проявил достаточной жесткости, заявив, мол, в крайнем случае, можно будет тарифы и поднять процентов этак до 35 за год. Но, естественно, только если МПС представит необходимые расчеты, и цифры эти покажутся правительственным чиновникам убедительными.
И вот вчера Якунин сообщил, что МПС удалось "с цифрами в руках" убедить коллег из Минэкономразвития в необходимости нового повышения тарифов. Впрочем, решение о повышении тарифов на перевозки будет принимать не МПС, а федеральное правительство по представлению Минэкономразвития. Вопрос по тарифной политике МПС планируется рассмотреть на заседании правительства 20 июня.
Кроме того, МПС предлагает приостановить второй этап унификации тарифов, согласно которому должны были быть выровнены тарифы на перевозку экспортно-импортных и внутренних грузов. Первоначально планировалось унифицировать тарифы с 1 июля. Что касается первого этапа, то он был проведен 1 августа прошлого года и заключался в унификации тарифов при перевозке внутренних и экспортно-импортных грузов, следующих через морские порты. Руководство МПС настаивает на том, что сегодня нет "достаточной статистики" для того, чтобы дать объективную оценку первому этапу унификации тарифов. В связи с этим и предлагается второй этап отложить.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ
Излишне, наверное, напоминать о том, что убытки часто складываются из-за неэффективного управления. И о том, что для снижения расходов необходимо внедрять новые технологии, в том числе - энергосберегающие. Причем речь идет скорее не о необходимости экономии электричества, а хотя бы о модернизации котельных, многие из которых до сих пор работают на оборудовании даже не XX, а XIX века. Тут уместно сравнение с КПД чуда техники времен расцвета "чугунки" - паровоза.
Интересно, что МПС никак не может обуздать свои запросы на повышение тарифов. Летом 2001 года министерство представило в правительство прогноз развития отрасли исходя из этих тарифов и был подготовлен проект бюджета на текущий год. Но после его утверждения Госдумой монополисты снова вышли с предложением о повышении тарифов. По информации экономического советника президента Андрея Илларионова, тарифы естественных монополий (в том числе и МПС) росли значительно быстрее, чем в других отраслях: отрыв составляет 200, 250 и даже 300 процентов, причем при этом росла себестоимость, а производительность труда, наоборот, падала.
Напомним, что в последний раз тарифы на железнодорожные перевозки повышались в феврале - на 16 процентов. При этом руководство МПС осталось весьма недовольно, поскольку, по их мнению, недостаточный рост тарифов привел к образованию в бюджете МПС дефицита в размере 26 млрд рублей. Сразу было понятно, что железнодорожники сдаваться не намерены. Тем более что премьер-министр Михаил Касьянов тогда не проявил достаточной жесткости, заявив, мол, в крайнем случае, можно будет тарифы и поднять процентов этак до 35 за год. Но, естественно, только если МПС представит необходимые расчеты, и цифры эти покажутся правительственным чиновникам убедительными.
И вот вчера Якунин сообщил, что МПС удалось "с цифрами в руках" убедить коллег из Минэкономразвития в необходимости нового повышения тарифов. Впрочем, решение о повышении тарифов на перевозки будет принимать не МПС, а федеральное правительство по представлению Минэкономразвития. Вопрос по тарифной политике МПС планируется рассмотреть на заседании правительства 20 июня.
Кроме того, МПС предлагает приостановить второй этап унификации тарифов, согласно которому должны были быть выровнены тарифы на перевозку экспортно-импортных и внутренних грузов. Первоначально планировалось унифицировать тарифы с 1 июля. Что касается первого этапа, то он был проведен 1 августа прошлого года и заключался в унификации тарифов при перевозке внутренних и экспортно-импортных грузов, следующих через морские порты. Руководство МПС настаивает на том, что сегодня нет "достаточной статистики" для того, чтобы дать объективную оценку первому этапу унификации тарифов. В связи с этим и предлагается второй этап отложить.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ