Общество

ВСЕ-ТАКИ ТОРПЕДА

20 июня
Особенностью трагедии "Курска" стало то, что традиционный российский вопрос "кто виноват?" здесь звучал дважды: кто виновен в том, что живых моряков не успели поднять со дна моря, и кто виновен в гибели лодки. Но если о первой части позабыли через несколько месяцев, то в версиях о причинах аварии недостатка не было. За исключением такой экзотики, как внутренний теракт, основных предположений насчитывалось четыре: столкновение с другим кораблем (нашим или иностранным), мина времен Второй мировой, неудачный выпуск ракеты во время учений и взрыв боеприпасов на лодке. Командование ВМФ если и не напрямую, то посредством выступлений офицеров среднего звена придерживалось "иностранной" версии; бульварные газеты публиковали статьи "Убийца "Курска" вошел в док Глазго", даже не употребляя вопросительный знак.
О том, что взрыв, скорее всего, был внутренним, заговорили после первой экспедиции к "Курску" осенью 2000 года. Эксперты из ЦКБ "Рубин" были осторожны, но версию о взрыве торпеды на АПЛ в списке всех возможных приводили первой. В британской прессе почти сразу трагедию сравнивали с аналогичной аварией, которая постигла британскую лодку в 60-е. Это заставило ВМФ Великобритании снять подобные торпеды с вооружения.
Для того чтобы эксперты пришли к окончательному заключению, понадобились подъем основной части "Курска" в прошлом году и нынешнее подводное изучение первого отсека, в котором и произошел взрыв. На поверхность были подняты шесть фрагментов. Один - самый крупный, часть обтекателя гидроакустического комплекса - был осмотрен в Североморске. Пять других фрагментов доставили в Санкт-Петербург для осмотра в ЦКБ "Рубин".
Данные, полученные благодаря недавним исследованиям, позволили правительственной комиссии прийти к окончательным выводам. Как заявил вчера Илья Клебанов, "комиссия отсекла версию столкновения и версию мины". Осталась единственная "правомочная в настоящее время версия" - взрыв 650-миллиметровой торпеды-"толстушки", снятой с вооружения ВМФ России в 2000 году. С "Курска" снять ее не успели...
По сути, вчерашнее заявление Клебанова поставило точку в подъемно-спасательной операции, длившейся почти полтора года. Все, что осталось, - подготовить акт. Что же касается лежащих до сих пор на дне фрагментов первого отсека, Клебанов предложил их не поднимать - по ним у комиссии вопросов больше нет. ВМФ рекомендовано свернуть спасательную операцию. Ранее командование сообщало о намерении взорвать оставшееся на дне. Учитывая, что корпус "Курска" поступил в переработку, день подрыва станет заключительным днем прижизненной и посмертной истории этого подводного крейсера.
МИХАИЛ ЛОГИНОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь