Город
ЧТО ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ?
21 июня
В спорах о сильных и слабых сторонах нынешнего депутатского корпуса, действующей администрации очень часто упускается из вида перспектива развития нашего города. Пока что большинство словесных баталий разворачивается вокруг подготовки к 300-летнему юбилею Петербурга. Но пройдет 2003 год - неизбежно наступит 2004-й. Что там, за горизонтом? Повестку дня пора начинать формировать уже сегодня.
Уверен, что профессионалы смогут предложить пути решения наиболее болезненных, кажущихся неразрешимыми городских проблем: ликвидации коммуналок, преодоления кризиса общественного транспорта, неуклонного старения городской инфраструктуры. Несомненно, что найдутся и рациональные современные способы привлечения инвестиций, а не кредитов - нелегкого бремени для карманов горожан. Но в данном случае речь пойдет об ином - о духовных аспектах преодоления кризисных явлений.
В случае прихода во власть новых людей главной задачей для них станет преодоление того духовного раскола, в котором несколько лет пребывает город. Говоря объективно, следует признать, что губернаторские выборы 1996 года привели к такому расколу общества. Не станем сейчас говорить о том, кто за что ответственен в этом расколе. Но он усилился, углубился в результате агрессивных выборов 1998 года в городское ЗС. Да, выборы - это борьба, порой весьма жесткая. Но после выборов власть обязана стремиться преодолеть их последствия, объединяя вчерашних оппонентов. У нас этого так и не произошло.
Реальностью этих лет были взаимные обиды и подозрительность, всплески информационных войн, господство "черного пиара" и просто подкупа избирателей. Питер стал полигоном разного рода "грязных" технологий. В Москве же (при всем неоднозначном отношении к господину Лужкову) власть нашла в себе силы переступить через собственные обиды, комплексы и смогла сформировать достаточно эффективную и консолидированную структуру, направленную на выполнение хозяйственных задач. Стоит ли удивляться тому, что питерцы, возвращаясь из Москвы, удивляются и по-хорошему завидуют тем переменам, что идут в столице, превращению ее в современный европейский город.
Мы же живем в атмосфере поисков врагов, якобы мешающих смольнинцам и части мариинцев творить добрые дела. "Собчаковцы" и зловредные "московские петербуржцы", "бильдербергский клуб" и окружная прокуратура - кто только не побывал за все минувшие годы на этом месте. Ясно, что власть-2004 будет просто обязана переломить такую ситуацию, стать властью открытой, консолидирующей. Не менее важная задача наряду с преодолением раскола, встающая в повестку дня, - возрождение энергичного духа петербургской предприимчивости.
Недавно был опубликован список тысячи лучших менеджеров России. Вычленив "питерский корпус" из этого списка, можно прийти к выводу, что ведущими отраслями производства в нашем городе являются легкая и пищевая промышленность. Между прочим, это как раз те отрасли, вмешательство в развитие которых городских властей было минимальным. Они и шли вперед. Но право же обидно, что город практически не представлен в списке "тысячи" менеджерами туристической сферы, транспорта (за редким исключением) и высокотехнологических предприятий - то есть теми, где город просто обязан быть на передовых позициях. Можно в очередной раз обидеться на составителей списка, заявив, что они подвержены "антипитерским настроениям". А можно и задуматься над тем - как помочь развитию города, как пробудить инициативу и предприимчивость горожан. Для этого следующая власть должна будет серьезно заняться разбюрокрачиванием городской жизни, ликвидацией деления бизнеса на любимый и не очень. Вообще в городе явно назрела проблема "равноудаленности" власти от бизнеса, формирования новой среды таких взаимоотношений.
Наконец, третья генеральная задача - уловить исключительно благоприятный для города момент президентства В. Путина и приступить к осуществлению широкой программы европеизации Петербурга не на словах, а на деле. Здесь есть проблемы, решаемые чрезвычайно легко. Например, иностранный туризм в городе сдерживается отсутствием указателей-дубликатов, начертанных латиницей. Кстати, ЮНЕСКО уже пригрозило лишить Петербург его международного культурно-исторического статуса, если соответствующие меры не будут приняты. Европеизация Петербурга не на словах, а на деле будет предусматривать и куда большую, чем сейчас, открытость городских властей. Скажем, в Стокгольме в городской аналог нашей контрольно-счетной палаты с просьбой провести проверку расходования бюджетных средств города может обратиться любой гражданин "с улицы", не говоря уже о журналистах. На этом фоне странные манипуляции вокруг нашей КСП, цель которых - закрыть данные о расходовании бюджетных денег, - явный признак деевропеизации городской жизни.
Конечно, это не полный перечень того, что предстоит сделать следующей городской власти. Это только постановка вопроса. Ясно, что время обсуждать такие вопросы неуклонно назревает.
ВАЛЕРИЙ ОСТРОВСКИЙ, политолог
Уверен, что профессионалы смогут предложить пути решения наиболее болезненных, кажущихся неразрешимыми городских проблем: ликвидации коммуналок, преодоления кризиса общественного транспорта, неуклонного старения городской инфраструктуры. Несомненно, что найдутся и рациональные современные способы привлечения инвестиций, а не кредитов - нелегкого бремени для карманов горожан. Но в данном случае речь пойдет об ином - о духовных аспектах преодоления кризисных явлений.
В случае прихода во власть новых людей главной задачей для них станет преодоление того духовного раскола, в котором несколько лет пребывает город. Говоря объективно, следует признать, что губернаторские выборы 1996 года привели к такому расколу общества. Не станем сейчас говорить о том, кто за что ответственен в этом расколе. Но он усилился, углубился в результате агрессивных выборов 1998 года в городское ЗС. Да, выборы - это борьба, порой весьма жесткая. Но после выборов власть обязана стремиться преодолеть их последствия, объединяя вчерашних оппонентов. У нас этого так и не произошло.
Реальностью этих лет были взаимные обиды и подозрительность, всплески информационных войн, господство "черного пиара" и просто подкупа избирателей. Питер стал полигоном разного рода "грязных" технологий. В Москве же (при всем неоднозначном отношении к господину Лужкову) власть нашла в себе силы переступить через собственные обиды, комплексы и смогла сформировать достаточно эффективную и консолидированную структуру, направленную на выполнение хозяйственных задач. Стоит ли удивляться тому, что питерцы, возвращаясь из Москвы, удивляются и по-хорошему завидуют тем переменам, что идут в столице, превращению ее в современный европейский город.
Мы же живем в атмосфере поисков врагов, якобы мешающих смольнинцам и части мариинцев творить добрые дела. "Собчаковцы" и зловредные "московские петербуржцы", "бильдербергский клуб" и окружная прокуратура - кто только не побывал за все минувшие годы на этом месте. Ясно, что власть-2004 будет просто обязана переломить такую ситуацию, стать властью открытой, консолидирующей. Не менее важная задача наряду с преодолением раскола, встающая в повестку дня, - возрождение энергичного духа петербургской предприимчивости.
Недавно был опубликован список тысячи лучших менеджеров России. Вычленив "питерский корпус" из этого списка, можно прийти к выводу, что ведущими отраслями производства в нашем городе являются легкая и пищевая промышленность. Между прочим, это как раз те отрасли, вмешательство в развитие которых городских властей было минимальным. Они и шли вперед. Но право же обидно, что город практически не представлен в списке "тысячи" менеджерами туристической сферы, транспорта (за редким исключением) и высокотехнологических предприятий - то есть теми, где город просто обязан быть на передовых позициях. Можно в очередной раз обидеться на составителей списка, заявив, что они подвержены "антипитерским настроениям". А можно и задуматься над тем - как помочь развитию города, как пробудить инициативу и предприимчивость горожан. Для этого следующая власть должна будет серьезно заняться разбюрокрачиванием городской жизни, ликвидацией деления бизнеса на любимый и не очень. Вообще в городе явно назрела проблема "равноудаленности" власти от бизнеса, формирования новой среды таких взаимоотношений.
Наконец, третья генеральная задача - уловить исключительно благоприятный для города момент президентства В. Путина и приступить к осуществлению широкой программы европеизации Петербурга не на словах, а на деле. Здесь есть проблемы, решаемые чрезвычайно легко. Например, иностранный туризм в городе сдерживается отсутствием указателей-дубликатов, начертанных латиницей. Кстати, ЮНЕСКО уже пригрозило лишить Петербург его международного культурно-исторического статуса, если соответствующие меры не будут приняты. Европеизация Петербурга не на словах, а на деле будет предусматривать и куда большую, чем сейчас, открытость городских властей. Скажем, в Стокгольме в городской аналог нашей контрольно-счетной палаты с просьбой провести проверку расходования бюджетных средств города может обратиться любой гражданин "с улицы", не говоря уже о журналистах. На этом фоне странные манипуляции вокруг нашей КСП, цель которых - закрыть данные о расходовании бюджетных денег, - явный признак деевропеизации городской жизни.
Конечно, это не полный перечень того, что предстоит сделать следующей городской власти. Это только постановка вопроса. Ясно, что время обсуждать такие вопросы неуклонно назревает.
ВАЛЕРИЙ ОСТРОВСКИЙ, политолог