Общество
Я ВСЕГДА УЗНАВАЛ ЕЕ ГОЛОС
02 июля
Витрина появилась в музее сравнительно недавно. Скрипку по имени Давид доставили в Сан-Франциско после смерти одного из величайших скрипачей ХХ века Яши Хейфеца. Завещание Хейфеца было, говорят, полной неожиданностью для музея - скрипка передавалась в собственность Музея Почетного Легиона, и на ней разрешалось играть "достойным музыкантам".
Скрипка была выставлена в витрине специального стенда, и мастер Роланд Феллер, назначенный ухаживать за ней, вероятно, играл в одиночестве что-то для себя, но за 25 лет после смерти Яши Хейфеца публике редко представлялась возможность услышать голос этого инструмента. За 25 лет всего 15 раз.
Яша Хейфец приобрел эту скрипку в 1922 году. Ему был тогда 21 год, а скрипке уже исполнилось 180 лет.
Этот инструмент - изделие легендарного мастера Джузеппе Гварнери (1698-1742), прозванного дель Джезу (по первым трем греческим буквам имени Христа, которыми мастер подписывал свои инструменты). Наряду со скрипками и альтами, созданными Антонио Страдивари, инструменты, вышедшие из мастерской Гварнери дель Джезу, - мечта (чаще всего несбыточная) любого музыканта.
Скрипка получила имя Давид в середине XIX века, когда на ней играл концертмейстер Лейпцигского симфонического оркестра Фердинанд Давид. Знаменитый скрипичный концерт Феликса Мендельсона, написанный им для Давида, впервые был исполнен именно на этой скрипке.
Яша Хейфец, владевший также и скрипкой Страдивари, полагал Давида своим главным инструментом - это была скрипка, на которой он играл на протяжении 65 лет.
Мастер Роланд Феллер сказал мне, что сохранилось несколько сотен инструментов, сделанных Страдивари, и всего 130, подписанных Гварнери дель Джезу. Все они - кроме двух - продолжают ежедневно звучать. Два инструмента, две скрипки работы Гварнери, выставлены в музеях: вот эта скрипка Хейфеца и скрипка Никколо Паганини.
С сегодняшнего дня, однако, ситуация изменится. На музейных стендах останется только один Гварнери.
Директор Музея Почетного Легиона Харри Паркер и директор Сан-Францисского симфонического оркестра Брент Ассинк подписали бумаги о передаче Давида оркестру. Условия таковы: ответственность за скрипку берет на себя оркестр, но скрипка передается не абстрактно музыкантам оркестра, а конкретно в руки концертмейстера Александра Баранчика. Только он один может играть на ней.
Скрипка появляется на своем музейном стенде по окончании сезона, когда музыканты отправляются отдыхать, а перед началом сезона ее вновь передают оркестру.
"В Ленинградской консерватории, - сказал Александр Баранчик, - один из моих классов был в той же самой комнате, в которой Леопольд Ауэр занимался с Хейфецем. На стене висели их портреты, и каждый раз, когда я играл, я смотрел на них... Я ничего тогда не знал об этой скрипке, но я знал и узнавал ее голос".
В 1979 году Александр Баранчик эмигрировал. За 23 года Баранчик был концертмейстером четырех оркестров - Бамберг (Германия), Амстердам, Лондонский симфонический оркестр и, наконец, с сентября 2001 года Симфонический оркестр Сан-Франциско.
"Я до сих пор не могу поверить, - говорит Александр Баранчик, смущенно улыбаясь, - играть на этой скрипке большая честь, огромное удовольствие и огромная ответственность... И - страх... Когда я нахожу какие-то ноты, которые звучат - на мой взгляд - по-хейфецевски. Дело не в том, будто я воображаю, что играю, как он, - никто так не играл и играть не будет. А вот интонация инструмента, которая знакома мне по записям - грандиозным записям... Некоторые ноты звучат особо, со своей неповторимой окраской..."
"И это пугает?" - спрашиваю я.
"Поверь мне, Миша, - это пугает".
МИХАИЛ ЛЕМХИН, Сан-Франциско
Скрипка была выставлена в витрине специального стенда, и мастер Роланд Феллер, назначенный ухаживать за ней, вероятно, играл в одиночестве что-то для себя, но за 25 лет после смерти Яши Хейфеца публике редко представлялась возможность услышать голос этого инструмента. За 25 лет всего 15 раз.
Яша Хейфец приобрел эту скрипку в 1922 году. Ему был тогда 21 год, а скрипке уже исполнилось 180 лет.
Этот инструмент - изделие легендарного мастера Джузеппе Гварнери (1698-1742), прозванного дель Джезу (по первым трем греческим буквам имени Христа, которыми мастер подписывал свои инструменты). Наряду со скрипками и альтами, созданными Антонио Страдивари, инструменты, вышедшие из мастерской Гварнери дель Джезу, - мечта (чаще всего несбыточная) любого музыканта.
Скрипка получила имя Давид в середине XIX века, когда на ней играл концертмейстер Лейпцигского симфонического оркестра Фердинанд Давид. Знаменитый скрипичный концерт Феликса Мендельсона, написанный им для Давида, впервые был исполнен именно на этой скрипке.
Яша Хейфец, владевший также и скрипкой Страдивари, полагал Давида своим главным инструментом - это была скрипка, на которой он играл на протяжении 65 лет.
Мастер Роланд Феллер сказал мне, что сохранилось несколько сотен инструментов, сделанных Страдивари, и всего 130, подписанных Гварнери дель Джезу. Все они - кроме двух - продолжают ежедневно звучать. Два инструмента, две скрипки работы Гварнери, выставлены в музеях: вот эта скрипка Хейфеца и скрипка Никколо Паганини.
С сегодняшнего дня, однако, ситуация изменится. На музейных стендах останется только один Гварнери.
Директор Музея Почетного Легиона Харри Паркер и директор Сан-Францисского симфонического оркестра Брент Ассинк подписали бумаги о передаче Давида оркестру. Условия таковы: ответственность за скрипку берет на себя оркестр, но скрипка передается не абстрактно музыкантам оркестра, а конкретно в руки концертмейстера Александра Баранчика. Только он один может играть на ней.
Скрипка появляется на своем музейном стенде по окончании сезона, когда музыканты отправляются отдыхать, а перед началом сезона ее вновь передают оркестру.
"В Ленинградской консерватории, - сказал Александр Баранчик, - один из моих классов был в той же самой комнате, в которой Леопольд Ауэр занимался с Хейфецем. На стене висели их портреты, и каждый раз, когда я играл, я смотрел на них... Я ничего тогда не знал об этой скрипке, но я знал и узнавал ее голос".
В 1979 году Александр Баранчик эмигрировал. За 23 года Баранчик был концертмейстером четырех оркестров - Бамберг (Германия), Амстердам, Лондонский симфонический оркестр и, наконец, с сентября 2001 года Симфонический оркестр Сан-Франциско.
"Я до сих пор не могу поверить, - говорит Александр Баранчик, смущенно улыбаясь, - играть на этой скрипке большая честь, огромное удовольствие и огромная ответственность... И - страх... Когда я нахожу какие-то ноты, которые звучат - на мой взгляд - по-хейфецевски. Дело не в том, будто я воображаю, что играю, как он, - никто так не играл и играть не будет. А вот интонация инструмента, которая знакома мне по записям - грандиозным записям... Некоторые ноты звучат особо, со своей неповторимой окраской..."
"И это пугает?" - спрашиваю я.
"Поверь мне, Миша, - это пугает".
МИХАИЛ ЛЕМХИН, Сан-Франциско