Общество
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПЛЮС...?
03 июля
Германская авиакатастрофа оказалась особо трагической по двум причинам. Во-первых, основными жертвами воздушного столкновения стали дети. Во-вторых, исходя из самых первых сообщений можно понять, что она стала возможна из-за нескольких страшных случайностей.
Рейс самолета "Башкирских авиалиний" был внеплановым. Его заказчиком стала московская туристическая компания "Согласие", занимающаяся организацией детского отдыха. Группа школьников из Башкирии (дети республиканской элиты и победители олимпиад) должны были вылететь 29 июня рейсом авиакомпании "Россия", но из-за нескольких причин, в первую очередь отсутствия виз, группа вылететь не смогла. Полет доверили "Башкирским авиалиниям". По заявлению представителя компании Ривена Шакирова, самолетом управлял опытный экипаж, а сама машина, полностью соответствующая европейским стандартам, была одной из самых новых (1995 год выпуска).
Трагедия произошла не просто на границе двух государств (Германии и Швейцарии), а на границе ответственности германских и швейцарских диспетчеров. Швейцарцы "приняли" Ту-154 от своих немецких коллег лишь за несколько минут до столкновения. Почти сразу же они поняли, что на трассе следования грузового "Боинга" находится российский самолет. Это было предусмотрено расписанием полетов; воздушным судам требовалось всего лишь изменить курс. Однако, как утверждают швейцарцы, русский экипаж не ответил на три предупреждения. Самолеты сближались, и "Боинг" благодаря автоматической системе предупреждения столкновений стал менять высоту. Именно в этот момент Ту-154 наконец-то откликнулся на запрос с земли и начал снижать высоту. Таким образом, если бы он или не реагировал на команды вообще, или начал снижение после первого запроса, страшного совпадения удалось бы избежать.
Это швейцарская версия. Комментируя ее, европейские СМИ утверждают, что причиной трагедии, скорее всего, стало плохое знание английского языка российским экипажем: он слишком поздно понял, что от него требуют. Существует другая версия, согласно которой в столкновении виноват "Боинг", который тоже начал сворачивать, но в последний момент автоматическая система вернула его на прежний курс. Следователь Франк Гельднер сказал, что пока не следует спекулировать на тему ошибок того или другого экипажа. По его мнению, официальное разбирательство может продлиться до двух месяцев, но непременно завершится определенным результатом: "черные ящики" уже найдены. Российские официальные лица подчеркивают надежность экипажа Ту-154, исправность самолета, а в качестве возможной причины вспоминают о недавней общеевропейской диспетчерской забастовке.
Однако все разговоры о причинах, выводах и компенсациях отступили перед гибелью детей. Президент Башкирии Муртаза Рахимов объявил в республике трехдневный траур. Российский МИД сумел оперативно договориться с посольством ФРГ: родители погибших детей получат бесплатные визы для вылета в Германию.
МИХАИЛ ЛОГИНОВ
Рейс самолета "Башкирских авиалиний" был внеплановым. Его заказчиком стала московская туристическая компания "Согласие", занимающаяся организацией детского отдыха. Группа школьников из Башкирии (дети республиканской элиты и победители олимпиад) должны были вылететь 29 июня рейсом авиакомпании "Россия", но из-за нескольких причин, в первую очередь отсутствия виз, группа вылететь не смогла. Полет доверили "Башкирским авиалиниям". По заявлению представителя компании Ривена Шакирова, самолетом управлял опытный экипаж, а сама машина, полностью соответствующая европейским стандартам, была одной из самых новых (1995 год выпуска).
Трагедия произошла не просто на границе двух государств (Германии и Швейцарии), а на границе ответственности германских и швейцарских диспетчеров. Швейцарцы "приняли" Ту-154 от своих немецких коллег лишь за несколько минут до столкновения. Почти сразу же они поняли, что на трассе следования грузового "Боинга" находится российский самолет. Это было предусмотрено расписанием полетов; воздушным судам требовалось всего лишь изменить курс. Однако, как утверждают швейцарцы, русский экипаж не ответил на три предупреждения. Самолеты сближались, и "Боинг" благодаря автоматической системе предупреждения столкновений стал менять высоту. Именно в этот момент Ту-154 наконец-то откликнулся на запрос с земли и начал снижать высоту. Таким образом, если бы он или не реагировал на команды вообще, или начал снижение после первого запроса, страшного совпадения удалось бы избежать.
Это швейцарская версия. Комментируя ее, европейские СМИ утверждают, что причиной трагедии, скорее всего, стало плохое знание английского языка российским экипажем: он слишком поздно понял, что от него требуют. Существует другая версия, согласно которой в столкновении виноват "Боинг", который тоже начал сворачивать, но в последний момент автоматическая система вернула его на прежний курс. Следователь Франк Гельднер сказал, что пока не следует спекулировать на тему ошибок того или другого экипажа. По его мнению, официальное разбирательство может продлиться до двух месяцев, но непременно завершится определенным результатом: "черные ящики" уже найдены. Российские официальные лица подчеркивают надежность экипажа Ту-154, исправность самолета, а в качестве возможной причины вспоминают о недавней общеевропейской диспетчерской забастовке.
Однако все разговоры о причинах, выводах и компенсациях отступили перед гибелью детей. Президент Башкирии Муртаза Рахимов объявил в республике трехдневный траур. Российский МИД сумел оперативно договориться с посольством ФРГ: родители погибших детей получат бесплатные визы для вылета в Германию.
МИХАИЛ ЛОГИНОВ