Общество
УЯЗВИМАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
05 июля
Впервые за все годы реформ почти половина опрошенных считает себя "приспособившимися" к переменам, произошедшим в стране за минувшее десятилетие (49%). Еще 23% полагают, что это случится с ними в самое ближайшее время. Тех, кто не верит в свою способность свыкнуться с новой жизнью, лишь четверть. Особенно высока степень адаптированности у молодых людей, среди которых более 90% рассматривают нынешнюю жизнь как норму.
А ведь еще два-три года назад соотношение принявших "новую жизнь" и не принявших ее было почти равным! А пессимисты уверенно преобладали над оптимистами.
Те же настроения характерны и для российского политического класса. Президент страны Владимир Путин считает достигнутую общественную и политическую стабильность главным достижением своего президентства. А правительство во главе с Михаилом Касьяновым неустанно подчеркивает устойчивость финансового и экономического положения страны, а также рисует перспективы небыстрого, но устойчивого экономического роста. Неизменная поддержка президента и правительства Государственной думой, Советом Федерации, регионами, основными политическими партиями, бизнесом - заметная всем черта нашего времени.
Кажется, свершилось то, о чем в 90-е годы даже не мечталось. Российский обыватель и руководящие им лица приняли наконец новые правила игры, психологически оправдали новое государство, новую политическую и экономическую системы, возникшие на рубеже 80-90-х. Опросы свидетельствуют, что, похоже, именно сейчас массовое сознание окончательно рассталось с СССР и социализмом. И народ готов жить в новой Российской Федерации, которая ему начинает к тому же все больше нравиться, становиться по-настоящему "своей", а не навязанной сверху тем или иным "антинародным оккупационным режимом".
Это принципиально новое состояние общества является необходимым условием устойчивого развития новой России.
Возникшая исподволь исторически значимая "привычка" к новой жизни помимо оптимизма и успокоения (после всех социальных и политических потрясений минувшего десятилетия) рождает, однако, и новые серьезные вопросы. Обретенная нами стабильность ставит вопрос о существе того, что родилось в России в последнее десятилетие ушедшего века. Или иначе: "Да здравствует стабильность! Но стабильность чего?"
Российская экономика продолжает оставаться отсталой, несовременной и плохо интегрированной в мировые рынки. Степень ее вовлеченности в глобальную торговлю значительно ниже, чем, скажем, китайской или индийской экономик. За годы реформ российское общество прошло путь чудовищного социального расслоения, когда около 40% граждан прозябают за чертой бедности, а ничтожное меньшинство чиновников и бизнесменов напоказ демонстрирует запредельную роскошь. Российские рынки (на национальном, региональном и локальном уровнях) чрезвычайно монополизированы, находясь зачастую в руках конгломератов сросшихся между собой чиновных и предпринимательских групп. Коррупция, неотъемлемая часть и основа такой экономики, по-прежнему составляет бич России. Российская политическая система, воспринявшая все формальные институты и правила современных правовых демократических государств, на деле остается во многом во власти теневых механизмов манипулирования общественным мнением, режиссирования выборов, монополизации власти одними и теми же правящими группами, подавления политической конкуренции и свободы слова.
Одним словом, Россия, к которой привыкает российское общество и политический класс и жизнь в которой все больше начинает восприниматься как норма, на деле сформировалась как весьма уязвимая и неконкурентоспособная в условиях современного мира экономическая, политическая и социальная система. Согласиться с такой "нормой" стратегически означает согласиться с неизменной отсталостью страны, ее обреченностью по типу вековой "обреченности" многих африканских или латиноамериканских государств. Словом, если нынешнее состояние России "норма", то ее долгосрочная неконкурентоспособность неизбежно станет нашим "нормальным" состоянием.
Едва ли не единственным политиком в стране, который понимает это, является российский президент. Отдавая должное наступившей "стабилизации", он одновременно бьет нешуточную тревогу относительно перспектив страны. В своем недавнем ежегодном послании (как и годом ранее) он вновь остро поставил вопрос о нарастающем отставании России от передовых государств мира. Однако складывается впечатление, что именно эти разделы его речей мало кто слышит.
Особенно в летние знойные дни, когда тишина и маленькие отпускные радости наполняют нас миром и покоем.
ВЛАДИМИР РЫЖКОВ, депутат Государственной думы
А ведь еще два-три года назад соотношение принявших "новую жизнь" и не принявших ее было почти равным! А пессимисты уверенно преобладали над оптимистами.
Те же настроения характерны и для российского политического класса. Президент страны Владимир Путин считает достигнутую общественную и политическую стабильность главным достижением своего президентства. А правительство во главе с Михаилом Касьяновым неустанно подчеркивает устойчивость финансового и экономического положения страны, а также рисует перспективы небыстрого, но устойчивого экономического роста. Неизменная поддержка президента и правительства Государственной думой, Советом Федерации, регионами, основными политическими партиями, бизнесом - заметная всем черта нашего времени.
Кажется, свершилось то, о чем в 90-е годы даже не мечталось. Российский обыватель и руководящие им лица приняли наконец новые правила игры, психологически оправдали новое государство, новую политическую и экономическую системы, возникшие на рубеже 80-90-х. Опросы свидетельствуют, что, похоже, именно сейчас массовое сознание окончательно рассталось с СССР и социализмом. И народ готов жить в новой Российской Федерации, которая ему начинает к тому же все больше нравиться, становиться по-настоящему "своей", а не навязанной сверху тем или иным "антинародным оккупационным режимом".
Это принципиально новое состояние общества является необходимым условием устойчивого развития новой России.
Возникшая исподволь исторически значимая "привычка" к новой жизни помимо оптимизма и успокоения (после всех социальных и политических потрясений минувшего десятилетия) рождает, однако, и новые серьезные вопросы. Обретенная нами стабильность ставит вопрос о существе того, что родилось в России в последнее десятилетие ушедшего века. Или иначе: "Да здравствует стабильность! Но стабильность чего?"
Российская экономика продолжает оставаться отсталой, несовременной и плохо интегрированной в мировые рынки. Степень ее вовлеченности в глобальную торговлю значительно ниже, чем, скажем, китайской или индийской экономик. За годы реформ российское общество прошло путь чудовищного социального расслоения, когда около 40% граждан прозябают за чертой бедности, а ничтожное меньшинство чиновников и бизнесменов напоказ демонстрирует запредельную роскошь. Российские рынки (на национальном, региональном и локальном уровнях) чрезвычайно монополизированы, находясь зачастую в руках конгломератов сросшихся между собой чиновных и предпринимательских групп. Коррупция, неотъемлемая часть и основа такой экономики, по-прежнему составляет бич России. Российская политическая система, воспринявшая все формальные институты и правила современных правовых демократических государств, на деле остается во многом во власти теневых механизмов манипулирования общественным мнением, режиссирования выборов, монополизации власти одними и теми же правящими группами, подавления политической конкуренции и свободы слова.
Одним словом, Россия, к которой привыкает российское общество и политический класс и жизнь в которой все больше начинает восприниматься как норма, на деле сформировалась как весьма уязвимая и неконкурентоспособная в условиях современного мира экономическая, политическая и социальная система. Согласиться с такой "нормой" стратегически означает согласиться с неизменной отсталостью страны, ее обреченностью по типу вековой "обреченности" многих африканских или латиноамериканских государств. Словом, если нынешнее состояние России "норма", то ее долгосрочная неконкурентоспособность неизбежно станет нашим "нормальным" состоянием.
Едва ли не единственным политиком в стране, который понимает это, является российский президент. Отдавая должное наступившей "стабилизации", он одновременно бьет нешуточную тревогу относительно перспектив страны. В своем недавнем ежегодном послании (как и годом ранее) он вновь остро поставил вопрос о нарастающем отставании России от передовых государств мира. Однако складывается впечатление, что именно эти разделы его речей мало кто слышит.
Особенно в летние знойные дни, когда тишина и маленькие отпускные радости наполняют нас миром и покоем.
ВЛАДИМИР РЫЖКОВ, депутат Государственной думы