Экономика
БЕЛЛА ЗЛАТКИС, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РФ: ДОЛГИ - ЭТО ОТЛОЖЕННЫЕ НАЛОГИ
11 июля
Стоит вспомнить мировую экономическую историю. В средние века системы заимствования развивались по принципу: два года взимаются повышенные подати или налоги (в Европе - налоги, в других местах - подати), после чего возникает порог - взять в качестве налогов уже нечего. Затем следующие два года развивается система заимствований. Власть заимствует у кого можно и нельзя и доходит до того, когда взаймы уже никто не дает. Тогда она опять начинает увеличивать налоговое давление, в современной терминологии, на население и бизнес.
Именно так развивались системы заимствований, именно так они связаны с налоговой системой. Серьезным осмыслением этой проблемы являются труды Карла Маркса, который довольно подробно осветил, чем, по его представлению, являются заимствования государственной власти. Он предполагал, что налоги и заимствования - это одна сторона медали, одно вытекает из другого. И к сожалению, одно подгоняет другое. После Маркса экономическая наука шагнула вперед, и западная экономическая наука давно в подробностях описала то, как рационально выдерживать соотношение между заимствованиями и налогами.
На примере Соединенных Штатов в книге Игоря Костикова (председателя ФКЦБ России) в подробностях описано, как выглядит налоговая система и заимствования в США начиная с середины XVIII века. Давайте задумаемся, как это выглядит у нас.
Итак, субъекты Федерации сегодня собирают налогов порядка одного триллиона рублей. Это очень большая сумма, сравнимая с той, которая идет в федеральный бюджет, но при этом регионы менее обременены долгами. Правда, ситуация достаточно неравномерна: есть субъекты Федерации, у которых большие долги, есть субъекты Федерации, у которых долгов практически нет. Это не звучит как похвала, поскольку в большинстве случаев отсутствие долговой нагрузки у субъекта РФ объясняется не огромной доходной базой, а тем, что ему никто не дает кредиты. Причина этого в основном в неумении работать на финансовых рынках.
На начало июня 2002 года субъекты Федерации образовали немалый государственный долг - он составляет 120 млрд рублей. Из общего объема долга на государственные ценные бумаги приходится всего 21 млрд. Весь остальной долг не столь публичен и, соответственно, не столь мобилен. 55 млрд рублей, то есть почти половина, представлены в виде государственных гарантий, которые субъекты Федерации выдали хозяйствующим субъектам, и 25 млрд заимствованы у вышестоящих органов власти.
Я должна сказать, что если посмотреть на отчеты субъектов Федерации, то они выглядят достаточно пристойно. Предельные нормы заимствований, которые определило бюджетное законодательство, в основном выдерживаются. Во всяком случае, сегодня, когда просто никто не дает в долг. Но тем не менее есть отложенные долги, есть произведенные заимствования, исполнение которых отложено на более благоприятную финансовую обстановку. Есть субъекты Федерации, испытывающие проблему рефинансирования долгов и большую проблему, связанную с необходимостью рассчитаться по тем долгам, которые уже были сделаны.
Как должна развиваться ситуация в дальнейшем? Очевидно, что речь идет о поправках в Бюджетный кодекс. Я не законодатель, но могу сказать с полной степенью вероятности, что законодатель в любом случае ограничит возможности для субъектов Федерации привлекать ресурсы. Иначе каждый новый губернатор будет поставлен во все более сложную ситуацию. Ему придется расплачиваться за все заимствования, которые сделаны предыдущей властью. Поэтому власть должна быть ограничена в возможностях делать заимствования.
Нам представляется, что субъект Федерации, имеющий крепкий бюджет и собственную доходную базу, имеет право и возможность привлекать средства с финансовых рынков в пределах существующих ограничений, причем не только на рефинансирование нынешнего долга, но и на рефинансирование внутреннего долга. Ведь это единственный способ создать полноценную систему управления своим долгом на своей территории.
С другой стороны, любое заимствование субъекта Федерации - муниципального образования, города, страны - это увеличение суверенного долга Российской Федерации. Исходя из общей суммы суверенного долга, строятся всевозможные рейтинги, и в конечном итоге определяются те средства, которые инвесторы вкладывают в Россию. Возникает в конечном счете ситуация, когда государству совсем не безразлично, как субъекты Федерации будут работать на внешнем рынке. Поэтому Российская Федерация вправе запретить заимствовать на внешнем рынке тем субъектам, у которых нет полноценных бюджетов, которые не могут отвечать по своим обязательствам. Поэтому я думаю, что ограничения сохранятся, и это будут ограничения, связанные с качеством того или иного бюджета и объемом заимствований, которые планируется привлечь в ближайшее время.
По информации агентства AK&M
Именно так развивались системы заимствований, именно так они связаны с налоговой системой. Серьезным осмыслением этой проблемы являются труды Карла Маркса, который довольно подробно осветил, чем, по его представлению, являются заимствования государственной власти. Он предполагал, что налоги и заимствования - это одна сторона медали, одно вытекает из другого. И к сожалению, одно подгоняет другое. После Маркса экономическая наука шагнула вперед, и западная экономическая наука давно в подробностях описала то, как рационально выдерживать соотношение между заимствованиями и налогами.
На примере Соединенных Штатов в книге Игоря Костикова (председателя ФКЦБ России) в подробностях описано, как выглядит налоговая система и заимствования в США начиная с середины XVIII века. Давайте задумаемся, как это выглядит у нас.
Итак, субъекты Федерации сегодня собирают налогов порядка одного триллиона рублей. Это очень большая сумма, сравнимая с той, которая идет в федеральный бюджет, но при этом регионы менее обременены долгами. Правда, ситуация достаточно неравномерна: есть субъекты Федерации, у которых большие долги, есть субъекты Федерации, у которых долгов практически нет. Это не звучит как похвала, поскольку в большинстве случаев отсутствие долговой нагрузки у субъекта РФ объясняется не огромной доходной базой, а тем, что ему никто не дает кредиты. Причина этого в основном в неумении работать на финансовых рынках.
На начало июня 2002 года субъекты Федерации образовали немалый государственный долг - он составляет 120 млрд рублей. Из общего объема долга на государственные ценные бумаги приходится всего 21 млрд. Весь остальной долг не столь публичен и, соответственно, не столь мобилен. 55 млрд рублей, то есть почти половина, представлены в виде государственных гарантий, которые субъекты Федерации выдали хозяйствующим субъектам, и 25 млрд заимствованы у вышестоящих органов власти.
Я должна сказать, что если посмотреть на отчеты субъектов Федерации, то они выглядят достаточно пристойно. Предельные нормы заимствований, которые определило бюджетное законодательство, в основном выдерживаются. Во всяком случае, сегодня, когда просто никто не дает в долг. Но тем не менее есть отложенные долги, есть произведенные заимствования, исполнение которых отложено на более благоприятную финансовую обстановку. Есть субъекты Федерации, испытывающие проблему рефинансирования долгов и большую проблему, связанную с необходимостью рассчитаться по тем долгам, которые уже были сделаны.
Как должна развиваться ситуация в дальнейшем? Очевидно, что речь идет о поправках в Бюджетный кодекс. Я не законодатель, но могу сказать с полной степенью вероятности, что законодатель в любом случае ограничит возможности для субъектов Федерации привлекать ресурсы. Иначе каждый новый губернатор будет поставлен во все более сложную ситуацию. Ему придется расплачиваться за все заимствования, которые сделаны предыдущей властью. Поэтому власть должна быть ограничена в возможностях делать заимствования.
Нам представляется, что субъект Федерации, имеющий крепкий бюджет и собственную доходную базу, имеет право и возможность привлекать средства с финансовых рынков в пределах существующих ограничений, причем не только на рефинансирование нынешнего долга, но и на рефинансирование внутреннего долга. Ведь это единственный способ создать полноценную систему управления своим долгом на своей территории.
С другой стороны, любое заимствование субъекта Федерации - муниципального образования, города, страны - это увеличение суверенного долга Российской Федерации. Исходя из общей суммы суверенного долга, строятся всевозможные рейтинги, и в конечном итоге определяются те средства, которые инвесторы вкладывают в Россию. Возникает в конечном счете ситуация, когда государству совсем не безразлично, как субъекты Федерации будут работать на внешнем рынке. Поэтому Российская Федерация вправе запретить заимствовать на внешнем рынке тем субъектам, у которых нет полноценных бюджетов, которые не могут отвечать по своим обязательствам. Поэтому я думаю, что ограничения сохранятся, и это будут ограничения, связанные с качеством того или иного бюджета и объемом заимствований, которые планируется привлечь в ближайшее время.
По информации агентства AK&M