Город

ДАМБУ ДОСТРОЯТ. ЛЕТ ЭТАК ЧЕРЕЗ 150

12 июля
Собственно строительство Комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений началось в 1979 году. К 1990 году, когда дамба была уже сделана на 60 процентов, Горсовет заморозил проект как экологически опасный для акватории Финского залива. В план возведения дамбы входило и строительство очистных сооружений, но оно из-за экономии средств просто не велось. В результате экологическая обстановка в восточной части залива значительно ухудшилась, именно это и стало предлогом для прекращения возведения дамбы. Ну а затем на первый план вышли финансовые проблемы. Денег в городском бюджете на "стройку века" не хватало, а федеральный центр не спешил оказать помощь постоянно затапливаемому городу. В последнее десятилетие строительства практически не было, а специально созданная организация "Ленморзащита" занималась тем, что не давала дамбе развалиться.
Прошлый год стал началом нового этапа развития проекта - в российском бюджете появилась строка о финансировании строительства дамбы. А в апреле 2002 года губернатор Петербурга Владимир Яковлев и председатель Госстроя Анвар Шамузафаров подписали совместное распоряжение о передаче функций заказчика федеральному ведомству.
В ведении "Ленморзащиты" остаются эксплуатация дамбы, по которой проложена дорога, связывающая Кронштадт с Петербургом, и мониторинг окружающей среды. А Госстрою нужно делать все остальное и главное - финансировать проект. По словам предыдущего директора "Ленморзащиты" Александра Савина, если средства будут поступать из федерального бюджета в тех же объемах, что и раньше, строительство займет не менее 150 лет. Поэтому новый заказчик должен найти частных инвесторов для завершения долгостроя.
Госстрой подал заявку на кредит в 210 млн долларов в Европейский банк реконструкции и развития, однако шансы на получение этих денег невелики. Тем более что общая стоимость проекта составляет порядка 600 млн долларов.
И это при том, что приближается не только 300-летие города, но и 2004 год, когда, по прогнозам специалистов, должно произойти самое серьезное наводнение за последние 20 лет. Чтобы убедиться в том, что эта угроза для петербуржцев нешуточная, достаточно вспомнить статистику. 220 раз вода поднималась на 210 сантиметров, 67 раз - до 300 и трижды - свыше трех метров. Самое известное наводнение случилось 19 ноября 1824 года, оно упоминается в поэме "Медный всадник". Тогда вода достигла рекордной высоты - 421 сантиметр. В тот день залило несколько районов, включая исторический центр. Все деревянные строения были снесены, улицы затоплены, а Невский проспект превратился в один бурный поток. За одну ночь погибли около 14 тысяч человек. Причем самыми страшными наводнениями являются осенне-зимние.
Предотвратить повторение бедствий и должна была дамба. Частично эта проблема решена. Теперь, когда синоптики сообщают о резком подъеме воды, в сооружениях срабатывают металлические затворы и вода из Финского залива не поступает в Неву. Однако это отнюдь не стало панацеей, ведь речь идет не о двухметровой или даже трехметровой, а гораздо более мощной волне. Подобное наводнение Петербург пережил два года назад, когда вода, преодолев дамбу, ринулась на город. В результате были подтоплены шесть городских районов, сотни поселков остались без света, парализовало вокзалы, пострадали дома, мосты, зоопарк, Ботанический сад, подвалы Эрмитажа. Естественно, досталось и метро, которое проложено у нас на большой глубине.
Так что если не найти сейчас срочно денег на достройку дамбы, то через год может быть поздно. Уже и президент просил премьер-министра Касьянова разобраться с проблемами финансирования строительства защитных сооружений. Увы, пока, похоже, безрезультатно. Если власти не найдут средств в ближайшее время, то через год мы будем думать не о праздновании городского юбилея, а об очередном восстановлении после наводнения.
АНДРЕЙ ДАВЛИЦАРОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.12
0.189 (-0.21%)
Курс Евро
98.31
0.167 (-0.17%)
Погода
Сегодня,
08 май
среда
+1
09 май
четверг
+7
Ясно
10 май
пятница
+9
Облачно