Общество
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЕЙ КАПИТАЛИЗМА
12 июля
Лозунг реализовали не полностью. Отобрать отобрали, а насчет "поделить" замешкались.
Свалили отобранное в общую кучу, где оно и догнивало семьдесят лет, - лишь партийная верхушка из того "общенародного" изобилия отхватывала "по потребности". Только к началу девяностых наконец-то озарило россиян: ошибочка вышла! Не надо было отбирать и в кучу сваливать. Так что - кончай социализм строить, надо капитализм восстанавливать!
Так вот и оказалась победно реализованной вторая часть исторического лозунга большевиков. Правда, с огромным разрывом во времени: отобрали-то в начале века, а разделить удалось только в конце, да и то на скорую руку. Ну а дальше что? Дальше вроде ничего и не надо. Зачем напрягаться, голову ломать, руки мозолить? Мировой опыт ведь доказал, что частная собственность - залог здоровой экономики, гарант демократии. Вот и пусть наша только что объявленная частная собственность сама ведет нас к всеобщему благосостоянию...
Увы, довольно быстро выяснилось, что самотеком процветание не приходит. И развитые страны, на которые мы смотрим то с завистью, то с ненавистью, свое нынешнее благополучие выстрадали в тяжких трудах. Они-то свой капитализм чуть не полтысячи лет строили! И отнюдь не благостным был этот процесс. Рождался он (тут с Марксом не поспоришь), "источая кровь и грязь из всех своих пор". Но за пройденные с тех пор в заботах и исканиях столетия был накоплен бесценный опыт действительно рыночных и достаточно демократических отношений в обществе - найдены и опробованы формы, механизмы и правовые нормы государственного устройства, их обеспечивающие. Формы и правила общественных отношений, механизмы общественного контроля - тоже. Да и на собственной шкуре мы вроде бы уже успели убедиться, что частная собственность сама собой не создает ни конкурентного рынка, ни эффективных демократических институтов - она лишь позволяет обществу начать бороться за них.
Пора бы нам, наконец, понять, что без объединения людей в профсоюзы (реальные, а не те фиктивные, что мы сегодня имеем), без создания партий (не клубов по продвижению карьеристов к власти, а настоящих - с серьезными программами и живыми связями в народе), без прессы, свободной от чиновничьего и олигархического диктата, без выработки демократических традиций, без эффективного общественного мнения процветающую страну не построить!
Нынешняя убежденность, что раз у нас появились богатые люди, значит, вслед за ними хлынут все блага демократического капитализма, ничуть не больше обоснована, чем прежняя надежда, что, отобрав у мужиков землю и согнав их в колхозы, можно добиться всеобщей сытости "от Кронштадта до Владивостока".
"Никто не даст нам избавленья" - ни Бог, ни Путин, ни Международный валютный фонд. И "освобожденья" своего от бесправия, нищеты, бандитизма и коррупции мы можем добиться исключительно собственной рукой. Как - это требует особого разговора, непростых споров и решений. Но надо твердо усвоить - дорогу указывать есть смысл лишь тому, кто ее ищет. Толковать же про ее тупики и извивы тем, кто, радостно убрав скульптуру Дзержинского с Лубянской площади, снова норовит завалиться на печь и размышлять там о горькой судьбе "многострадальной отчизны", извините, уже не интересно.
Что он попал в беду, не гуманно. Но что обычно делает благополучный предприниматель на бескрайних просторах бывшего СССР до того, как попадает в беду? Пробует ли он соединить свои деньги, волю и организаторские таланты с деньгами, волею и талантами других представителей среднего класса? Класса, который при капитализме - единственная сила, реально способная стать организатором и гарантом процветания, законности, порядка, культуры и всего общественного здоровья вообще? Кто иной должен взять судьбу страны в свои руки и не позволять бандитам и политическим шарлатанам бессовестно грабить наши народы, растлевать, а то и прямо убивать наших детей?
В России новых собственников теперь пруд пруди. Но впечатление такое, что в большинстве каждый из них думает лишь о себе, о счете в банке, о том, как ему "оттянуться" по полной программе где-нибудь на Кипре, а не о том, как обустроить страну, как внедрить в общественное сознание необходимость честности в делах, справедливости в судах, неподкупности во всех государственных системах. Существует расхожее убеждение, что капитализм основывается на эгоизме и индивидуализме, когда каждый сам за себя. Дикий капитализм, "источающий кровь и грязь из всех своих пор", - безусловно. Но цивилизованное буржуазное общество при необходимости умеет сплачиваться во имя общих интересов, жертвовать личным ради общего, иметь сострадание к тем, кто в беде, делиться с теми, кто в нужде, защищать обиженных, давать отпор обнаглевшим уголовникам и чинушам...
Когда-то разложившаяся партийная верхушка с обычной своей бездарностью пыталась внедрить в сознание молодежи "Моральный кодекс строителей коммунизма". Если так же бездарно отнестись сегодня к задачам "Морального кодекса строителей капитализма", то и результат может получиться аналогичный. Не дай-то Бог...
Наш электронный адрес: goldenpen@mail.ru
Интернет-связь осуществляется при содействии компании "РелкомДС" www.relcom.ru
АНДРЕЙ НУЙКИН, публицист
Свалили отобранное в общую кучу, где оно и догнивало семьдесят лет, - лишь партийная верхушка из того "общенародного" изобилия отхватывала "по потребности". Только к началу девяностых наконец-то озарило россиян: ошибочка вышла! Не надо было отбирать и в кучу сваливать. Так что - кончай социализм строить, надо капитализм восстанавливать!
Так вот и оказалась победно реализованной вторая часть исторического лозунга большевиков. Правда, с огромным разрывом во времени: отобрали-то в начале века, а разделить удалось только в конце, да и то на скорую руку. Ну а дальше что? Дальше вроде ничего и не надо. Зачем напрягаться, голову ломать, руки мозолить? Мировой опыт ведь доказал, что частная собственность - залог здоровой экономики, гарант демократии. Вот и пусть наша только что объявленная частная собственность сама ведет нас к всеобщему благосостоянию...
Увы, довольно быстро выяснилось, что самотеком процветание не приходит. И развитые страны, на которые мы смотрим то с завистью, то с ненавистью, свое нынешнее благополучие выстрадали в тяжких трудах. Они-то свой капитализм чуть не полтысячи лет строили! И отнюдь не благостным был этот процесс. Рождался он (тут с Марксом не поспоришь), "источая кровь и грязь из всех своих пор". Но за пройденные с тех пор в заботах и исканиях столетия был накоплен бесценный опыт действительно рыночных и достаточно демократических отношений в обществе - найдены и опробованы формы, механизмы и правовые нормы государственного устройства, их обеспечивающие. Формы и правила общественных отношений, механизмы общественного контроля - тоже. Да и на собственной шкуре мы вроде бы уже успели убедиться, что частная собственность сама собой не создает ни конкурентного рынка, ни эффективных демократических институтов - она лишь позволяет обществу начать бороться за них.
Пора бы нам, наконец, понять, что без объединения людей в профсоюзы (реальные, а не те фиктивные, что мы сегодня имеем), без создания партий (не клубов по продвижению карьеристов к власти, а настоящих - с серьезными программами и живыми связями в народе), без прессы, свободной от чиновничьего и олигархического диктата, без выработки демократических традиций, без эффективного общественного мнения процветающую страну не построить!
Нынешняя убежденность, что раз у нас появились богатые люди, значит, вслед за ними хлынут все блага демократического капитализма, ничуть не больше обоснована, чем прежняя надежда, что, отобрав у мужиков землю и согнав их в колхозы, можно добиться всеобщей сытости "от Кронштадта до Владивостока".
"Никто не даст нам избавленья" - ни Бог, ни Путин, ни Международный валютный фонд. И "освобожденья" своего от бесправия, нищеты, бандитизма и коррупции мы можем добиться исключительно собственной рукой. Как - это требует особого разговора, непростых споров и решений. Но надо твердо усвоить - дорогу указывать есть смысл лишь тому, кто ее ищет. Толковать же про ее тупики и извивы тем, кто, радостно убрав скульптуру Дзержинского с Лубянской площади, снова норовит завалиться на печь и размышлять там о горькой судьбе "многострадальной отчизны", извините, уже не интересно.
Что он попал в беду, не гуманно. Но что обычно делает благополучный предприниматель на бескрайних просторах бывшего СССР до того, как попадает в беду? Пробует ли он соединить свои деньги, волю и организаторские таланты с деньгами, волею и талантами других представителей среднего класса? Класса, который при капитализме - единственная сила, реально способная стать организатором и гарантом процветания, законности, порядка, культуры и всего общественного здоровья вообще? Кто иной должен взять судьбу страны в свои руки и не позволять бандитам и политическим шарлатанам бессовестно грабить наши народы, растлевать, а то и прямо убивать наших детей?
В России новых собственников теперь пруд пруди. Но впечатление такое, что в большинстве каждый из них думает лишь о себе, о счете в банке, о том, как ему "оттянуться" по полной программе где-нибудь на Кипре, а не о том, как обустроить страну, как внедрить в общественное сознание необходимость честности в делах, справедливости в судах, неподкупности во всех государственных системах. Существует расхожее убеждение, что капитализм основывается на эгоизме и индивидуализме, когда каждый сам за себя. Дикий капитализм, "источающий кровь и грязь из всех своих пор", - безусловно. Но цивилизованное буржуазное общество при необходимости умеет сплачиваться во имя общих интересов, жертвовать личным ради общего, иметь сострадание к тем, кто в беде, делиться с теми, кто в нужде, защищать обиженных, давать отпор обнаглевшим уголовникам и чинушам...
Когда-то разложившаяся партийная верхушка с обычной своей бездарностью пыталась внедрить в сознание молодежи "Моральный кодекс строителей коммунизма". Если так же бездарно отнестись сегодня к задачам "Морального кодекса строителей капитализма", то и результат может получиться аналогичный. Не дай-то Бог...
Наш электронный адрес: goldenpen@mail.ru
Интернет-связь осуществляется при содействии компании "РелкомДС" www.relcom.ru
АНДРЕЙ НУЙКИН, публицист