Общество
ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
13 июля
Пусть я и не принадлежу к поколению, которое стояло у истоков движения авторской песни, о Грушинском фестивале слышала не раз и немало. К авторской песне как к жанру отношусь выборочно, то есть не люблю оптом и заочно всех тех, кто представляется ее исполнителями. Но положенный трепет при исполнении классики в соответствующей обстановке испытываю, есть и любимые песни, и любимые голоса.
На самом фестивале оказалась впервые, но когда поделилась своими сомнениями со здешними ветеранами - мол, могу ли я что-то высказывать, - меня успокоили: свежим взглядом можно многое увидеть. Пользуясь этой индульгенцией и в страхе потерять право первого взгляда, я спешу поделиться с вами всем увиденным и услышанным. Тем более что в следующем году фестиваль отпразднует свое 30-летие. Короткоштанное детство и мечтательная юность позади, пора вступать в зрелость, выбирать свою дорогу. Но о дорогах в будущее потом, для начала вспомним прошлое.
МИФ
Он уходит своими корнями в далекий 1968 год. Трагическая гибель Валерия Грушина стала той жертвенной каплей крови, которая сплотила людей с гитарами и рюкзаками и дала жизнь будущему мифу. Конечно, тогда, собираясь у костра и обмениваясь новыми песнями, никто не думал, что творит историю, даже несмотря на то, что с каждым годом людей собиралось все больше и больше. Но вот прошло достаточно времени, чтобы на те истоки стало возможно глядеть с ностальгией, чтобы многие успели уйти, чтобы конкретные черты лиц стерлись в памяти и остались лики, чтобы подросло новое поколение. Так появился миф. Не надо только понимать миф как сказку, то бишь ложь, нечто такое, что нужно разоблачать. Мифологизируются очень многие события и личности при благоприятных обстоятельствах, эти мифы питают творчество, воспитывают младших, подпитывают историю. Но иногда мифы так сильно прорастают в сознании, что за ними не видно действительности, они начинают просто паразитировать на реальности.
Вот вам миф о Грушинском фестивале: в начале июля в Самарской области собираются люди с интеллигентными, но мужественными (или, наоборот, с мужественными, но интеллигентными) лицами, заросшими бородой, на носу у них очки, за спиной рюкзак и гитара. Есть и девушки, их поменьше, рюкзаки почти такого же размера. Они ставят палатки, разводят костры, и над лесами и рекой несется перебор гитарных струн и чистые, сильные голоса выводят незамысловатые (вариант - замысловатые) песни. В память о Валере Грушине обязательно бывает дождь, хотя бы маленький. Все они друзья, все из разных концов страны, все в жизни являются кем-то другим - имеют профессии, семьи, место работы. Но каждый год снова собираются здесь. Вместе.
Красиво? Да. Правда? Нет и да. Ложь? Да и нет.
СТО ЦВЕТОВ ГРУШИНСКОГО
4 июля к вечеру мы добрались до Мастрюковских озер. Еще далеко до Фестивальной поляны, но палатки уже начались. А вместе с ними - дым костров. В наступающих сумерках вокруг вовсю кипела жизнь: вновь подъезжающие искали, где бы поставить палатку, договаривались с комендантом. Уже устроившиеся на месте занимались другими насущными проблемами: пластиковыми бутылками таскали воду из трех скважин, покупали у лесников дрова (самостоятельная рубка дров каралась штрафами), варили что-то в котелках. Ну а люди, разрешившие бытовые вопросы, могли позволить себе просто петь. Или же пойти слушать кого-то выступающего на одной из шести (это не считая главной - знаменитой гитары) эстрад. Людей нельзя было объединить ни по какому общему признаку: возраст, стиль одежды, степень одетости, благосостояние - были все. К вечеру - о, долгожданная прохлада! - толпа увеличивалась. Начнешь бродить по огромному лагерю, и чего только не увидишь! Где готовятся к выступлению, где поют в свое удовольствие (причем не обязательно бардов, слышно и Цоя, и "Сплин", и "Мумий тролль"), а где вообще магнитофон врубили и из него несется ритмичное техно или что-то сладкоголосно-попсовое. Много уже говорят о том, что за цифрами посещаемости Грушинского фестиваля кроются люди, приехавшие не сюда конкретно, а просто на природу, потусоваться, ведь есть повод.
Борис Кейльман, президент клуба авторской песни Валерия Грушина, заместитель председателя оргкомитета, относится к этому достаточно спокойно. Его позиция - "пусть цветут сто цветов". То есть пусть хотя бы так приобщаются к авторской песне. Однако результаты этого "приобщения" довольно неопределенны: мат несется со всех сторон (доброжелательный такой, но мат), количество пьяных к ночи не поддается исчислению (впрочем, время суток не показатель). Официально продажа спиртных напитков, естественно, запрещена, милиция изымает спиртное и даже обыскивает, но вы же понимаете...
Благодаря тому же тезису Мао Цзедуна на фестивале вольготно чувствуют себя кришнаиты. Знакомые всей стране оранжевые и розовые балахоны свободно раздают печатную продукцию, продают сладости и поделки, а также... проводят свою пресс-конференцию с помощью пресс-клуба фестиваля. Какое отношение, пардон, последователи Кришны имеют к авторской песне?! Есть свой лагерь и у православных, но никакой агитацией они не занимаются.
Отдельный рассказ - о Фестивальной ярмарке. Представьте себе, что рынок - любой обычный рынок - перенесли вдруг в лес. Можно было ехать, не взяв с собой вообще ничего. И приобрести все, от палатки до купальника со шлепанцами, прямо на месте. Нет, своя специфика у ярмарки, конечно, есть. Продают гитары, струны, песенники, кассеты и CD. Сувениров с фестивальной символикой не то чтобы много. Часовой завод "Восток" торгует специально выпущенными часами с надписями "Грушинский фестиваль". Все остальное - обычная дребедень, которую купишь везде: побрякушки, игрушки, дуделки.
Если продолжать разговор о быте, то вопросы с туалетами и мусором были самыми острыми. За водой стояли очереди, несмотря на то что в этом году пробурили еще одну скважину. Словом, лодка авторской песни постоянно грозилась разбиться о быт.
Что еще поражает - так это количество рекламы. Все крупные спонсоры получили место, чтобы разбить свой лагерь, и рекламные площади. Самые активные, как, например, местные операторы сотовой связи, проводили свои рекламные кампании, невзирая на зной. Что удобно, однако: из их палаток можно было звонить - и очереди жарились под солнцем. И вот, когда ты идешь по Бродвею (как главная улица, то Бродвей - это понятно), возникает ощущение, что ты в городе: тебя обтекает разношерстная толпа, с обеих сторон рекламные щиты, на обочине приторговывают едой старушки, под ногами мусор, девушки раздают листовки и бесплатные пакетики. Только вот вместо домов - палатки. Да люди в основном в купальниках и плавках.
Многие приехали с детьми - возраст от грудничков. Детям было раздолье. Для них работали детская площадка с игровыми программами, Город мастеров, Летняя детская поющая республика (ЛДПР), проводился детский конкурс песни и концерт "Барды для детей".
В толпе многие терялись. По громкой связи постоянно шли сообщения, кто, кого и где ждет, доска объявлений - реальная и виртуальная - ломилась от объявлений.
Параллельно творческим программам шли спортивные. Баскетбол, волейбол, футбол, кросс, армрестлинг и даже парусные соревнования. На нескольких спортивных площадках постоянно кто-то играл.
Грушинский, как оказалось, имеет не только спортивную подготовку, но и компьютерную. Помимо своего сайта www.grushin.samara.ru, велась on-line трансляция концертов, а интернет-партнер фестиваля развернул свой городок, где каждый мог за умеренную плату залезть в сеть или написать письмо.
А конкурс шел своим чередом. В течение всех дней до ночи прослушивали исполнителей, которые успели подать заявки (более 400, включая ансамбли). Три тура судили три разных жюри. В жюри финального тура в числе прочих были Олег Митяев, Галина Хомчик, Борис Есипов, Альфред Тальковский. Победителей оказалось мало, и это, как сказала на пресс-конференции Галина Хомчик, хорошо. Это 7 дипломантов и 5 лауреатов. Вот имена лауреатов: Екатерина Болдырева (Казань), Михаил Калинкин (Москва), Ирина Христианова (Краснодар), Наталья Кучер (Калининград), Павел Аксенов (Алма-Ата). Лауреаты получили возможность выступить на Горе.
ПРИВЕТ, ГОРА!
Гора. Это легендарное место. В субботу, когда в 22.00 должен был состояться концерт, места занимали с обеда. У сцены были поставлены скамейки - туда не пускали. Скамейки были оплачены спонсорами, которые получили места согласно вкладам. Плюс организаторы, участники, пресса. Остальные сидели прямо на Горе (если не принесли подстилки). Видно было не всем и не все, даже несмотря на огромный экран рядом со сценой. Но слышно было прекрасно - акустика потрясающая. Сцена-гитара на воде кажется карикатурно маленькой - впрочем, зачем большая, если на нее выходит всего несколько человек с гитарами или даже один. По предварительным подсчетам, на концерт собрались около 120 тысяч человек - многие специально приехали только на него. Но когда началось да потом разогналось, я забыла обо всех бытовых вопросах, мучавших не одну меня. На сцену один за другим выходили люди - гости и лауреаты, заслуженные и новички, дуэтами и поодиночке - и говорили: "Привет, Гора!" - и Гора им отвечала. Никто не был освистан, но и не каждый обласкан.
Сенсацией стало, конечно, выступление Юрия Шевчука, специально приехавшего на Грушинский. Видно было, что он очень волновался, и он сам об этом сказал, но его встретили как родного. 4 песни: "Ветер", "Песня о друге", "Просвистела" и, наконец, "Последняя осень" (ну чем не бардовская песня?). Московский дуэт, выступавший после солиста "ДДТ", лихо пошутил, что, с одной стороны, это самоубийство - выступать после Шевчука, а с другой - на разогреве у них сам Шевчук. И концерт с уходом его не закончился, а продолжался до 3 часов ночи.
На следующий день хлынул ливень, развезло грязь под ногами, многие уже уехали, многие собирались, а на эстрадах продолжали петь. Всех желающих лесничество снабдило саженцами - гости посадили около 100 деревьев. Это хотят сделать традицией.
Как видите, фестиваль из камерного мероприятия давно стал огромной махиной, и управлять ею по тем же законам не получается, да раньше и не требовалось управления, собирались стихийно. Нужны деньги фестивалю или нет? Нужна ли прибыль? К чему приведет полная коммерциализация? А кроме финансовых вопросов (которые, однако, определяют дух фестиваля), есть еще вопросы территориальные и экологические. Нужна ли постоянная площадка? Как сохранить территорию? Как восстанавливать ее?
И вопрос вопросов: станет ли юбилей тем мечом, которым перерубят этот гордиев узел проблем (как это пытаются сделать с юбилеем Петербурга)?
Реальность Грушинского фестиваля. А миф пусть живет в сердце.
НАДЕЖДА ДЕМКИНА
На самом фестивале оказалась впервые, но когда поделилась своими сомнениями со здешними ветеранами - мол, могу ли я что-то высказывать, - меня успокоили: свежим взглядом можно многое увидеть. Пользуясь этой индульгенцией и в страхе потерять право первого взгляда, я спешу поделиться с вами всем увиденным и услышанным. Тем более что в следующем году фестиваль отпразднует свое 30-летие. Короткоштанное детство и мечтательная юность позади, пора вступать в зрелость, выбирать свою дорогу. Но о дорогах в будущее потом, для начала вспомним прошлое.
МИФ
Он уходит своими корнями в далекий 1968 год. Трагическая гибель Валерия Грушина стала той жертвенной каплей крови, которая сплотила людей с гитарами и рюкзаками и дала жизнь будущему мифу. Конечно, тогда, собираясь у костра и обмениваясь новыми песнями, никто не думал, что творит историю, даже несмотря на то, что с каждым годом людей собиралось все больше и больше. Но вот прошло достаточно времени, чтобы на те истоки стало возможно глядеть с ностальгией, чтобы многие успели уйти, чтобы конкретные черты лиц стерлись в памяти и остались лики, чтобы подросло новое поколение. Так появился миф. Не надо только понимать миф как сказку, то бишь ложь, нечто такое, что нужно разоблачать. Мифологизируются очень многие события и личности при благоприятных обстоятельствах, эти мифы питают творчество, воспитывают младших, подпитывают историю. Но иногда мифы так сильно прорастают в сознании, что за ними не видно действительности, они начинают просто паразитировать на реальности.
Вот вам миф о Грушинском фестивале: в начале июля в Самарской области собираются люди с интеллигентными, но мужественными (или, наоборот, с мужественными, но интеллигентными) лицами, заросшими бородой, на носу у них очки, за спиной рюкзак и гитара. Есть и девушки, их поменьше, рюкзаки почти такого же размера. Они ставят палатки, разводят костры, и над лесами и рекой несется перебор гитарных струн и чистые, сильные голоса выводят незамысловатые (вариант - замысловатые) песни. В память о Валере Грушине обязательно бывает дождь, хотя бы маленький. Все они друзья, все из разных концов страны, все в жизни являются кем-то другим - имеют профессии, семьи, место работы. Но каждый год снова собираются здесь. Вместе.
Красиво? Да. Правда? Нет и да. Ложь? Да и нет.
СТО ЦВЕТОВ ГРУШИНСКОГО
4 июля к вечеру мы добрались до Мастрюковских озер. Еще далеко до Фестивальной поляны, но палатки уже начались. А вместе с ними - дым костров. В наступающих сумерках вокруг вовсю кипела жизнь: вновь подъезжающие искали, где бы поставить палатку, договаривались с комендантом. Уже устроившиеся на месте занимались другими насущными проблемами: пластиковыми бутылками таскали воду из трех скважин, покупали у лесников дрова (самостоятельная рубка дров каралась штрафами), варили что-то в котелках. Ну а люди, разрешившие бытовые вопросы, могли позволить себе просто петь. Или же пойти слушать кого-то выступающего на одной из шести (это не считая главной - знаменитой гитары) эстрад. Людей нельзя было объединить ни по какому общему признаку: возраст, стиль одежды, степень одетости, благосостояние - были все. К вечеру - о, долгожданная прохлада! - толпа увеличивалась. Начнешь бродить по огромному лагерю, и чего только не увидишь! Где готовятся к выступлению, где поют в свое удовольствие (причем не обязательно бардов, слышно и Цоя, и "Сплин", и "Мумий тролль"), а где вообще магнитофон врубили и из него несется ритмичное техно или что-то сладкоголосно-попсовое. Много уже говорят о том, что за цифрами посещаемости Грушинского фестиваля кроются люди, приехавшие не сюда конкретно, а просто на природу, потусоваться, ведь есть повод.
Борис Кейльман, президент клуба авторской песни Валерия Грушина, заместитель председателя оргкомитета, относится к этому достаточно спокойно. Его позиция - "пусть цветут сто цветов". То есть пусть хотя бы так приобщаются к авторской песне. Однако результаты этого "приобщения" довольно неопределенны: мат несется со всех сторон (доброжелательный такой, но мат), количество пьяных к ночи не поддается исчислению (впрочем, время суток не показатель). Официально продажа спиртных напитков, естественно, запрещена, милиция изымает спиртное и даже обыскивает, но вы же понимаете...
Благодаря тому же тезису Мао Цзедуна на фестивале вольготно чувствуют себя кришнаиты. Знакомые всей стране оранжевые и розовые балахоны свободно раздают печатную продукцию, продают сладости и поделки, а также... проводят свою пресс-конференцию с помощью пресс-клуба фестиваля. Какое отношение, пардон, последователи Кришны имеют к авторской песне?! Есть свой лагерь и у православных, но никакой агитацией они не занимаются.
Отдельный рассказ - о Фестивальной ярмарке. Представьте себе, что рынок - любой обычный рынок - перенесли вдруг в лес. Можно было ехать, не взяв с собой вообще ничего. И приобрести все, от палатки до купальника со шлепанцами, прямо на месте. Нет, своя специфика у ярмарки, конечно, есть. Продают гитары, струны, песенники, кассеты и CD. Сувениров с фестивальной символикой не то чтобы много. Часовой завод "Восток" торгует специально выпущенными часами с надписями "Грушинский фестиваль". Все остальное - обычная дребедень, которую купишь везде: побрякушки, игрушки, дуделки.
Если продолжать разговор о быте, то вопросы с туалетами и мусором были самыми острыми. За водой стояли очереди, несмотря на то что в этом году пробурили еще одну скважину. Словом, лодка авторской песни постоянно грозилась разбиться о быт.
Что еще поражает - так это количество рекламы. Все крупные спонсоры получили место, чтобы разбить свой лагерь, и рекламные площади. Самые активные, как, например, местные операторы сотовой связи, проводили свои рекламные кампании, невзирая на зной. Что удобно, однако: из их палаток можно было звонить - и очереди жарились под солнцем. И вот, когда ты идешь по Бродвею (как главная улица, то Бродвей - это понятно), возникает ощущение, что ты в городе: тебя обтекает разношерстная толпа, с обеих сторон рекламные щиты, на обочине приторговывают едой старушки, под ногами мусор, девушки раздают листовки и бесплатные пакетики. Только вот вместо домов - палатки. Да люди в основном в купальниках и плавках.
Многие приехали с детьми - возраст от грудничков. Детям было раздолье. Для них работали детская площадка с игровыми программами, Город мастеров, Летняя детская поющая республика (ЛДПР), проводился детский конкурс песни и концерт "Барды для детей".
В толпе многие терялись. По громкой связи постоянно шли сообщения, кто, кого и где ждет, доска объявлений - реальная и виртуальная - ломилась от объявлений.
Параллельно творческим программам шли спортивные. Баскетбол, волейбол, футбол, кросс, армрестлинг и даже парусные соревнования. На нескольких спортивных площадках постоянно кто-то играл.
Грушинский, как оказалось, имеет не только спортивную подготовку, но и компьютерную. Помимо своего сайта www.grushin.samara.ru, велась on-line трансляция концертов, а интернет-партнер фестиваля развернул свой городок, где каждый мог за умеренную плату залезть в сеть или написать письмо.
А конкурс шел своим чередом. В течение всех дней до ночи прослушивали исполнителей, которые успели подать заявки (более 400, включая ансамбли). Три тура судили три разных жюри. В жюри финального тура в числе прочих были Олег Митяев, Галина Хомчик, Борис Есипов, Альфред Тальковский. Победителей оказалось мало, и это, как сказала на пресс-конференции Галина Хомчик, хорошо. Это 7 дипломантов и 5 лауреатов. Вот имена лауреатов: Екатерина Болдырева (Казань), Михаил Калинкин (Москва), Ирина Христианова (Краснодар), Наталья Кучер (Калининград), Павел Аксенов (Алма-Ата). Лауреаты получили возможность выступить на Горе.
ПРИВЕТ, ГОРА!
Гора. Это легендарное место. В субботу, когда в 22.00 должен был состояться концерт, места занимали с обеда. У сцены были поставлены скамейки - туда не пускали. Скамейки были оплачены спонсорами, которые получили места согласно вкладам. Плюс организаторы, участники, пресса. Остальные сидели прямо на Горе (если не принесли подстилки). Видно было не всем и не все, даже несмотря на огромный экран рядом со сценой. Но слышно было прекрасно - акустика потрясающая. Сцена-гитара на воде кажется карикатурно маленькой - впрочем, зачем большая, если на нее выходит всего несколько человек с гитарами или даже один. По предварительным подсчетам, на концерт собрались около 120 тысяч человек - многие специально приехали только на него. Но когда началось да потом разогналось, я забыла обо всех бытовых вопросах, мучавших не одну меня. На сцену один за другим выходили люди - гости и лауреаты, заслуженные и новички, дуэтами и поодиночке - и говорили: "Привет, Гора!" - и Гора им отвечала. Никто не был освистан, но и не каждый обласкан.
Сенсацией стало, конечно, выступление Юрия Шевчука, специально приехавшего на Грушинский. Видно было, что он очень волновался, и он сам об этом сказал, но его встретили как родного. 4 песни: "Ветер", "Песня о друге", "Просвистела" и, наконец, "Последняя осень" (ну чем не бардовская песня?). Московский дуэт, выступавший после солиста "ДДТ", лихо пошутил, что, с одной стороны, это самоубийство - выступать после Шевчука, а с другой - на разогреве у них сам Шевчук. И концерт с уходом его не закончился, а продолжался до 3 часов ночи.
На следующий день хлынул ливень, развезло грязь под ногами, многие уже уехали, многие собирались, а на эстрадах продолжали петь. Всех желающих лесничество снабдило саженцами - гости посадили около 100 деревьев. Это хотят сделать традицией.
Как видите, фестиваль из камерного мероприятия давно стал огромной махиной, и управлять ею по тем же законам не получается, да раньше и не требовалось управления, собирались стихийно. Нужны деньги фестивалю или нет? Нужна ли прибыль? К чему приведет полная коммерциализация? А кроме финансовых вопросов (которые, однако, определяют дух фестиваля), есть еще вопросы территориальные и экологические. Нужна ли постоянная площадка? Как сохранить территорию? Как восстанавливать ее?
И вопрос вопросов: станет ли юбилей тем мечом, которым перерубят этот гордиев узел проблем (как это пытаются сделать с юбилеем Петербурга)?
Реальность Грушинского фестиваля. А миф пусть живет в сердце.
НАДЕЖДА ДЕМКИНА