Общество
О СОХРАНЕНИИ ТАЙНЫ МОЖНО НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
13 июля
Практики называют создание этой системы прорывом в налаживании взаимодействия между Территориальным фондом ОМС, медицинскими учреждениями города и петербуржцами, пользующимися их услугами. Для чего она создана и как будет действовать? Этот и другие вопросы мы задали заместителю исполнительного директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Геннадию Орлову.
- Геннадий Михайлович, за почти десятилетнюю историю существования территориального фонда все уже привыкли к сложившейся системе, стоит ли в ней что-либо менять?
- На самом деле изменения непосвященным будут незаметны. Особенность системы ОМС в том, что медицинские учреждения города финансируются по подушевому принципу, и сейчас поликлиники через свои страховые компании получают деньги за неработающих на основе данных Петербургкомстата, в которых мы увидим серьезные нестыковки с нашими данными. И получается, что расходование средств фонда не соответствует реальному числу застрахованных жителей города. А создание Единой информационной системы (ЕИС) - это возможность навести порядок в отношениях ТФ ОМС -медицинское учреждение - пациент. Для начала мы взялись за регистр всех работающих (1,5 млн), и он уже создан. Составление регистра неработающих граждан продолжается.
- Может быть, можно совместить создание регистра неработающего населения с переписью, чтобы получить более достоверную информацию?
- Данные, полученные во время переписи населения, будут обезличенными, так же как те, что мы сейчас получаем от комитета по статистике, но они действительно окажутся более достоверными, и мы, конечно, будем их использовать до создания персонифицированного регистра неработающих. Когда будет полностью сформирован общий регистр, у нас появится реальная картина всех действительных полисов, выданных в Петербурге.
- А разве их количество не совпадает с числом застрахованных?
- За небольшую историю существования системы ОМС граждане уже запутались в своих полисах. У некоторых на руках оказывается до пяти штук, и каждый из них от разных страховых компаний. Медицинские учреждения, принимая эти фактически "финансовые" документы, часто вообще не могут понять, застрахован человек или нет, а если застрахован, то какой компанией. Нередко оказывается так, что район давно уже заключил договор с другой компанией, а человек приходит в стационар или поликлинику со старым полисом. Медицинское учреждение не может добиться оплаты за пролеченного больного, потому что страховщики говорят, что счет выписан не к ним. У петербуржцев скопилось уже несколько полисов, разобраться с которыми не может не только сам пациент, но и медики, и страховщики.
Когда мы будем уверены, что первичный учет завершен, каждый горожанин получит только один электронный полис. И за этим будет стоять серьезная информационная технология, обеспечивающая единство информации, содержащейся и в бумажном полисе, и в регистре. Более того, полис в электронном виде будет доступен на портале для корпоративных пользователей. И в случае если администрация района заключит договор с другой страховой организацией, медучреждение может обратиться в регистр и найти там своего пациента, а главное, адрес, по которому следует направить счет за лечение. При этом медицинские работники будут уверены, что он обязательно будет оплачен. Потому что независимо от страховой компании, обслуживающей то или иное учреждение в определенное время, главное в полисе не ее название, а номер, присвоенный застрахованному, по которому его можно идентифицировать. Сейчас по всей территории России вводится единая нумерация полисов, утвержденная Федеральным фондом ОМС в 2001 году. То есть человек может переехать не только из одного района Петербурга в другой, но и в другой город, а номер его страхового полиса последует вслед за ним. Пока электронный полис существует только в регистре, но в ближайшее время на федеральном уровне он будет узаконен, а в будущем каждый житель страны получит пластиковые карточки медицинского страхования. Но их введение начнется только после принятия нового закона об обязательном медицинском страховании, и для его выполнения в будущем необходима серьезная информационная база, которую сейчас и готовим.
- Что изменится для конкретного петербуржца с введением ЕИС?
- А что нужно этому конкретному петербуржцу? Для него ведь главное - это возможность получить квалифицированную медицинскую помощь вовремя. С созданием ЕИС информационный обмен между поликлиниками, больницами и страховыми компаниями ускоряется многократно. С помощью ЕИС человек получает любую информацию (по телефону или на общедоступном сайте), знает, какая поликлиника его обслуживает, действителен ли его полис и не изменилась ли застраховавшая его компания. Если он уверен, что в каком-то случае его права ущемлены, он может обратиться в справочную службу по телефону и получить полную информацию, с которой способен их отстоять. Не напрасно ведь говорят: "Предупрежден - значит, вооружен".
Кроме того, впервые система, существующая для финансирования здравоохранения, создала полноценный механизм защиты прав застрахованных и имеет возможность проводить независимую экспертизу работы как страховых компаний, так и медицинских учреждений.
Еще одно достоинство системы: каждый, кто пытался получить медицинскую помощь по петербургскому полису в другом регионе, знает, с какими трудностями приходится сталкиваться. Это происходит потому, что медицинские учреждения в других регионах просто не уверены, что смогут получить оплату за иногороднего, которому оказали помощь. С введением этой доступной в любой точке России системы (интернет есть всюду) и единых российских номеров застрахованных эти проблемы тоже исчезнут. Например, медицинский работник в Анапе входит в портал и находит там своего пациента и компанию, на которую выписывает счет. При этом он может быть уверен, что гарантированно получит деньги.
- Но ведь получается, что этой информацией может воспользоваться кто угодно - чего уж проще: войти на сайт, а потом использовать полученную информацию неизвестно в каких целях...
- По классификации Гостехкомиссии при президенте России уровень информационной безопасности нашей системы таков, что выше - только государственная тайна. Ведь, с одной стороны, мы предоставляем общедоступную информацию, с другой - обязаны хранить врачебную тайну. В нынешних условия в смысле ее сохранения много недостатков, и лучше, чем ЕИС, ничто на данном этапе не может обеспечить информационную безопасность. Единая информационная система выдаст вам ровно столько сведений, сколько вы имеете право получить. На всех уровнях отслеживается разрешение каждого оператора или участника процесса страхования на доступ к информации. Как сейчас право на допуск к врачебной тайне имеет ограниченный список специалистов, так и в нашей системе число допущенных к конфиденциальной информации (сведениях о заболевании конкретного человека, например) будет ограничено. Все они будут зарегистрированными пользователями. Каждый из них имеет право на получение только своей части информации, необходимой для совершения каких-то определенных действий. У страховых компаний - один код доступа, у поликлиник - другой и так далее. То есть на каждый пароль предусмотрен свой набор прав. Сейчас такой идентификации нет.
- Создание справочной адресной службы всегда подразумевает еще одну, едва ли не самую важную цель - экономию средств. Вы тоже думаете, что сумеете с помощью новой системы сэкономить деньги?
- Конечно, потому, что в несколько раз вырастет эффективность контроля за расходованием средств и учетом застрахованных горожан. Кроме того, когда мы покончим с неразберихой в существовании нескольких полисов у одного застрахованного, медучреждения смогут отказаться от затрат на содержание работников, которых они вынуждены нанимать сейчас для работы со страховыми компаниями и поиска плательщика, - теперь все будет происходить автоматически: лечение - счет - оплата.
ИРИНА БАГЛИКОВА
- Геннадий Михайлович, за почти десятилетнюю историю существования территориального фонда все уже привыкли к сложившейся системе, стоит ли в ней что-либо менять?
- На самом деле изменения непосвященным будут незаметны. Особенность системы ОМС в том, что медицинские учреждения города финансируются по подушевому принципу, и сейчас поликлиники через свои страховые компании получают деньги за неработающих на основе данных Петербургкомстата, в которых мы увидим серьезные нестыковки с нашими данными. И получается, что расходование средств фонда не соответствует реальному числу застрахованных жителей города. А создание Единой информационной системы (ЕИС) - это возможность навести порядок в отношениях ТФ ОМС -медицинское учреждение - пациент. Для начала мы взялись за регистр всех работающих (1,5 млн), и он уже создан. Составление регистра неработающих граждан продолжается.
- Может быть, можно совместить создание регистра неработающего населения с переписью, чтобы получить более достоверную информацию?
- Данные, полученные во время переписи населения, будут обезличенными, так же как те, что мы сейчас получаем от комитета по статистике, но они действительно окажутся более достоверными, и мы, конечно, будем их использовать до создания персонифицированного регистра неработающих. Когда будет полностью сформирован общий регистр, у нас появится реальная картина всех действительных полисов, выданных в Петербурге.
- А разве их количество не совпадает с числом застрахованных?
- За небольшую историю существования системы ОМС граждане уже запутались в своих полисах. У некоторых на руках оказывается до пяти штук, и каждый из них от разных страховых компаний. Медицинские учреждения, принимая эти фактически "финансовые" документы, часто вообще не могут понять, застрахован человек или нет, а если застрахован, то какой компанией. Нередко оказывается так, что район давно уже заключил договор с другой компанией, а человек приходит в стационар или поликлинику со старым полисом. Медицинское учреждение не может добиться оплаты за пролеченного больного, потому что страховщики говорят, что счет выписан не к ним. У петербуржцев скопилось уже несколько полисов, разобраться с которыми не может не только сам пациент, но и медики, и страховщики.
Когда мы будем уверены, что первичный учет завершен, каждый горожанин получит только один электронный полис. И за этим будет стоять серьезная информационная технология, обеспечивающая единство информации, содержащейся и в бумажном полисе, и в регистре. Более того, полис в электронном виде будет доступен на портале для корпоративных пользователей. И в случае если администрация района заключит договор с другой страховой организацией, медучреждение может обратиться в регистр и найти там своего пациента, а главное, адрес, по которому следует направить счет за лечение. При этом медицинские работники будут уверены, что он обязательно будет оплачен. Потому что независимо от страховой компании, обслуживающей то или иное учреждение в определенное время, главное в полисе не ее название, а номер, присвоенный застрахованному, по которому его можно идентифицировать. Сейчас по всей территории России вводится единая нумерация полисов, утвержденная Федеральным фондом ОМС в 2001 году. То есть человек может переехать не только из одного района Петербурга в другой, но и в другой город, а номер его страхового полиса последует вслед за ним. Пока электронный полис существует только в регистре, но в ближайшее время на федеральном уровне он будет узаконен, а в будущем каждый житель страны получит пластиковые карточки медицинского страхования. Но их введение начнется только после принятия нового закона об обязательном медицинском страховании, и для его выполнения в будущем необходима серьезная информационная база, которую сейчас и готовим.
- Что изменится для конкретного петербуржца с введением ЕИС?
- А что нужно этому конкретному петербуржцу? Для него ведь главное - это возможность получить квалифицированную медицинскую помощь вовремя. С созданием ЕИС информационный обмен между поликлиниками, больницами и страховыми компаниями ускоряется многократно. С помощью ЕИС человек получает любую информацию (по телефону или на общедоступном сайте), знает, какая поликлиника его обслуживает, действителен ли его полис и не изменилась ли застраховавшая его компания. Если он уверен, что в каком-то случае его права ущемлены, он может обратиться в справочную службу по телефону и получить полную информацию, с которой способен их отстоять. Не напрасно ведь говорят: "Предупрежден - значит, вооружен".
Кроме того, впервые система, существующая для финансирования здравоохранения, создала полноценный механизм защиты прав застрахованных и имеет возможность проводить независимую экспертизу работы как страховых компаний, так и медицинских учреждений.
Еще одно достоинство системы: каждый, кто пытался получить медицинскую помощь по петербургскому полису в другом регионе, знает, с какими трудностями приходится сталкиваться. Это происходит потому, что медицинские учреждения в других регионах просто не уверены, что смогут получить оплату за иногороднего, которому оказали помощь. С введением этой доступной в любой точке России системы (интернет есть всюду) и единых российских номеров застрахованных эти проблемы тоже исчезнут. Например, медицинский работник в Анапе входит в портал и находит там своего пациента и компанию, на которую выписывает счет. При этом он может быть уверен, что гарантированно получит деньги.
- Но ведь получается, что этой информацией может воспользоваться кто угодно - чего уж проще: войти на сайт, а потом использовать полученную информацию неизвестно в каких целях...
- По классификации Гостехкомиссии при президенте России уровень информационной безопасности нашей системы таков, что выше - только государственная тайна. Ведь, с одной стороны, мы предоставляем общедоступную информацию, с другой - обязаны хранить врачебную тайну. В нынешних условия в смысле ее сохранения много недостатков, и лучше, чем ЕИС, ничто на данном этапе не может обеспечить информационную безопасность. Единая информационная система выдаст вам ровно столько сведений, сколько вы имеете право получить. На всех уровнях отслеживается разрешение каждого оператора или участника процесса страхования на доступ к информации. Как сейчас право на допуск к врачебной тайне имеет ограниченный список специалистов, так и в нашей системе число допущенных к конфиденциальной информации (сведениях о заболевании конкретного человека, например) будет ограничено. Все они будут зарегистрированными пользователями. Каждый из них имеет право на получение только своей части информации, необходимой для совершения каких-то определенных действий. У страховых компаний - один код доступа, у поликлиник - другой и так далее. То есть на каждый пароль предусмотрен свой набор прав. Сейчас такой идентификации нет.
- Создание справочной адресной службы всегда подразумевает еще одну, едва ли не самую важную цель - экономию средств. Вы тоже думаете, что сумеете с помощью новой системы сэкономить деньги?
- Конечно, потому, что в несколько раз вырастет эффективность контроля за расходованием средств и учетом застрахованных горожан. Кроме того, когда мы покончим с неразберихой в существовании нескольких полисов у одного застрахованного, медучреждения смогут отказаться от затрат на содержание работников, которых они вынуждены нанимать сейчас для работы со страховыми компаниями и поиска плательщика, - теперь все будет происходить автоматически: лечение - счет - оплата.
ИРИНА БАГЛИКОВА