Город

ОДИН АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВЫЙ РЕЖИССЕР

13 июля
Судьба изрядно потрепала, начиная с обожженного войной детства. Тяжко было и в Ленинграде, где он четыре года руководил Театром Комедии, поставил замечательные спектакли "Этот милый старый дом", "Троянской войны не будет", "Лес", "Мизантроп", но не сумел угодить партийному начальству, которое попросту изгнало его из города.
Тогда Фоменко уехал обратно в Москву и начал преподавать в ГИТИСе, нынешней Российской академии театрального искусства. И это был абсолютно правильный выбор, потому что Фоменко по сути своей режиссер-педагог, Учитель. Недаром один из трех полученных им дипломов о высшем образовании - педагогический. Он сам сначала выучил своих актеров, а потом создал знаменитую Мастерскую Петра Фоменко, каждый спектакль которой - событие и чуть ли не каждый актер - звезда.
На спектаклях Мастерской абсолютные аншлаги. А петербургские театралы продолжают вспоминать годовой давности гастроли фоменковской труппы в Александринском театре, когда мы увидели толстовское "Семейное счастье", где дуэт Полины Кутеповой и Сергея Тарамаева захлестнул своей пронзительной, горчайшей любовью и невозможностью счастья. А потом нам показали увенчанную множеством наград "Одну абсолютно счастливую деревню" ленинградского писателя Бориса Вахтина, спектакль поразительной гармоничности, легкости, театральной выразительности, юмора в невеселой в общем-то истории, от которых мы, казалось, уже давно отвыкли. И невероятно бурный, восторженный прием питерской публики, надо надеяться, в какой-то мере компенсировал то, что было отнято у Фоменко в конце 70-х годов.
Фоменко помогает нам понять, почувствовать, поверить, что настоящий Театр еще не окончательно стерт с лица земли. Что он существует, что он нужен. На абсолютно "не современных" спектаклях Петра Фоменко в зале полно молодежи. Она составляет большую часть зрителей тоже молодой труппы Мастерской. И это, может быть, самый главный результат той несуетной, сосредоточенной, духовно-творческой жизни, которой живет замечательный режиссер. А еще то, что он режиссер-проповедник, утверждающий в своем искусстве прежде всего любовь к человеку. И это тоже как-то несколько старомодно, несовременно - любить человека, вглядываться в него, сострадать ему.
Теперь у него есть уже все мыслимые театральные и общественные награды, звание профессора, постановки за рубежом, созданный в муках театр-мастерская... но мэтром он так и не стал, солидности и довольства не приобрел. Достаточно один раз увидеть, как ведет он себя, когда ему вручают очередную премию. На лице написано явное раздражение суетностью момента: ему жаль потраченных впустую мгновений жизни, ведь можно было сидеть в полутемном зале и репетировать, репетировать...
Похоже, Петр Наумович Фоменко, несмотря на декларируемую им собственную отсталость, оказался все-таки впереди нас. И дай Бог, чтобы судьба позволила нам подольше следовать за ним...
АЛЕКСАНДР УРЕС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.12
0.189 (-0.21%)
Курс Евро
98.31
0.167 (-0.17%)
Погода
Сегодня,
08 май
среда
+1
09 май
четверг
+7
Ясно
10 май
пятница
+9
Облачно