Город

"ВОТ ПАМЯТНИК. В НЕМ - СВЕТ..."

19 июля
Известная шутка питерских физиков имеет под собой реальную основу: средний радиационный фон в городе превышает российский (13-15 и 9-11 микрорентген в час соответственно), а в 1677 зонах локального радиоактивного загрязнения зашкаливает за 100-150 микрорентген. Это связано как с особенностями расположения северной столицы (широкое распространение диктионемовых сланцев, содержащих высокое число радионуклидов), так и с антропогенной деятельностью.
Эксперты питерского комитета по природопользованию утверждают, что массовый ввоз радиоактивных веществ в Петербург начался еще до революции. Так, только с 1905 по 1917 год в имперскую столицу были ввезены сотни тонн радиактивной руды - частные предприятия обогащали ее, а затем продавали специализированным научным учреждениям. Учреждения эти плодились как грибы, увеличивались и объемы поставок. Формирование сети оборонных предприятий специального назначения в годы советской власти поставило ввоз "светящегося" на поток. Отходы, полученные в ходе переработки этих веществ, захоранивались где придется - первый специализированный полигон появился в окрестностях Соснового Бора только в 1962 году. До этого "сыпучую", "жидкую" и "твердую" радиацию хоронили либо на территориях предприятий, либо сбрасывали на городских свалках. Ни о какой "консервации" при этом и речи идти не могло.
Последствия столь легкомысленного отношения к невидимой угрозе мы ощущаем на себе сегодня. Правда, ощущаем лишь косвенно - прямой опасности для здоровья горожан вышеупомянутые 1677 зон не представляют. В целом "светящиеся" места на карте Петербурга разделяются на две группы. В одну, бо‘льшую, входят зоны с повышенным фоном, источниками излучения в которых являются... бытовые приборы. Особенно - приборы старые, зачастую антикварные, изготовленные до введения контрольных нормативов и системы государственной проверки на предмет наличия "тайного света". В Центре инженерно-экологических работ (подразделение комитета, занимающееся мониторингом радиационной обстановки) рассказывают о любопытном случае обнаружения такого "пятна". Один из питерских ликвидаторов Чернобыльской аварии привез с Украины портативный дозиметр. Несколько лет назад престарелая мать ликвидатора решила испытать аппарат у себя в квартире - так, из чистого любопытства. Спустя несколько минут в центре раздался телефонный звонок - напуганная бабушка сообщила о "миллиардах микрорентген", якобы показанных на шкале прибора.
Прибыв на место, сотрудники центра установили, что излучение в несколько сот микрорентген исходит от... старинных напольных часов, перешедших к бабушке по наследству. Оказалось, что при их изготовлении использовался световой состав постоянного действия, насыщенный радиоактивными веществами. Циферблат, намазанный таким составом, светился и в прямом, и в переносном смысле слова. При этом для получения опасной дозы радиации необходимо было постоянно находиться в "ближнем радиусе" (до 2 метров) предмета в течение 5 лет. Узнав об этом, старушка отказалась отдать "реликвию" экологам - просто переставила ее в дальний, "малопосещаемый" угол комнаты.
Таких примеров, по словам сотрудников центра, великое множество. Вовсю "фонят" старые электроприборы, механизмы, прочая техника. Угрозы для здоровья такая радиация не представляет. А вот в случае "свечения" стен или фундаментов домов дела обстоят гораздо серьезнее - такие места в центре берут под особый контроль. Они составляют вторую группу локальных зон загрязнения - их немного, их стараются ликвидировать в первую очередь.
На этой неделе специалисты выезжали на Кузнецовскую улицу - с небольшого участка газона перед жилым домом снимали грунт, готовясь к работам по обезвреживанию опасного участка. А началась история местного "Чернобыля" в середине прошлого века - при строительстве дома в качестве подсыпки в фундамент использовался радиоактивный шлак. При проведении плановых исследований в конце 80-х обнаружилось, что из-под дома "светит" аж 500-600 микрорентген. Три года назад шлак вывезли, но пыль и отдельные частицы попали на газон.
Огороженный участок три на три метра: на вид ничего особенного. Ан нет - специалисты утверждают, что для получения смертельной дозы на таком газончике достаточно "позагорать" пять лет. Естественно, что никто на такой подвиг не отважится, но на всякий пожарный случай газон обезвреживают - снимают верхний слой грунта. В этом же году ликвидаторы центра наведались на Садовую, 105, - радиоактивный шлак изымался из перекрытий жилого дома между первым и вторым этажами. В числе других достижений последнего времени - ликвидация в 1999 году опасного могильника на территории Государственного университета.
В комитете утверждают, что при обнаружении локальной зоны излучения об этом немедленно информируются городское правительство, чиновники ответственных служб и в случае необходимости горожане. При этом экологи подчеркивают, что в Петербурге никогда не было зарегистрировано по-настоящему опасного пятна - всегда и везде одно и то же - "вялотекущая" радиация. Такая, например, какую в действительности излучает Гром-камень, гранитное подножие "Медного всадника".
Так что оснований для паники нет. В то же время нельзя терять бдительность: радиация невидима до тех пор, пока не представляет реальной угрозы. История знает множество примеров, когда опасность становилась очевидной уже за чертой риска - внутренний, но отнюдь не поэтический свет в окружающих предметах обнаруживался слишком поздно...
Специалистами комитета и центра разработана и реализуется адресная программа комплексного мониторинга радиационной обстановки на городских территориях. "Невское время" будет следить за развитием ситуации.
АНДРЕЙ МИЛКИН
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь