Город

СТАНЦЕВАТЬ СВОЮ СУДЬБУ

23 июля
Красноречие танца - это безмолвие, воплощенное в гармоничной пластике и движениях, когда природный артистический дар настолько развит и упрочен, что свободно живет в образной стихии. Из всех слагаемых балетного действия сам танец и был всегда для Наталии Дудинской главным средством создания роли; эта энергия обеспечивала ей, как никому другому, востребованность в спектаклях разных стилей, разных жанров. Никто и поныне не может соперничать с ней по числу и достоинству новых премьер на Мариинской сцене: для нее Константин Сергеев создал "Золушку" и "Тропою грома", а Вахтанг Чабукиани свою "Лауренсию". Участие Наталии Дудинской придало особый хореографический импульс "Шурале" Леонида Якобсона, "Маскараду" Бориса Фенстера и, конечно же, "Медному всаднику" Ростислава Захарова, где лишь намеченный Пушкиным образ Параши обрел трепетную красоту живой души... Как странно и несправедливо, что даже предстоящее 300-летие Санкт-Петербурга никому не внушает желания вновь обратиться к мелодичной партитуре композитора Рейнгольда Глиэра - один Гимн великому городу чего стоит! А ведь есть еще Вальс, достойный истинно пушкинского любовного лиризма...
Воспитанница и преемница Агриппины Вагановой не устает ревностно охранять принципы классической школы, и без личной инициативы Натальи Михайловны вряд ли бы состоялся только что блистательно прошедший на берегах Невы международный Вагановский конкурс. Сегодня, когда великие достижения русской хореографии то и дело подвергаются ревизии новоявленных "критиков", упрочение школы требует конкретных усилий, а классические редакции балетов из нашего наследия нуждаются в охранной грамоте. Слово таких корифеев, как Дудинская, дорогого стоит - ей ли, сверкавшей, как бриллиант чистой воды, в "Раймонде", "Спящей красавице", "Лебедином озере", не знать хореографию Мариуса Петипа? И кто сравнится с нею в чувстве стиля? Знаменательно, что единомышленницей Дудинской проявила себя ее бывшая подопечная, председатель жюри Вагановского конкурса знаменитая Наталия Макарова. Ее интервью в радиоэфире прозвучало как серьезный укор тем, кто перепутал два понятия - "свобода интерпретации" и "самочинство".
Официальный юбилей Натальи Михайловны со всеми почестями состоится осенью. А сегодня у нее по традиции соберутся за праздничным столом бывшие партнеры по сцене, нынешние коллеги по академии, преданные ученики, друзья. Застольем, при всей его роскоши, общение не ограничится. Гости будут путешествовать по комнатам, словно по музею. На стенах и в альбомах, на рояле и даже на креслах - драгоценные фотореликвии, регалии, пресса... Вот портрет обожаемой матери, которая была первым учителем танца для Дудинской. Вот совсем свежие публикации об уже прославленных воспитанницах - Анастасии Волочковой, Елене Шешиной, Ульяне Лопаткиной... И есть документы, от прикосновения к которым замирает сердце. Август 1943 года. В Белоколонном зале Дворянского собрания перед изможденными фашистской блокадой земляками Дудинская и Сергеев танцуют Чайковского! Для этого надо было прилететь из эвакуации под эскортом охранявших небо наших истребителей. Поступок души, столь же естественный, сколь героический.
Когда пытаешься определить главные достоинства танца Дудинской, то в памяти возникают образы и мажорной и минорной тональности - королева лебедей, Одиллия, Жизель, баядерка Никия... Каждое па произрастает из музыки. Филигранная отделка мельчайших подробностей хореографии. Непогрешимое чувство стиля. Эмоциональная свобода сценического бытия, являющего собой феномен реальной судьбы.
ЮРИЙ ОРОХОВАЦКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
29 апреля
понедельник
+16
Облачно
30 апреля
вторник
+11
Слабый дождь
01 май
среда
+12
Ясно