Северо-Запад
ПИЛОТНЫЙ РЕГИОН ИЛИ ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ?
25 июля
"Сегодня средняя зарплата в области чуть более ста долларов, но я не стал бы акцентировать внимание на цифрах, - говорит губернатор Владимир ЕГОРОВ. - Во-первых, они заведомо не точны: статистика учитывает далеко не все. А во-вторых, средняя зарплата - это примерно то же самое, что средняя температура в больнице. Тот, кто работает в нефтедобывающей отрасли, получает раз в пять больше того, кто учит детей или работает в системе здравоохранения. И поэтому усредненные цифры у кого-то вызывают улыбку, а у кого-то - обиду. Потому что недотягивает до этого среднего".
Федеральная целевая программа социально-экономического развития области, принятая правительством РФ, ставит задачу выравнять уровень жизни калининградцев и их соседей из Польши и Литвы. "Исследования достаточно ясно показывают, что при сокращении разрыва в уровне и качестве жизни население региона будет поддерживать политический курс российского руководства и проявлять заинтересованность в сохранении экономических, культурных, духовных связей с Россией. Если же разрыв будет нарастать, то будет нарастать и негативное отношение - сначала к политике местных лидеров, затем к политике лидеров общероссийских и затем к государству в целом. И это может являться серьезной основой для развития движения, направленного на формирование независимого от России государства", - комментирует вице-спикер областной Думы Сергей КОЗЛОВ. "Мы прекрасно понимаем, что Россия не может сделать для нас какие-либо исключения при формировании федеральных стандартов, и рассчитываем на то, что реализация программы позволит нам ввести региональные надбавки для бюджетников, - поясняет губернатор. - В программе поставлена задача: поднять производство и в два с половиной раза увеличить налогооблагаемую базу для того, чтобы мы имели возможность иначе формировать бюджет и закладывать туда решение всех социальных вопросов на европейском уровне".
"Хорошо бы, - говорит председатель бюджетного комитета областной Думы Валерий ФРОЛОВ. - Но вот что смущает. Предполагается, что финансирование программы за счет федерального бюджета составит всего 8,4 процента. А все остальное - это привлеченные средства. К сожалению, какой-то работы в этом направлении пока не видно".
По мнению Валерия Фролова, привлекать средства будет достаточно тяжело. "Минфин уже второй год подряд не разрешает области размещение внешнего займа, учитывая нашу отрицательную кредитную историю, - поясняет он. - На нас висят два больших долга. Это налоговый кредит 1995 года в объеме 220 миллионов рублей (а учитывая пени, почти 400 миллионов) и кредит Дрезднер-банка 10 миллионов долларов (а с учетом процентов - почти 15 миллионов). Оба кредита следует возвращать в 2003 году - один в феврале, другой в марте. К сожалению, по соотношению собственных доходов бюджета и долговых обязательств Калининградская область занимает последнее место в Российской Федерации".
"На мой взгляд, проблема выеденного яйца не стоит, - не соглашается Сергей Козлов. - Во-первых, о налоговом кредите. Его получили в свое время десятки предприятий, в большинстве своем работающие, - соответственно, нужно отработать механизмы возврата денег. Кроме того, надо решать с Минфином вопрос по поводу пени. Потому что у нас есть и задолженность органов государственной власти перед Калининградской областью, в частности по линии военных, то есть заниматься реструктурированием долга. Во-вторых, по Дрезднер-банку. Я, например, считаю, что нам выгоднее закрыть эту тему продажей имущества. Надо проводить открытый тендер - общероссийский или международный - и продавать предприятия, которые являются фактически обеспечением этих кредитов. Это путь, который позволит нам продемонстрировать готовность к нормальным финансовым отношениям. И в этих условиях регион сможет привлечь многократно большие суммы".
Об инвестиционной привлекательности области говорит и губернатор. "Вот простой пример. Во время визита президента Путина в Польшу был подписан контракт на сборку автобусов в Калининграде. Первая очередь - это 40 миллионов долларов, а весь контракт - 100 миллионов. Кредитование взяла на себя польская сторона. Это к вопросу о привлеченных средствах. Да, вложение капитала - это неизбежный риск. Но мы ставим перед собой задачу свести его к минимуму. И делаем все, чтобы средства, привлекаемые в Калининградскую область, были защищены".
Сергей Козлов связывает большие надежды с новым законопроектом об особой экономической зоне. "Последний вариант, который подготовила группа из Министерства экономического развития и торговли, довольно любопытен. Он предлагает целый ряд организационных реформ. В соответствии с ним должна быть создана дирекция зоны, в которую войдут шесть структур - таможенный, финансовый комитеты и другие, которым делегируются функции федеральных министерств и ведомств, - рассказывает он. - Там много хороших налоговых механизмов для стимулирования инвесторов, они касаются и поддержки банковских структур, которые работают на территории, что позволит притащить сюда финансовые ресурсы. Предусматривается создание "порта удобного флага" в Калининграде. Словом, очень много идей, привлекательных для серьезных, крупных инвесторов".
По словам управляющего филиалом БИН-банка, законопроект настолько продвинутый, что выносить его сейчас на утверждение правительства, а тем паче в Государственную думу, просто нельзя. "Мы ждем заседания Совета безопасности, который должен одобрить концепцию государственной политики в отношении Калининградской области. Потому что, когда будет принята подтвержденная президентом идеология, закон пойдет легче. Иначе его просто могут забраковать по формальным признакам".
Вице-спикер говорит, что калининградцам повезло, поскольку Владимир Путин, многократно бывавший в регионе, понимает и осознает его проблемы. "Хотим мы того или нет, но государство у нас достаточно унитарное, и в нем очень внимательно прислушиваются к президенту, - поясняет Сергей Козлов. - В прошлом году у нас побывало огромное количество федеральных чиновников из различных министерств и ведомств. Причем это не только "верхний этаж управления", но и руководители среднего звена, которые, наконец, стали понимать, что такое Калининградская область, почему ей нужны другие условия хозяйствования и льготы, компенсирующие и выпадение из межрегиональных экономических отношений, и дискриминационные тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки".
Нелишне напомнить о том, что режим особой экономической зоны действует в Калининградской области уже не первый год, но регион по-прежнему зависит от дотаций и субвенций из федерального бюджета и не может не то что установить надбавки бюджетникам, но и просто выплачивать им заработную плату без помощи "центра". "И программа развития области у нас была, только так и осталась невыполненной, - вспоминает Валерий Фролов. - Повышение уровня жизни людей - это прекрасный лозунг, но почему-то вспоминаются 60-е годы, когда нам обещали, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Думаю, администрация должна чаще отчитываться перед населением о том, как идет работа по реализации программы, по привлечению средств. Ведь не президент же будет этим заниматься". Конечно, предоставление новых льгот области может привлечь сюда крупный капитал, но если этот капитал "утечет" в Калининград из других регионов Северо-Запада, то "сепаратистские настроения" рискуют появиться уже на "пострадавших" территориях. Что, между прочим, еще более осложняет задачу по выработке концепции развития области: особые условия, призванные обеспечить возможности для ее ускоренного развития, не должны идти в ущерб интересам соседей...
Калининградскую область называли по-разному. Вначале - "самым западным янтарным краем", затем - "эксклавом", и "черной дырой", и "пилотным регионом". Какие эпитеты появятся еще? Калининградцы пожимают плечами. Сами они иногда сравнивают регион... с чемоданом без ручки, который и бросить жалко, и нести тяжело. И с тревогой ждут ответа на вопрос, кто и куда все-таки его понесет.
ВИКТОРИЯ РАБОТНОВА, Калининград - Петербург
Федеральная целевая программа социально-экономического развития области, принятая правительством РФ, ставит задачу выравнять уровень жизни калининградцев и их соседей из Польши и Литвы. "Исследования достаточно ясно показывают, что при сокращении разрыва в уровне и качестве жизни население региона будет поддерживать политический курс российского руководства и проявлять заинтересованность в сохранении экономических, культурных, духовных связей с Россией. Если же разрыв будет нарастать, то будет нарастать и негативное отношение - сначала к политике местных лидеров, затем к политике лидеров общероссийских и затем к государству в целом. И это может являться серьезной основой для развития движения, направленного на формирование независимого от России государства", - комментирует вице-спикер областной Думы Сергей КОЗЛОВ. "Мы прекрасно понимаем, что Россия не может сделать для нас какие-либо исключения при формировании федеральных стандартов, и рассчитываем на то, что реализация программы позволит нам ввести региональные надбавки для бюджетников, - поясняет губернатор. - В программе поставлена задача: поднять производство и в два с половиной раза увеличить налогооблагаемую базу для того, чтобы мы имели возможность иначе формировать бюджет и закладывать туда решение всех социальных вопросов на европейском уровне".
"Хорошо бы, - говорит председатель бюджетного комитета областной Думы Валерий ФРОЛОВ. - Но вот что смущает. Предполагается, что финансирование программы за счет федерального бюджета составит всего 8,4 процента. А все остальное - это привлеченные средства. К сожалению, какой-то работы в этом направлении пока не видно".
По мнению Валерия Фролова, привлекать средства будет достаточно тяжело. "Минфин уже второй год подряд не разрешает области размещение внешнего займа, учитывая нашу отрицательную кредитную историю, - поясняет он. - На нас висят два больших долга. Это налоговый кредит 1995 года в объеме 220 миллионов рублей (а учитывая пени, почти 400 миллионов) и кредит Дрезднер-банка 10 миллионов долларов (а с учетом процентов - почти 15 миллионов). Оба кредита следует возвращать в 2003 году - один в феврале, другой в марте. К сожалению, по соотношению собственных доходов бюджета и долговых обязательств Калининградская область занимает последнее место в Российской Федерации".
"На мой взгляд, проблема выеденного яйца не стоит, - не соглашается Сергей Козлов. - Во-первых, о налоговом кредите. Его получили в свое время десятки предприятий, в большинстве своем работающие, - соответственно, нужно отработать механизмы возврата денег. Кроме того, надо решать с Минфином вопрос по поводу пени. Потому что у нас есть и задолженность органов государственной власти перед Калининградской областью, в частности по линии военных, то есть заниматься реструктурированием долга. Во-вторых, по Дрезднер-банку. Я, например, считаю, что нам выгоднее закрыть эту тему продажей имущества. Надо проводить открытый тендер - общероссийский или международный - и продавать предприятия, которые являются фактически обеспечением этих кредитов. Это путь, который позволит нам продемонстрировать готовность к нормальным финансовым отношениям. И в этих условиях регион сможет привлечь многократно большие суммы".
Об инвестиционной привлекательности области говорит и губернатор. "Вот простой пример. Во время визита президента Путина в Польшу был подписан контракт на сборку автобусов в Калининграде. Первая очередь - это 40 миллионов долларов, а весь контракт - 100 миллионов. Кредитование взяла на себя польская сторона. Это к вопросу о привлеченных средствах. Да, вложение капитала - это неизбежный риск. Но мы ставим перед собой задачу свести его к минимуму. И делаем все, чтобы средства, привлекаемые в Калининградскую область, были защищены".
Сергей Козлов связывает большие надежды с новым законопроектом об особой экономической зоне. "Последний вариант, который подготовила группа из Министерства экономического развития и торговли, довольно любопытен. Он предлагает целый ряд организационных реформ. В соответствии с ним должна быть создана дирекция зоны, в которую войдут шесть структур - таможенный, финансовый комитеты и другие, которым делегируются функции федеральных министерств и ведомств, - рассказывает он. - Там много хороших налоговых механизмов для стимулирования инвесторов, они касаются и поддержки банковских структур, которые работают на территории, что позволит притащить сюда финансовые ресурсы. Предусматривается создание "порта удобного флага" в Калининграде. Словом, очень много идей, привлекательных для серьезных, крупных инвесторов".
По словам управляющего филиалом БИН-банка, законопроект настолько продвинутый, что выносить его сейчас на утверждение правительства, а тем паче в Государственную думу, просто нельзя. "Мы ждем заседания Совета безопасности, который должен одобрить концепцию государственной политики в отношении Калининградской области. Потому что, когда будет принята подтвержденная президентом идеология, закон пойдет легче. Иначе его просто могут забраковать по формальным признакам".
Вице-спикер говорит, что калининградцам повезло, поскольку Владимир Путин, многократно бывавший в регионе, понимает и осознает его проблемы. "Хотим мы того или нет, но государство у нас достаточно унитарное, и в нем очень внимательно прислушиваются к президенту, - поясняет Сергей Козлов. - В прошлом году у нас побывало огромное количество федеральных чиновников из различных министерств и ведомств. Причем это не только "верхний этаж управления", но и руководители среднего звена, которые, наконец, стали понимать, что такое Калининградская область, почему ей нужны другие условия хозяйствования и льготы, компенсирующие и выпадение из межрегиональных экономических отношений, и дискриминационные тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки".
Нелишне напомнить о том, что режим особой экономической зоны действует в Калининградской области уже не первый год, но регион по-прежнему зависит от дотаций и субвенций из федерального бюджета и не может не то что установить надбавки бюджетникам, но и просто выплачивать им заработную плату без помощи "центра". "И программа развития области у нас была, только так и осталась невыполненной, - вспоминает Валерий Фролов. - Повышение уровня жизни людей - это прекрасный лозунг, но почему-то вспоминаются 60-е годы, когда нам обещали, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Думаю, администрация должна чаще отчитываться перед населением о том, как идет работа по реализации программы, по привлечению средств. Ведь не президент же будет этим заниматься". Конечно, предоставление новых льгот области может привлечь сюда крупный капитал, но если этот капитал "утечет" в Калининград из других регионов Северо-Запада, то "сепаратистские настроения" рискуют появиться уже на "пострадавших" территориях. Что, между прочим, еще более осложняет задачу по выработке концепции развития области: особые условия, призванные обеспечить возможности для ее ускоренного развития, не должны идти в ущерб интересам соседей...
Калининградскую область называли по-разному. Вначале - "самым западным янтарным краем", затем - "эксклавом", и "черной дырой", и "пилотным регионом". Какие эпитеты появятся еще? Калининградцы пожимают плечами. Сами они иногда сравнивают регион... с чемоданом без ручки, который и бросить жалко, и нести тяжело. И с тревогой ждут ответа на вопрос, кто и куда все-таки его понесет.
ВИКТОРИЯ РАБОТНОВА, Калининград - Петербург