Общество

С ТАКИМИ ПАМЯТНИКАМИ В ЕВРОПУ НЕ ПУСКАЮТ

25 июля
Приблизительно с 1990 года на всей территории бывшего СССР, особенно в западной части, началась так называемая война памятников. Она заключалась в том, что прежние монументы основателям советского государства, советским генералам и фигурантам борьбы за установление местной советской власти сносились, а их место занимали другие. Иногда такие действия, как возврат на кладбище могильных плит, уложенных в основание вильнюсского памятника Ленину, или установка многочисленных монументов в память о ссыльных и казненных выглядели справедливо и человечно. Иногда же происходили события, которые не могла принять совесть ни в советский, ни в постсоветский период. Палачей снимали с пьедестала, чтобы отдать на переплавку или в скульптурный заповедник, но на освобожденный пьедестал становились каратели.
Особенно широко этот процесс распространился в двух северных балтийских республиках. Что бы ни утверждала советская историография, но Латвия и Эстония дали относительно немного этнических антигитлеровских партизан, зато противоположный процесс шел успешно: в добровольные гитлеровские военные формирования вступили тысячи эстонцев и латышей. Все национальные воинские части Третьего рейха официально подчинялись Гиммлеру, поэтому эти люди вступали в СС.
Монумент, едва не открытый в Пярну, мог бы стать наиболее одиозным в этом ряду. Он представлял собой гранитную плиту с бронзовым барельефом, на котором был изображен солдат в форме легионера СС с автоматом, направленным на восток. Подпись на постаменте гласила: "Всем эстонским воинам, павшим в освободительной войне за родину и свободную Европу в 1940-45 годах". Из этого текста следовало, что на упомянутом историческом отрезке свободе Европы угрожали только те, против кого было направлено оружие СС.
Одним из главных противников открытия и самого существования памятника стал премьер-министр страны Сийм Каллас. Он заявил: "Эта инициатива достойна глубочайшего сожаления, подобные монументы не должны появляться". В принципе, речь шла о заявлении первого министра, а не решении суда, однако мэрия Пярну услышала политический сигнал. Как заявил мэр, для того чтобы памятник был открыт, должны измениться и изображение, и надпись. Монумент же в нынешнем виде пока разобран.
Случившееся в Пярну - свидетельство десятилетнего пути эстонского национального сознания. Понадобилось десять лет, чтобы понять: памятники солдатам СС возможны лишь в стране, которая не входит и не собирается входить в единую Европу.
МИХАИЛ ЛОГИНОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь