Культура
БОРИС ЭЙФМАН: ЭТО ВРЕМЯ ПРОЖИТО НЕ ЗРЯ
02 августа
- Как возникла идея этого фестиваля?
- Этот юбилей очень важен для нашего театра, потому что мы можем с гордостью сказать, что это время прожито не зря. Идея фестиваля, естественно, связана с юбилейной датой. Мы хотели показать не только наши лучшие спектакли, но и наших звезд: Юрия Ананяна, Веру Арбузову, Альберта Галичанина, Игоря Маркова, Елену Кузьмину. Поэтому каждый спектакль является бенефисом конкретного артиста.
- 29 сентября 1977 года на сцене БКЗ "Октябрьский" состоялось первое публичное выступление вашего коллектива. Тогда публика увидела одноактные балеты "Искушение", "Под покровом ночи", "Прерванная песня", "Только любовь", "Двухголосие"...
- Это была незабываемая пора. Первым по порядку в тот вечер шел балет "Только любовь" на музыку Родиона Щедрина. Я думаю, что только любовью к нашему искусству, искусству балета, и наполнена вся наша творческая жизнь. И любовь дала свои плоды. И сегодня мы можем предъявить их зрителям.
- В вашей жизни было всякое - и попытки запрета спектаклей, и моменты триумфа, и ситуации, когда возникал вопрос об отстранении от руководства коллективом. И все же, когда вам было интереснее сочинять балеты? Тогда, когда ничего было нельзя, или нынче, когда все можно...
- Так случилось, что мы с вами прожили как бы сразу в двух эпохах. Во всяком случае, первые десять-одиннадцать лет жизни нашего театра прошли совсем в других условиях, чем последующие. С одной стороны, такая ситуация является привилегией, незнакомой другим поколениям. Я счастлив тем, что в первую половину жизни, ведя борьбу за выживание театра, не сломался, сумел сохранить себя, коллектив. Для того, чтобы создать именно свой стиль. Вторая половина жизни питалась опытом, накопленным в первой половине. В соединении с возможностями обретенной свободы это дало колоссальный скачок в творчестве. Результат сказался почти сразу. Появились такие этапные спектакли, как "Реквием", "Чайковский", с которых и начался новый этап в жизни нашего театра.
- Те, кто вас критикует, постоянно приводят как аргумент то обстоятельство, что спектакли идут под фонограмму. Неужели никогда не хотелось поставить спектакль на "живой музыке"?
- Я убежден, что прекрасная запись с хорошим оркестром и хорошим дирижером гораздо лучше живого звучания плохого оркестра. С этим мы сталкиваемся во время наших выступлений в Александринском театре. Порою мы не узнаем музыку, под которую танцуем. Отсутствие же оркестра объясняется тем, что у нас нет своей сцены. В результате большую часть жизни мы проводим в гастролях, поэтому мы должны быть свободны, легки на подъем и мобильны. И в этом я вижу преимущество нашего коллектива. Мы часто выступаем в условиях, далеких от балетных. Моя мечта - это создание Дворца танца, план которого предполагает наличие хорошего симфонического оркестра для работы с несколькими танцевальными группами.
- Как обстоят дела с созданием этого дворца?
- Любое значительное дело всегда продвигается со значительными трудностями. Но я думаю, что интересы разных ведомств будут согласованы и инвесторы смогут реализовать наш замысел на территории ГИПХа, на проспекте Добролюбова.
- Вы можете рассказать о своем новом спектакле, который сейчас репетируете?
- Я и сам пока не понимаю, что за спектакль получается. Пока не вижу его целиком. Название тем не менее есть - "Who is who". Это будет спектакль о двух эмигрантах из России, из Петербурга, которые уехали в Америку. Они были артистами классического балета из Мариинского театра. И там, за океаном, с ними происходили разные смешные и грустные истории.
- Ваш театр теперь знаменит в США. Что дают вашему коллективу гастроли за океаном?
- Одним из главных преимуществ этих выступлений является то, что они финансово поддерживают театр. США - это центр современного танца. Поэтому успех любого коллектива в Нью-Йорке - это мировой успех. Впервые успешно выступив в Америке, мы получили выход на мировой гастрольный рынок. После нескольких успешных гастролей наш театр получил статус приглашенной труппы, что означает для нас возможность ежегодного выступления в таких городах, как Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско. Правда, для нас это оборачивается необходимостью каждый сезон для выступления в США готовить очередную премьеру.
- За прошедшие 25 лет в вашем коллективе сменилось поколение артистов. Что отличает тот, первый, состав труппы от нынешнего?
- Когда я принял коллектив, то официальное его название было "Ритм-балет". В "Ленконцерте" его в шутку называли "Литр-балет", и не без оснований. Я был вынужден следить больше всего за тем, чтобы артисты вовремя и трезвыми приходили на работу. Тот состав был потрясающим: десять мужчин и десять женщин, проще говоря, десять алкоголиков и десять девушек непонятного поведения. На базе такой вот "труппы" надо было создавать искусство. Когда начались складываться собственно рабочие отношения с артистами, то с их стороны последовала колоссальная отдача, которая и помогала добиваться успехов. То поколение было поколением бессребренников. Они ездили по всему Советскому Союзу и показывали людям настоящее искусство. За год мы давали до 150 спектаклей.
- Каким требованиям должен отвечать танцовщик или танцовщица, чтобы стать артистом вашего театра?
- Мы проводим большую селекционную работу. Не могу похвастаться, что нами достигнуты какие-либо грандиозные успехи на этом направлении. К сожалению, в нашей стране постоянно уменьшается процент профессионально подготовленных танцоров, выпускаемых из различных балетных школ. Я ни в коем случае не имею в виду нашу любимую Академию русского балета имени Вагановой. Я говорю об общей ситуации в России. А если касаюсь Дворца танца, то думаю в первую очередь о школе, которая могла бы готовить для нашего театра универсальных артистов. Система обучения будет базироваться на классике, модерне и спорте. Эта методика в конце концов приводит к появлению и воспитанию универсальных артистов, способных реализовать любую фантазию хореографа.
- Однажды вы поставили балет "Мой Иерусалим". Не было ли у вас соблазна поставить новый балет - "Мой Петербург"?
- Если я найду тему, которая выразит всю мою любовь к Петербургу, то я обязательно реализую этот сюжет.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
- Этот юбилей очень важен для нашего театра, потому что мы можем с гордостью сказать, что это время прожито не зря. Идея фестиваля, естественно, связана с юбилейной датой. Мы хотели показать не только наши лучшие спектакли, но и наших звезд: Юрия Ананяна, Веру Арбузову, Альберта Галичанина, Игоря Маркова, Елену Кузьмину. Поэтому каждый спектакль является бенефисом конкретного артиста.
- 29 сентября 1977 года на сцене БКЗ "Октябрьский" состоялось первое публичное выступление вашего коллектива. Тогда публика увидела одноактные балеты "Искушение", "Под покровом ночи", "Прерванная песня", "Только любовь", "Двухголосие"...
- Это была незабываемая пора. Первым по порядку в тот вечер шел балет "Только любовь" на музыку Родиона Щедрина. Я думаю, что только любовью к нашему искусству, искусству балета, и наполнена вся наша творческая жизнь. И любовь дала свои плоды. И сегодня мы можем предъявить их зрителям.
- В вашей жизни было всякое - и попытки запрета спектаклей, и моменты триумфа, и ситуации, когда возникал вопрос об отстранении от руководства коллективом. И все же, когда вам было интереснее сочинять балеты? Тогда, когда ничего было нельзя, или нынче, когда все можно...
- Так случилось, что мы с вами прожили как бы сразу в двух эпохах. Во всяком случае, первые десять-одиннадцать лет жизни нашего театра прошли совсем в других условиях, чем последующие. С одной стороны, такая ситуация является привилегией, незнакомой другим поколениям. Я счастлив тем, что в первую половину жизни, ведя борьбу за выживание театра, не сломался, сумел сохранить себя, коллектив. Для того, чтобы создать именно свой стиль. Вторая половина жизни питалась опытом, накопленным в первой половине. В соединении с возможностями обретенной свободы это дало колоссальный скачок в творчестве. Результат сказался почти сразу. Появились такие этапные спектакли, как "Реквием", "Чайковский", с которых и начался новый этап в жизни нашего театра.
- Те, кто вас критикует, постоянно приводят как аргумент то обстоятельство, что спектакли идут под фонограмму. Неужели никогда не хотелось поставить спектакль на "живой музыке"?
- Я убежден, что прекрасная запись с хорошим оркестром и хорошим дирижером гораздо лучше живого звучания плохого оркестра. С этим мы сталкиваемся во время наших выступлений в Александринском театре. Порою мы не узнаем музыку, под которую танцуем. Отсутствие же оркестра объясняется тем, что у нас нет своей сцены. В результате большую часть жизни мы проводим в гастролях, поэтому мы должны быть свободны, легки на подъем и мобильны. И в этом я вижу преимущество нашего коллектива. Мы часто выступаем в условиях, далеких от балетных. Моя мечта - это создание Дворца танца, план которого предполагает наличие хорошего симфонического оркестра для работы с несколькими танцевальными группами.
- Как обстоят дела с созданием этого дворца?
- Любое значительное дело всегда продвигается со значительными трудностями. Но я думаю, что интересы разных ведомств будут согласованы и инвесторы смогут реализовать наш замысел на территории ГИПХа, на проспекте Добролюбова.
- Вы можете рассказать о своем новом спектакле, который сейчас репетируете?
- Я и сам пока не понимаю, что за спектакль получается. Пока не вижу его целиком. Название тем не менее есть - "Who is who". Это будет спектакль о двух эмигрантах из России, из Петербурга, которые уехали в Америку. Они были артистами классического балета из Мариинского театра. И там, за океаном, с ними происходили разные смешные и грустные истории.
- Ваш театр теперь знаменит в США. Что дают вашему коллективу гастроли за океаном?
- Одним из главных преимуществ этих выступлений является то, что они финансово поддерживают театр. США - это центр современного танца. Поэтому успех любого коллектива в Нью-Йорке - это мировой успех. Впервые успешно выступив в Америке, мы получили выход на мировой гастрольный рынок. После нескольких успешных гастролей наш театр получил статус приглашенной труппы, что означает для нас возможность ежегодного выступления в таких городах, как Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско. Правда, для нас это оборачивается необходимостью каждый сезон для выступления в США готовить очередную премьеру.
- За прошедшие 25 лет в вашем коллективе сменилось поколение артистов. Что отличает тот, первый, состав труппы от нынешнего?
- Когда я принял коллектив, то официальное его название было "Ритм-балет". В "Ленконцерте" его в шутку называли "Литр-балет", и не без оснований. Я был вынужден следить больше всего за тем, чтобы артисты вовремя и трезвыми приходили на работу. Тот состав был потрясающим: десять мужчин и десять женщин, проще говоря, десять алкоголиков и десять девушек непонятного поведения. На базе такой вот "труппы" надо было создавать искусство. Когда начались складываться собственно рабочие отношения с артистами, то с их стороны последовала колоссальная отдача, которая и помогала добиваться успехов. То поколение было поколением бессребренников. Они ездили по всему Советскому Союзу и показывали людям настоящее искусство. За год мы давали до 150 спектаклей.
- Каким требованиям должен отвечать танцовщик или танцовщица, чтобы стать артистом вашего театра?
- Мы проводим большую селекционную работу. Не могу похвастаться, что нами достигнуты какие-либо грандиозные успехи на этом направлении. К сожалению, в нашей стране постоянно уменьшается процент профессионально подготовленных танцоров, выпускаемых из различных балетных школ. Я ни в коем случае не имею в виду нашу любимую Академию русского балета имени Вагановой. Я говорю об общей ситуации в России. А если касаюсь Дворца танца, то думаю в первую очередь о школе, которая могла бы готовить для нашего театра универсальных артистов. Система обучения будет базироваться на классике, модерне и спорте. Эта методика в конце концов приводит к появлению и воспитанию универсальных артистов, способных реализовать любую фантазию хореографа.
- Однажды вы поставили балет "Мой Иерусалим". Не было ли у вас соблазна поставить новый балет - "Мой Петербург"?
- Если я найду тему, которая выразит всю мою любовь к Петербургу, то я обязательно реализую этот сюжет.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО