Общество
ПЕТЕРБУРГ ПРИТЯГИВАЕТ ИНВЕСТОРОВ
03 августа
ФОНД НА ИНФРАСТРУКТУРУ УЗАКОНИЛИ
Однако остается масса вопросов. В частности, что общего между фондом и привлечением капитала и не станет ли он еще одной "черной дырой", через которую утекают казенные деньги? По словам вице-губернатора, председателя комитета финансов (КФ) Виктора Кротова, фонд необходим для финансирования инвестиционных проектов, связанных с обновлением и развитием инфраструктуры города. А это, в свою очередь, должно создать условия для прихода серьезного капитала.
"Например, Москва, - говорит он, - уже реализует проект "Сити": подвели к заброшенной территории в центре города, а вернее, огромной яме инженерные коммуникации, замостили бетонными плитами и начали продавать эту землю под создание делового центра. Можно себе представить, насколько вырастут поступления налогов в казну столицы благодаря реализации этого проекта!"
Оппоненты КФ считают, что развивать инфраструктуру можно и в рамках адресной программы капвложений, которая определяет бюджетные затраты, в том числе и на инфраструктуру. Правда, строки бюджета, связанные с реализацией адресной программы капвложений, считаются незащищенными, иными словами - на них может не хватить денег и, как правило, так и происходит. Именно поэтому у нас город в кольце долгостроя - повсюду остовы незавершенных зданий.
Можно, конечно, принять целевую программу по развитию инфраструктуры, но программа, говорят эксперты, - это больше план действий, а фонд - механизм конкретной его реализации. К тому же юридический статус фонда более устойчив - в его рамках можно разрабатывать и реально осуществлять долгосрочные программы, поскольку расходы фонда защищены от перераспределения. Плюс ко всему - фонд обеспечивает большую прозрачность использования бюджетных средств.
Какие проекты могут рассчитывать на финансирование за счет средств фонда? Прежде всего улучшающие условия ведения бизнеса, повышающие деловую активность и, соответственно, приводящие к созданию новых рабочих мест. Плюс проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность. Да и к тому же инфраструктурные проекты в своей основе являются таковыми: то есть улучшают качество услуг, которые город предоставляет всем петербуржцам независимо от их доходов.
Но все эти проекты имеют шанс пройти конкурс только при одном условии: их реализация должна приносить бюджетный эффект, выраженный в конкретных цифрах. Это может быть увеличение прямых доходов бюджета, косвенных поступлений, связанных с увеличением налогооблагаемой базы, или же с сокращением определенных расходов казны. А еще лучше - выигрыш по всем трем направлениям, вместе взятым.
О конкретных проектах, которые попадут в бюджет-2003, пока говорить преждевременно, идет их отбор: "О них можно будет говорить, - пояснил Виктор Кротов, - в середине сентября, когда будет сверстан проект бюджета на будущий год". Тем не менее примерные возможности фонда на ближайшие годы можно представить из слов главного финансиста: "Бюджет-2003 планируется бездефицитным, но если пройдут экспертизу специалистов и депутатов проекты, которые должны финансироваться из фонда, то наш комитет готов заимствовать на международном рынке капиталов 120-130 млн долларов на срок до 7 лет". При этом средства фонда по закону могут формироваться не только за счет заемных средств, но и за счет доходной части бюджета.
НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ВЗАМЕН ЛЬГОТ
Второй закон - "О инвестиционном налоговом кредите" - появился потому, что с нового года регионы потеряли возможность заманивать инвестора льготами по налогам: новый Налоговый кодекс (НК) запретил это делать. Почему? "Во-первых, потому, что охота за инвестициями стала полем конкурентной борьбы, где многие регионы достаточно сильно демпингуют, - объясняют в комитете финансов. - Результат - таким регионам нечем платить зарплаты собственным бюджетникам. Причем хорошо, если это регион, у которого инвесторов раз-два и обчелся, а что делать, допустим, Петербургу, у которого их много? Наш город обязан создавать одинаковые условия для всех без всяких исключений".
Во-вторых, льгота - это неоднозначность подхода и великий соблазн для чиновников что-то взять, когда ее предоставляешь. К тому же регионы, которые дают льготы сроком, допустим, на 5 -10 лет могут в результате получить только убытки. За это время "или ишак сдохнет, или эмир" - предприятие выработает свой ресурс, а собственник, получив доход, исчезнет.
"Мы решили, - говорит Виктор Кротов, - перейти к предоставлению преференций на принципе возвратности и платности. Для этого воспользовались инструментом, который прописан в НК, - это инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он должен, с одной стороны, вернуть инвестора, позволив ему оптимизировать налогообложение, а проще говоря - цивилизованно уйти от уплаты двух самых крупных по объемам налогов - на прибыль и на имущество (в части зачисляемой в региональный бюджет). А с другой - ИНК позволит городу через пару лет получить добросовестного налогоплательщика, который даже при большом желании не сможет скрыться от налогов".
Механизм действия ИНК вроде бы не отличается от механизма действия отмененных льгот - при определении суммы налога на прибыль и на имущество предприниматель вычитает из налогооблагаемой базы те суммы, которые он потратил на создание основных фондов, модернизацию старых и приобретение нематериальных активов (лицензии, патенты, новые технологии). Но, во-первых, вложения должны быть не менее 100 тыс. долларов, во-вторых - под поручительство или залог имущества, которое нельзя продать, перевести на другой счет без согласия кредитора, и в-третьих, недоплаченное в казну должно быть возвращено через 5-10 лет с процентами.
То есть это самый настоящий кредит, который дает возможность предпринимателю отсрочить затраты в момент становления производства.
По налогу на прибыль налоговый кредит может предоставляться на срок от 1 года до 5 лет под 0,5-0,75% ставки рефинансирования ЦБ России в рублях, по налогу на имущество от 1 года до 10 лет под 0,125-1,000% ставки рефинансирования ЦБ России. Новый закон гарантирует всем юридическим лицам равные права на подачу заявок на получение ИНК. Решать же вопрос о предоставлении налогового кредита в соответствии с Налоговым кодексом должен финансовый орган субъекта Федерации (у нас комитет финансов). Будет прописан и сам механизм рассмотрения заявок. ИНК может быть предоставлен на реализацию практически любого проекта независимо от его направления - главное, чтобы предприятие, подавшее заявку, было зарегистрировано в нашем городе и платило налоги в наш бюджет.
Новый закон дает возможность бизнесу цивилизованно перейти к работе в законном, правовом поле, и такой инструмент привлечения инвестиций используется во всем мире. Правда, Россия есть Россия, и в практике наших субъектов Федерации весьма своеобразное использование ИНК - для сокрытия дыр в бюджете, возникших по вине предприятий-банкротов. Возможно ли у нас такое? Петербургские законотворцы уверяют, что закрыли юридические бреши кодекса, которые позволяли это делать.
Финансисты считают, что ИНК может быть основой для роста деловой активности в нашем городе, но прогнозировать спрос на свой новый продукт не берутся. Известно только, что сумма, на которую могут быть предоставлены ИНК в будущем году, весьма невелика - 240 млн рублей. Но это только начало.
АНДРЕЙ ДАВЛИЦАРОВ
Однако остается масса вопросов. В частности, что общего между фондом и привлечением капитала и не станет ли он еще одной "черной дырой", через которую утекают казенные деньги? По словам вице-губернатора, председателя комитета финансов (КФ) Виктора Кротова, фонд необходим для финансирования инвестиционных проектов, связанных с обновлением и развитием инфраструктуры города. А это, в свою очередь, должно создать условия для прихода серьезного капитала.
"Например, Москва, - говорит он, - уже реализует проект "Сити": подвели к заброшенной территории в центре города, а вернее, огромной яме инженерные коммуникации, замостили бетонными плитами и начали продавать эту землю под создание делового центра. Можно себе представить, насколько вырастут поступления налогов в казну столицы благодаря реализации этого проекта!"
Оппоненты КФ считают, что развивать инфраструктуру можно и в рамках адресной программы капвложений, которая определяет бюджетные затраты, в том числе и на инфраструктуру. Правда, строки бюджета, связанные с реализацией адресной программы капвложений, считаются незащищенными, иными словами - на них может не хватить денег и, как правило, так и происходит. Именно поэтому у нас город в кольце долгостроя - повсюду остовы незавершенных зданий.
Можно, конечно, принять целевую программу по развитию инфраструктуры, но программа, говорят эксперты, - это больше план действий, а фонд - механизм конкретной его реализации. К тому же юридический статус фонда более устойчив - в его рамках можно разрабатывать и реально осуществлять долгосрочные программы, поскольку расходы фонда защищены от перераспределения. Плюс ко всему - фонд обеспечивает большую прозрачность использования бюджетных средств.
Какие проекты могут рассчитывать на финансирование за счет средств фонда? Прежде всего улучшающие условия ведения бизнеса, повышающие деловую активность и, соответственно, приводящие к созданию новых рабочих мест. Плюс проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность. Да и к тому же инфраструктурные проекты в своей основе являются таковыми: то есть улучшают качество услуг, которые город предоставляет всем петербуржцам независимо от их доходов.
Но все эти проекты имеют шанс пройти конкурс только при одном условии: их реализация должна приносить бюджетный эффект, выраженный в конкретных цифрах. Это может быть увеличение прямых доходов бюджета, косвенных поступлений, связанных с увеличением налогооблагаемой базы, или же с сокращением определенных расходов казны. А еще лучше - выигрыш по всем трем направлениям, вместе взятым.
О конкретных проектах, которые попадут в бюджет-2003, пока говорить преждевременно, идет их отбор: "О них можно будет говорить, - пояснил Виктор Кротов, - в середине сентября, когда будет сверстан проект бюджета на будущий год". Тем не менее примерные возможности фонда на ближайшие годы можно представить из слов главного финансиста: "Бюджет-2003 планируется бездефицитным, но если пройдут экспертизу специалистов и депутатов проекты, которые должны финансироваться из фонда, то наш комитет готов заимствовать на международном рынке капиталов 120-130 млн долларов на срок до 7 лет". При этом средства фонда по закону могут формироваться не только за счет заемных средств, но и за счет доходной части бюджета.
НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ВЗАМЕН ЛЬГОТ
Второй закон - "О инвестиционном налоговом кредите" - появился потому, что с нового года регионы потеряли возможность заманивать инвестора льготами по налогам: новый Налоговый кодекс (НК) запретил это делать. Почему? "Во-первых, потому, что охота за инвестициями стала полем конкурентной борьбы, где многие регионы достаточно сильно демпингуют, - объясняют в комитете финансов. - Результат - таким регионам нечем платить зарплаты собственным бюджетникам. Причем хорошо, если это регион, у которого инвесторов раз-два и обчелся, а что делать, допустим, Петербургу, у которого их много? Наш город обязан создавать одинаковые условия для всех без всяких исключений".
Во-вторых, льгота - это неоднозначность подхода и великий соблазн для чиновников что-то взять, когда ее предоставляешь. К тому же регионы, которые дают льготы сроком, допустим, на 5 -10 лет могут в результате получить только убытки. За это время "или ишак сдохнет, или эмир" - предприятие выработает свой ресурс, а собственник, получив доход, исчезнет.
"Мы решили, - говорит Виктор Кротов, - перейти к предоставлению преференций на принципе возвратности и платности. Для этого воспользовались инструментом, который прописан в НК, - это инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он должен, с одной стороны, вернуть инвестора, позволив ему оптимизировать налогообложение, а проще говоря - цивилизованно уйти от уплаты двух самых крупных по объемам налогов - на прибыль и на имущество (в части зачисляемой в региональный бюджет). А с другой - ИНК позволит городу через пару лет получить добросовестного налогоплательщика, который даже при большом желании не сможет скрыться от налогов".
Механизм действия ИНК вроде бы не отличается от механизма действия отмененных льгот - при определении суммы налога на прибыль и на имущество предприниматель вычитает из налогооблагаемой базы те суммы, которые он потратил на создание основных фондов, модернизацию старых и приобретение нематериальных активов (лицензии, патенты, новые технологии). Но, во-первых, вложения должны быть не менее 100 тыс. долларов, во-вторых - под поручительство или залог имущества, которое нельзя продать, перевести на другой счет без согласия кредитора, и в-третьих, недоплаченное в казну должно быть возвращено через 5-10 лет с процентами.
То есть это самый настоящий кредит, который дает возможность предпринимателю отсрочить затраты в момент становления производства.
По налогу на прибыль налоговый кредит может предоставляться на срок от 1 года до 5 лет под 0,5-0,75% ставки рефинансирования ЦБ России в рублях, по налогу на имущество от 1 года до 10 лет под 0,125-1,000% ставки рефинансирования ЦБ России. Новый закон гарантирует всем юридическим лицам равные права на подачу заявок на получение ИНК. Решать же вопрос о предоставлении налогового кредита в соответствии с Налоговым кодексом должен финансовый орган субъекта Федерации (у нас комитет финансов). Будет прописан и сам механизм рассмотрения заявок. ИНК может быть предоставлен на реализацию практически любого проекта независимо от его направления - главное, чтобы предприятие, подавшее заявку, было зарегистрировано в нашем городе и платило налоги в наш бюджет.
Новый закон дает возможность бизнесу цивилизованно перейти к работе в законном, правовом поле, и такой инструмент привлечения инвестиций используется во всем мире. Правда, Россия есть Россия, и в практике наших субъектов Федерации весьма своеобразное использование ИНК - для сокрытия дыр в бюджете, возникших по вине предприятий-банкротов. Возможно ли у нас такое? Петербургские законотворцы уверяют, что закрыли юридические бреши кодекса, которые позволяли это делать.
Финансисты считают, что ИНК может быть основой для роста деловой активности в нашем городе, но прогнозировать спрос на свой новый продукт не берутся. Известно только, что сумма, на которую могут быть предоставлены ИНК в будущем году, весьма невелика - 240 млн рублей. Но это только начало.
АНДРЕЙ ДАВЛИЦАРОВ