Город
И БЛЕСК ЭПОЛЕТ...
10 августа
Договор между Петербургским музеем городской скульптуры, ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" и ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", подписанный вчера в сквере перед Казанским собором, уже успели окрестить "манной небесной". Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов (на снимке справа) и генеральный директор "Шереметьева" Сергей Беляев (слева) вызвались профинансировать внеплановую реставрацию памятников групп и выделили на эти цели 1 миллион 300 тысяч рублей. По словам директора Музея городской скульптуры Владимира Тимофеева, деньги эти пришлись как нельзя кстати: последний раз памятники полководцам реставрировались 25 лет назад и ныне пребывают в неудовлетворительном состоянии. "Для того чтобы заметить это, необязательно быть специалистом, - говорит Тимофеев, - достаточно просто подойти поближе..."
В самом деле - бронзовые эполеты Михаила Илларионовича и Михаила Богдановича потускнели, а патина римских тог, накинутых на боевые мундиры скульптором Орловским в 1837 году, покрыта белесым налетом. Герои Отечественной войны постарели, и постарели изрядно. "И это в самом центре города в разгар подготовки к юбилею - стыдно", - сознается Тимофеев и обещает, что в должный вид полководцев приведут уже к нынешнему ноябрю.
Конкретные детали реставрационного проекта будут выяснены в процессе исследования памятников - специалисты проверят металл на наличие трещин, оценят степень разрушения поверхности бронзы. Восстановительные работы предположительно пройдут в несколько этапов - сначала скульптуры очистят от грязи и окислов, а затем проведут так называемую патинировку - покроют металл слоями искусственной патины и воска. После чего реставраторы займутся постаментами - омолодят гранит и заново позолотят памятные надписи.
Примечательно, что специальные устройства и приспособления для отпугивания птиц - этой вечной "чумы" питерских памятников - на Кутузова и Барклая устанавливаться не будут. "Обратите внимание, - замечает Тимофеев, - следов голубей на изваяниях практически нет. Как нет и самих пернатых, которым, к счастью, эти монументы чем-то не полюбились. В отличие, например, от Александра Сергеевича Пушкина на площади Искусств - птицы буквально терроризируют поэта. И ничего смешного в этом нет: птичий помет обладает невероятно едкими свойствами - он буквально разъедает верхние слои бронзы, вступает во взаимодействие с металлом, усиливает, а подчас и провоцирует деструктивные процессы..."
Что ж - можно только порадоваться за полководцев, которых "уважают" голуби и о которых вчера вспомнили люди. Вспомнили без лишнего шума - гости из Москвы не стали собирать официальную пресс-конференцию, но запросто общались с пишущей и снимающей братией у подножия памятников. Отсутствовала и ставшая традиционной для северных широт помпезность предъюбилейных заявлений: "питерский москвич" Сергей Беляев назвал акцию "жизненной необходимостью", а Валерий Окулов ушел от ответа на вопрос о мотивах спонсорства: "Мы так решили, и это было обдуманное решение..."
Москвичи предпочитали говорить о своем - обсуждали проблемы и перспективы развития отрасли. Генеральный директор "Аэрофлота" сообщил, что его компания и ГУП "Пулково" объединяют усилия по транспортному обслуживанию заявок европейских туроператоров, организующих поездки в Россию, - соответствующий договор планируется подписать нынешней осенью. Что, по словам Окулова, обозначит принципиально новый этап в сотрудничестве авиаторов: "Наша кооперация несет в себе большие потенциальные возможности и ни в коей мере не имеет конкурентной основы". В перспективе складывающегося сообщества - совместное обслуживание маршрутов Западная Европа - Москва - Петербург - Западная Европа.
А по мнению Сергея Беляева, сближение питерских и московских авиаторов даст импульс к развитию отрасли в северной столице: "Петербургу просто необходимы достойные воздушные ворота. Вопрос этот стоит особенно остро в преддверии трехсотлетнего юбилея города на Неве".
АНДРЕЙ МИЛКИН
В самом деле - бронзовые эполеты Михаила Илларионовича и Михаила Богдановича потускнели, а патина римских тог, накинутых на боевые мундиры скульптором Орловским в 1837 году, покрыта белесым налетом. Герои Отечественной войны постарели, и постарели изрядно. "И это в самом центре города в разгар подготовки к юбилею - стыдно", - сознается Тимофеев и обещает, что в должный вид полководцев приведут уже к нынешнему ноябрю.
Конкретные детали реставрационного проекта будут выяснены в процессе исследования памятников - специалисты проверят металл на наличие трещин, оценят степень разрушения поверхности бронзы. Восстановительные работы предположительно пройдут в несколько этапов - сначала скульптуры очистят от грязи и окислов, а затем проведут так называемую патинировку - покроют металл слоями искусственной патины и воска. После чего реставраторы займутся постаментами - омолодят гранит и заново позолотят памятные надписи.
Примечательно, что специальные устройства и приспособления для отпугивания птиц - этой вечной "чумы" питерских памятников - на Кутузова и Барклая устанавливаться не будут. "Обратите внимание, - замечает Тимофеев, - следов голубей на изваяниях практически нет. Как нет и самих пернатых, которым, к счастью, эти монументы чем-то не полюбились. В отличие, например, от Александра Сергеевича Пушкина на площади Искусств - птицы буквально терроризируют поэта. И ничего смешного в этом нет: птичий помет обладает невероятно едкими свойствами - он буквально разъедает верхние слои бронзы, вступает во взаимодействие с металлом, усиливает, а подчас и провоцирует деструктивные процессы..."
Что ж - можно только порадоваться за полководцев, которых "уважают" голуби и о которых вчера вспомнили люди. Вспомнили без лишнего шума - гости из Москвы не стали собирать официальную пресс-конференцию, но запросто общались с пишущей и снимающей братией у подножия памятников. Отсутствовала и ставшая традиционной для северных широт помпезность предъюбилейных заявлений: "питерский москвич" Сергей Беляев назвал акцию "жизненной необходимостью", а Валерий Окулов ушел от ответа на вопрос о мотивах спонсорства: "Мы так решили, и это было обдуманное решение..."
Москвичи предпочитали говорить о своем - обсуждали проблемы и перспективы развития отрасли. Генеральный директор "Аэрофлота" сообщил, что его компания и ГУП "Пулково" объединяют усилия по транспортному обслуживанию заявок европейских туроператоров, организующих поездки в Россию, - соответствующий договор планируется подписать нынешней осенью. Что, по словам Окулова, обозначит принципиально новый этап в сотрудничестве авиаторов: "Наша кооперация несет в себе большие потенциальные возможности и ни в коей мере не имеет конкурентной основы". В перспективе складывающегося сообщества - совместное обслуживание маршрутов Западная Европа - Москва - Петербург - Западная Европа.
А по мнению Сергея Беляева, сближение питерских и московских авиаторов даст импульс к развитию отрасли в северной столице: "Петербургу просто необходимы достойные воздушные ворота. Вопрос этот стоит особенно остро в преддверии трехсотлетнего юбилея города на Неве".
АНДРЕЙ МИЛКИН