Общество

"КУРСК": ДВА ГОДА ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

13 августа
Мероприятия, посвященные печальной дате, состоялись на родине шести членов экипажа в Республике Коми и Курске, где покоятся тела двенадцати подводников. А главком ВМФ Владимир Куроедов посетил "Дагдизель" (Дагестан), родину конструктора Мамеда Гаджиева, также погибшего на "Курске". Кстати, именно на "Дагдизеле" и была изготовлена торпеда, сыгравшая роковую роль в судьбе подводного крейсера.
Родные, близкие, друзья и сослуживцы моряков возложили цветы на могилы погибших на Серафимовском кладбище в Петербурге. Здесь покоятся 32 члена экипажа атомохода, в том числе Герой России, командир лодки Геннадий Лячин. Был возложен венок и от президента страны. Панихида отслужена в Николо-Богоявленском морском соборе, где установлена мемориальная доска с именами всех погибших на "Курске". В память моряков на вчерашний день была назначена церемония воздвижения креста на морской собор в Кронштадте. Однако, как уже сообщалось, несколько дней назад во время монтажа трехтонное сооружение рухнуло со стометровой высоты. Как будто некий злой рок продолжает преследовать "Курск"...
Действительно, хотя правительственная комиссия уже назвала причины катастрофы - взрыв торпеды, изготовленной на "Дагдизеле", а прокуратура закрыла уголовное дело, страсти вокруг подводной лодки продолжают кипеть. Родственники погибших моряков, признанные потерпевшими, решили ознакомиться с материалами уголовного дела о гибели атомохода. Только после этого они примут решение: обжаловать действия Генпрокуратуры или нет. Об этом сообщил вчера корреспонденту СПб. ТАСС отец капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, капитан первого ранга Роман Колесников. "У родственников осталось немало вопросов, - отметил он, - в частности, нас не убеждают объяснения прокуратуры, как и когда произошло затопление девятого отсека, где находились мой сын и еще 22 подводника, перешедшие туда после взрыва. Моряки могли прожить там еще двое-трое суток". А если это так, то их действительно можно было спасти. Но для этого не было тогда под рукой необходимых технических средств, а помощь соседних стран получить не удалось: время было безвозвратно потеряно за бесконечной ложью и болтовней чиновников в погонах.
Кроме того, до сих пор не названы виновники аварии. Это всегда очень конкретные люди. И если, как это было официально объявлено, экипаж в гибели подводной лодки не виновен, то виноватых надо искать либо среди береговых служб, либо в руководстве Северного флота. Ведь это именно оно, руководство, отдало приказ об участии "Курска" в учениях - несмотря на то, что лодка только что вернулась на базу из дальнего похода. Так или иначе, но следователи подтверждают, что во время подготовки учений командование Северного флота допустило целый ряд ошибок. Впрочем, по мнению следственных органов, ошибки эти не имеют прямой связи с причинами, повлекшими за собой взрыв на "Курске". Напомним, кстати, что, хотя прямых обвинений никому предъявлено не было, еще во время расследования причин катастрофы ушли в отставку командующий флотом Вячеслав Попов и начальник штаба флота Михаил Моцак.
И, что самое печальное, до сих пор не сделаны должные выводы. До сих пор не проведено перевооружение соответствующих служб флота, не созданы спасательные службы, объединяющие военных и гражданских моряков и другие ведомства. До сих пор не начата реформа военно-морских сил, которые из-за высокой технической оснащенности в первую очередь необходимо перевести на профессиональную основу. Увы, мнения большинства экспертов сходятся: если нечто подобное аварии на "Курске" (не дай Бог, конечно) произойдет сегодня, последствия будут абсолютно теми же. Остается уповать на небеса.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
0
26 ноября
вторник
+2
27 ноября
среда
+5
Слабый дождь