Общество
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛИТТЕХНОЛОГАМ
13 августа
Конкурировать с Аркадием Гукасяном пытались еще три кандидата, в том числе экс-спикер республиканского парламента, получивший поддержку лишь 8% проголосовавших. Двое других набрали 2,1% и 1,3%. Определенный действующим здесь законом о выборах порог необходимой явки избирателей - 25%. В голосовании 11 августа приняло участие 73% населения, обладающего правом голоса. Итоговый расклад голосов подтвердил справедливость высказываемого ранее мнения - серьезной альтернативы действующему президенту НКР нет. Сегодня в министерстве юстиции НКР зарегистрировано 63 общественные и общественно-политические организации, 6-7 из которых могли бы претендовать на статус партии, но закон о партиях пока не принят карабахским парламентом. Однако ни один из руководителей этих партийных объединений не имеет достаточного авторитета, чтобы быть признанным народом лидером. В ходе проводимых здесь в июле соцопросов избирателям было предложено назвать того, кого они считают таковым, - ни один из политических деятелей не попал в рейтинговую десятку общественного признания. Как шутят сами карабахцы, "наш Карабах - все равно что котел, в котором плавают только две картофелины. Как ни ворочай в этом супе половником, вытащишь либо одну, либо другую".
11 августа такой "картофелиной" вновь стал Аркадий Гукасян, совокупный процент всех других кандидатов не дает им надежды претендовать даже на статус картофельного ломтика.
Действующий президент НКР имеет репутацию последовательного взвешенного политика и хорошего дипломата (именно ему во многом принадлежит заслуга подписания Бишкекского мирного договора 1992 года, когда Карабах впервые участвовал в международных переговорах как полноправная сторона). Гукасян обошелся без громких предвыборных лозунгов, заявив лишь о намерении продолжить начатое. Определенный им вектор развития НКР выглядит вполне убедительно: показатель прироста ВВП, например, составил 20%, принятое в республике льготное налогообложение для малого и среднего бизнеса открыло возможности для создания новых предприятий, экспорт продукции которых за последние полгода вырос на 440%, активизируется приток иностранных частных инвестиций.
Из предвыборных агитационных материалов нам удалось обнаружить на просторах Карабаха лишь несколько самодельных транспарантов двух видов: с лаконичной сентенцией "Демократии нет альтернативы" и общим призывом "Все на выборы!". И никаких тебе измордованных плакатами стен, подметных листовок с компроматом на конкурента и прочих следов жизнедеятельности черных пиарщиков. Их услугами здесь не то чтобы брезгуют - в них не нуждаются. "Мы - маленькая страна, здесь все на виду, всем друг про друга и так прекрасно все известно", - говорят карабахцы. К тому же пережившие многолетнюю войну люди прекрасно осознают цену нынешнего мира и гражданского согласия. В условиях постоянной внешней угрозы втягивание народа в междоусобные разборки равносильно самоубийству. Так что все наши пиар-игрушки считают здесь пустым баловством, а потому на всю избирательную кампанию из небогатого госбюджета отписали около 50 тысяч долларов, которые пошли на оборудование участков для голосования, выпуск более чем скромных листовок и плакатов, тиражи предвыборных программ кандидатов, теле- и радиоэфиры да более чем умеренные площади газетных полос. Собственно каждый из кандидатов получил на свою кампанию всего по 300 долларов - на поездки по регионам и встречи с избирателями. Причем международные наблюдатели с особым удовлетворением констатировали тот факт, что действующий президент никоим образом не использовал так называемый административный ресурс, всем кандидатам были предоставлены равные возможности.
После названных экзотических сумм, задействованных на выборную кампанию, вторым потрясением для нас стало - увы, невозможное в современной России - гражданское, национальное сознание избирателей и то редкое человеческое достоинство, с которым они осуществляют свое право выбирать будущее собственного государства.
Прозвучавшие в преддверии голосования заявления Евросоюза о непризнании президентских выборов в НКР вызывают здесь недоумение: как можно одновременно говорить о необходимости мирного урегулирования и лишать одну из сторон конфликта возможности избирать законную власть, которая представительствовала бы на таких переговорах? Предположение же о том, что Евросоюз, равно как Россия и Азербайджан, также выступившие с осуждением выборов президента непризнанного государства, намеревались таким образом обеспечить бессменность правления нынешнего президента Аркадия Гукасяна, можно отнести разве что к самым смелым фантазиям в духе трактатов о всемирном армянском заговоре. В реальности же альтернативой выборам в Карабахе могла бы стать только военная диктатура, убежден Аркадий Гукасян:
- Сегодня мы строим демократическое государство, нам удалось преодолеть поствоенный синдром. Выборы - это шанс предстать перед миром цивилизованным государством. Я считаю, что международное сообщество заинтересовано в демократическом Нагорном Карабахе, который, кстати, в своем демократическом развитии уже обогнал Азербайджан.
За ходом президентских выборов в Нагорном Карабахе следили наблюдатели, приглашенные из многих стран мира, - от США, Великобритании, Италии до товарищей по несчастью из непризнанных Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. По итогам своей работы международные наблюдатели приняли совместное заявление, в котором признали прошедшие в НКР президентские выборы свободными, прозрачными и действительно демократичными, полностью соответствующими нормам международного права. Члены российской группы наблюдателей особо подчеркнули, что выборы президента Нагорного Карабаха ни в коей мере не могут служить препятствием к мирному урегулированию и не создают никакой угрозы ни целостности, ни безопасности Азербайджана. Эксперт Госдумы РФ Виктор Шейнис заявил:
- В конечном счете политики должны будут признать реальность - существование Нагорного Карабаха как независимой территории или же как республики, которая потом воссоединится с Арменией. ...Здесь люди в очень трудных условиях, условиях войны, не установили диктатуру, полицейский или военный режим, а уверенно идут к признанию того, что в конце ХХ века стало общей позицией всех демократических сил: свободные выборы, свобода печати, возможность оппозиции выдвигать своих кандидатов. Я это очень высоко ценю, думаю, это чрезвычайно важно.
С его мнением солидарен и другой наблюдатель - американский конгрессмен Фрэнк Палоун, заметивший, что выборы 11 августа имеют огромное значение в плане демонстрации миру проходящих в Нагорном Карабахе демократических процессов и их признания народом. Джеймс Хупер, экс-чиновник госдепартамента США, назвал "самым блестящим моментом" карабахских выборов тот факт, что "и народ, и власть продемонстрировали твердое стремление не допустить влияния военных на гражданские процессы".
- Мне очень импонирует то, - подчеркнул Джеймс Хупер, - что народ искренне и сознательно выбирает свое будущее. Даже признанным государствам можно поучиться у карабахцев тому, как проводить демократические выборы.
Наша справка
Аркадию Гукасяну 45 лет, родился в Степанакерте, окончил факультет русского языка и литературы Ереванского госуниверситета. Работал корреспондентом, а затем заместителем главного редактора газеты "Советский Карабах". С 1988 года - активный участник карабахского движения. В январе 1990 года был арестован за опубликование статьи, осуждавшей организаторов и исполнителей армянских погромов в Баку, месяц провел в тюрьме Ростова-на-Дону. В первые годы карабахской войны работал военным корреспондентом. В 1992 году избирается депутатом парламента НКР, в 1993 году становится министром иностранных дел, с 1993 года - член Совета безопасности НКР. В 1997 году побеждает на президентских выборах. Женат, отец двоих детей.
ТАТЬЯНА ЛИХАНОВА, международный наблюдатель, Степанакерт, специально для "НВ"
11 августа такой "картофелиной" вновь стал Аркадий Гукасян, совокупный процент всех других кандидатов не дает им надежды претендовать даже на статус картофельного ломтика.
Действующий президент НКР имеет репутацию последовательного взвешенного политика и хорошего дипломата (именно ему во многом принадлежит заслуга подписания Бишкекского мирного договора 1992 года, когда Карабах впервые участвовал в международных переговорах как полноправная сторона). Гукасян обошелся без громких предвыборных лозунгов, заявив лишь о намерении продолжить начатое. Определенный им вектор развития НКР выглядит вполне убедительно: показатель прироста ВВП, например, составил 20%, принятое в республике льготное налогообложение для малого и среднего бизнеса открыло возможности для создания новых предприятий, экспорт продукции которых за последние полгода вырос на 440%, активизируется приток иностранных частных инвестиций.
Из предвыборных агитационных материалов нам удалось обнаружить на просторах Карабаха лишь несколько самодельных транспарантов двух видов: с лаконичной сентенцией "Демократии нет альтернативы" и общим призывом "Все на выборы!". И никаких тебе измордованных плакатами стен, подметных листовок с компроматом на конкурента и прочих следов жизнедеятельности черных пиарщиков. Их услугами здесь не то чтобы брезгуют - в них не нуждаются. "Мы - маленькая страна, здесь все на виду, всем друг про друга и так прекрасно все известно", - говорят карабахцы. К тому же пережившие многолетнюю войну люди прекрасно осознают цену нынешнего мира и гражданского согласия. В условиях постоянной внешней угрозы втягивание народа в междоусобные разборки равносильно самоубийству. Так что все наши пиар-игрушки считают здесь пустым баловством, а потому на всю избирательную кампанию из небогатого госбюджета отписали около 50 тысяч долларов, которые пошли на оборудование участков для голосования, выпуск более чем скромных листовок и плакатов, тиражи предвыборных программ кандидатов, теле- и радиоэфиры да более чем умеренные площади газетных полос. Собственно каждый из кандидатов получил на свою кампанию всего по 300 долларов - на поездки по регионам и встречи с избирателями. Причем международные наблюдатели с особым удовлетворением констатировали тот факт, что действующий президент никоим образом не использовал так называемый административный ресурс, всем кандидатам были предоставлены равные возможности.
После названных экзотических сумм, задействованных на выборную кампанию, вторым потрясением для нас стало - увы, невозможное в современной России - гражданское, национальное сознание избирателей и то редкое человеческое достоинство, с которым они осуществляют свое право выбирать будущее собственного государства.
Прозвучавшие в преддверии голосования заявления Евросоюза о непризнании президентских выборов в НКР вызывают здесь недоумение: как можно одновременно говорить о необходимости мирного урегулирования и лишать одну из сторон конфликта возможности избирать законную власть, которая представительствовала бы на таких переговорах? Предположение же о том, что Евросоюз, равно как Россия и Азербайджан, также выступившие с осуждением выборов президента непризнанного государства, намеревались таким образом обеспечить бессменность правления нынешнего президента Аркадия Гукасяна, можно отнести разве что к самым смелым фантазиям в духе трактатов о всемирном армянском заговоре. В реальности же альтернативой выборам в Карабахе могла бы стать только военная диктатура, убежден Аркадий Гукасян:
- Сегодня мы строим демократическое государство, нам удалось преодолеть поствоенный синдром. Выборы - это шанс предстать перед миром цивилизованным государством. Я считаю, что международное сообщество заинтересовано в демократическом Нагорном Карабахе, который, кстати, в своем демократическом развитии уже обогнал Азербайджан.
За ходом президентских выборов в Нагорном Карабахе следили наблюдатели, приглашенные из многих стран мира, - от США, Великобритании, Италии до товарищей по несчастью из непризнанных Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. По итогам своей работы международные наблюдатели приняли совместное заявление, в котором признали прошедшие в НКР президентские выборы свободными, прозрачными и действительно демократичными, полностью соответствующими нормам международного права. Члены российской группы наблюдателей особо подчеркнули, что выборы президента Нагорного Карабаха ни в коей мере не могут служить препятствием к мирному урегулированию и не создают никакой угрозы ни целостности, ни безопасности Азербайджана. Эксперт Госдумы РФ Виктор Шейнис заявил:
- В конечном счете политики должны будут признать реальность - существование Нагорного Карабаха как независимой территории или же как республики, которая потом воссоединится с Арменией. ...Здесь люди в очень трудных условиях, условиях войны, не установили диктатуру, полицейский или военный режим, а уверенно идут к признанию того, что в конце ХХ века стало общей позицией всех демократических сил: свободные выборы, свобода печати, возможность оппозиции выдвигать своих кандидатов. Я это очень высоко ценю, думаю, это чрезвычайно важно.
С его мнением солидарен и другой наблюдатель - американский конгрессмен Фрэнк Палоун, заметивший, что выборы 11 августа имеют огромное значение в плане демонстрации миру проходящих в Нагорном Карабахе демократических процессов и их признания народом. Джеймс Хупер, экс-чиновник госдепартамента США, назвал "самым блестящим моментом" карабахских выборов тот факт, что "и народ, и власть продемонстрировали твердое стремление не допустить влияния военных на гражданские процессы".
- Мне очень импонирует то, - подчеркнул Джеймс Хупер, - что народ искренне и сознательно выбирает свое будущее. Даже признанным государствам можно поучиться у карабахцев тому, как проводить демократические выборы.
Наша справка
Аркадию Гукасяну 45 лет, родился в Степанакерте, окончил факультет русского языка и литературы Ереванского госуниверситета. Работал корреспондентом, а затем заместителем главного редактора газеты "Советский Карабах". С 1988 года - активный участник карабахского движения. В январе 1990 года был арестован за опубликование статьи, осуждавшей организаторов и исполнителей армянских погромов в Баку, месяц провел в тюрьме Ростова-на-Дону. В первые годы карабахской войны работал военным корреспондентом. В 1992 году избирается депутатом парламента НКР, в 1993 году становится министром иностранных дел, с 1993 года - член Совета безопасности НКР. В 1997 году побеждает на президентских выборах. Женат, отец двоих детей.
ТАТЬЯНА ЛИХАНОВА, международный наблюдатель, Степанакерт, специально для "НВ"