Общество
ОСЧАСТЛИВЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ
17 августа
Ирина Александровна - человек одержимый. Это ощущаешь прежде всего по тому, как она играет. Ни одной ноты, взятой равнодушно, у нее не бывает. Если и можно ее за что-то упрекнуть - так за то, что, аккомпанируя, она порой так воодушевляется, так накаляет звуковую атмосферу, что не всякий солист оказывается способным этот эмоциональный градус поддержать, и тогда слушательское внимание переключается с ведущей партии на сопровождение. Но что тут поделаешь? Шарапова, выбирая партнеров, исходит не из соответствия уровня мастерства и сходства темпераментов. Она педагог по призванию и по должности и наряду с именитыми и талантливыми мастерами выступает также с теми, кто лишь начинает свой путь в искусстве. Обнаружив в юном певце или инструменталисте искорку художественной индивидуальности, она стремится ее раздуть, воспитав артиста. И это ей по большей части удается. Ее любовь к музыке так ненасытна, ее стремление к совершенствованию так настойчиво, ее готовность дружить с людьми, делающими музыку - ради самой этой музыки! - так самоотверженна, что вступившему в творческий контакт с нею уже не до спокойной жизни. Ее ученики и сотрудники заражаются ее энтузиазмом, становясь пытливыми и одухотворенными, либо... покидают ее: инертным, безынициативным с нею не по пути.
Из сказанного не должно делать вывод, что Ирина Александровна подавляет партнера. Нет, она, как уже упомянуто, чутка к своеобразию творческой личности, с которой музицирует. Выступая с каждым из артистов, она перевоплощается - разумеется, в определенных границах, потому что и сама она - художественная индивидуальность. Вот, к примеру, один из главных участников юбилейного концерта, превосходный камерный певец (оперный тоже, но камерный в большей мере) Андрей Славный. Он на эстраде олицетворение петербургской интеллигентности. Звучит достаточно наполненно на forte и не нуждается в форсировании. Чувство меры, сдержанность - атрибуты его певческого стиля. Гармония стихотворного и музыкального образов, гармония непростая, причудливая, занимает его прежде всего. Не зря он охотно интерпретирует романсы разных композиторов, созданные на один и тот же поэтический текст: каждый раз означенная гармония возникает заново, и сочетание этих гармоний часто оказывается парадоксально неожиданным и контрастным. В диалектическом соединении эмоционального и рационального второе у Андрея Славного, пожалуй, преобладает. Выступая в ансамбле с ним, Ирина Александровна со своей стороны тоже стремится средствами фортепианной выразительности выявить взаимодействие слова и музыки, а для этого прежде всего дать слову внятно, осмысленно, выразительно прозвучать. Даже обуздывая столь свойственную ей горячность, она не выключает ток чувств, пронизывающий партию рояля до конца, и этот ток сильно оживляет, делает трепетным общее музыкально-поэтическое повествование.
Несколько лет назад оба они, Андрей Славный и Ирина Шарапова, при участии лектора-музыковеда Наталии Энтелис осуществили проект, который представляет публике живую антологию русской вокальной лирики. Начиная с первых отечественных романсов XVIII века, включая всю классику XIX и XX столетий и завершая творчеством современников. В 25 концертах прозвучало около полутысячи произведений. И к каждому нужно было найти путь, проникнуть как можно основательней в его образную суть. Такое иначе как творческим подвигом не назовешь.
А ведь с тем же А. Славным и множеством его коллег она разучивает, выводит на эстраду и зарубежную вокальную музыку, и оперную литературу. А каким гигантским репертуаром овладела она, работая со скрипачами, виолончелистами, кларнетистами и прочими инструменталистами, коим числа нет. В юбилейном вечере нашлось место и для нового увлечения Шараповой - дуэта домр (Алина Бачку, Татьяна Костяная). Вместе с пианисткой они составили весьма колоритное трио. Кстати, она переиграла уже все, что было можно. И пребывает в постоянном поиске чего-то, прежде не замеченного. Ну и, конечно, новинок. Контактируя с рядом авторов, она не просто ждет их только что написанных опусов: появление некоторых сочинений ею "инспирировано". По-особому результативным оказалось ее сотрудничество с выдающимся петербургским композитором С. Слонимским - кстати, тоже юбиляром нынешнего года. Ирина Александровна была участницей многих его концертных премьер. Между прочим, и на многочисленных вечерах, которые Сергей Михайлович проводит в память об ушедших своих коллегах-композиторах, она, как правило, подбирает исполнителей и играет сама.
Возвращаясь к юбилейному вечеру, очень разнообразному по репертуару и артистическому составу и прошедшему с большим подъемом, замечу еще, что героиня его не все время находилась за роялем. Несколько раз ее сменяли ученики, нынешние и бывшие, концертмейстерского класса, который она ведет в Консерватории. Некоторые из них, например Дмитрий Ефимов, уже признанные мастера фортепианного аккомпанемента.
Хотя тут названы имена лишь немногих участников концерта, добавлю к ним еще лишь одно - юного артиста Александра Болдачева. Для юбиляра он сыграл собственное произведение под названием весьма оригинальным: "...Праздник одинокого негра". Арфа, кажется, вновь становится мужским инструментом. В свои 12 лет мальчик уже лауреат Международного конкурса, часто концертирует. Он не только очень симпатично выглядит, сидя за своим романтическим инструментом, но и умело им владеет. Впрочем, это не удивительно: музыкальность у него наследственная - он сын Ирины Шараповой.
МИХАИЛ БЯЛИК
Из сказанного не должно делать вывод, что Ирина Александровна подавляет партнера. Нет, она, как уже упомянуто, чутка к своеобразию творческой личности, с которой музицирует. Выступая с каждым из артистов, она перевоплощается - разумеется, в определенных границах, потому что и сама она - художественная индивидуальность. Вот, к примеру, один из главных участников юбилейного концерта, превосходный камерный певец (оперный тоже, но камерный в большей мере) Андрей Славный. Он на эстраде олицетворение петербургской интеллигентности. Звучит достаточно наполненно на forte и не нуждается в форсировании. Чувство меры, сдержанность - атрибуты его певческого стиля. Гармония стихотворного и музыкального образов, гармония непростая, причудливая, занимает его прежде всего. Не зря он охотно интерпретирует романсы разных композиторов, созданные на один и тот же поэтический текст: каждый раз означенная гармония возникает заново, и сочетание этих гармоний часто оказывается парадоксально неожиданным и контрастным. В диалектическом соединении эмоционального и рационального второе у Андрея Славного, пожалуй, преобладает. Выступая в ансамбле с ним, Ирина Александровна со своей стороны тоже стремится средствами фортепианной выразительности выявить взаимодействие слова и музыки, а для этого прежде всего дать слову внятно, осмысленно, выразительно прозвучать. Даже обуздывая столь свойственную ей горячность, она не выключает ток чувств, пронизывающий партию рояля до конца, и этот ток сильно оживляет, делает трепетным общее музыкально-поэтическое повествование.
Несколько лет назад оба они, Андрей Славный и Ирина Шарапова, при участии лектора-музыковеда Наталии Энтелис осуществили проект, который представляет публике живую антологию русской вокальной лирики. Начиная с первых отечественных романсов XVIII века, включая всю классику XIX и XX столетий и завершая творчеством современников. В 25 концертах прозвучало около полутысячи произведений. И к каждому нужно было найти путь, проникнуть как можно основательней в его образную суть. Такое иначе как творческим подвигом не назовешь.
А ведь с тем же А. Славным и множеством его коллег она разучивает, выводит на эстраду и зарубежную вокальную музыку, и оперную литературу. А каким гигантским репертуаром овладела она, работая со скрипачами, виолончелистами, кларнетистами и прочими инструменталистами, коим числа нет. В юбилейном вечере нашлось место и для нового увлечения Шараповой - дуэта домр (Алина Бачку, Татьяна Костяная). Вместе с пианисткой они составили весьма колоритное трио. Кстати, она переиграла уже все, что было можно. И пребывает в постоянном поиске чего-то, прежде не замеченного. Ну и, конечно, новинок. Контактируя с рядом авторов, она не просто ждет их только что написанных опусов: появление некоторых сочинений ею "инспирировано". По-особому результативным оказалось ее сотрудничество с выдающимся петербургским композитором С. Слонимским - кстати, тоже юбиляром нынешнего года. Ирина Александровна была участницей многих его концертных премьер. Между прочим, и на многочисленных вечерах, которые Сергей Михайлович проводит в память об ушедших своих коллегах-композиторах, она, как правило, подбирает исполнителей и играет сама.
Возвращаясь к юбилейному вечеру, очень разнообразному по репертуару и артистическому составу и прошедшему с большим подъемом, замечу еще, что героиня его не все время находилась за роялем. Несколько раз ее сменяли ученики, нынешние и бывшие, концертмейстерского класса, который она ведет в Консерватории. Некоторые из них, например Дмитрий Ефимов, уже признанные мастера фортепианного аккомпанемента.
Хотя тут названы имена лишь немногих участников концерта, добавлю к ним еще лишь одно - юного артиста Александра Болдачева. Для юбиляра он сыграл собственное произведение под названием весьма оригинальным: "...Праздник одинокого негра". Арфа, кажется, вновь становится мужским инструментом. В свои 12 лет мальчик уже лауреат Международного конкурса, часто концертирует. Он не только очень симпатично выглядит, сидя за своим романтическим инструментом, но и умело им владеет. Впрочем, это не удивительно: музыкальность у него наследственная - он сын Ирины Шараповой.
МИХАИЛ БЯЛИК