Культура
ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: "ЦЕНЗУРА В ДУШЕ ХУДОЖНИКА НАЗЫВАЕТСЯ СОВЕСТЬ"
17 августа
Обозреватель "Невского времени" оказался на Таврической улице, где снимался очередной эпизод. И в перерывах между съемками вступил с Рязановым в диалог.
- Какой по счету это ваш игровой фильм?
- То ли двадцатый пятый, то ли двадцать четвертый. Надо у моей жены, Эммы Валерьяновны, спросить. Точно я так и не сосчитал. Но думаю, что ни один режиссер в нашей стране большего количества фильмов не поставил.
- Много ли сцен уже снято?
- Практически все, что надо, мы отсняли. Осталось снять несколько интерьеров. Но это мы будем делать уже в Москве. Но денег, как всегда, не хватает. Экспедиция - дело дорогостоящее и серьезное. Как бы нам не уйти из Питера в Москву по шпалам (Рязанов грустно улыбнулся. - С. И.). В поисках средств я обратился к некоторым петербуржцам, потому что картина в какой-то степени посвящается предстоящему юбилею города. Все действие происходит в Санкт-Петербурге.
- Как появился на свет сценарий?
- Когда я делал передачи из цикла "Парижские тайны", то мои собеседники - Пьер Ришар и Анни Жирардо - несколько раз упоминали фамилию своего драматурга-соотечественника Жоржа Фейдо. Потом у меня возник проект постановки какой-либо пьесы в Театре Сатиры. Тогда я и вспомнил о нем, достал сборник его пьес, начал читать. Наткнулся на пьесу "Ключи от спальни". Предложил ее поставить. Но оказалось, что в этом театре некому ее играть - старое поколение звезд ушло, а новое еще к этому не готово. Я отложил пьесу в сторону, но дальше мой собственный характер и требовательность к себе заставили меня вернуться к ней. Я начал прикидывать: а может быть, снять для телевидения? Дальше - больше. Начал работать над сценарием. Перенес место действия в Петербург. Поменял время действия. Начал нагружать содержание приметами русского быта, атмосферой Серебряного века. Сюжет меня увел в совсем другую сторону от первоначального замысла.
- В заголовке сценария значится еще и имя Аркадия Аверченко.
- Я поставил фамилию потому, что позаимствовал у него для сценария ситуацию одного из рассказов.
- Как бы определили жанр будущего фильма?
- В фильме предполагается много трюков, комедийных ситуаций. Я бы назвал этот жанр "дурошлепством".
- Сюжет можно пересказать? Ведь пьесы Фейдо в нашей стране мало кто читал...
- Думаю, что его пьесы читали всего три-четыре театроведа. В "Ключах от спальни" есть любовный треугольник без всякой политики: нет ни одного большевика или меньшевика, ни одной демонстрации, ни одного рабочего. Одни слуги и лакеи вместе с господами. Не будет ни криминала, ни детектива. Дело чистое. Правда, присутствует легкая озорная эротичность.
- Кто кого играет?
- Один артист в этом проекте лучше другого. Николай Фоменко играет героя-любовника. Главную женскую роль играет Евгения Крюкова. Наталья Щукина играет по фильму жену Фоменко. Сергей Маковецкий играет поэта-декадента по фамилии Иваницкий. Сергей Безруков играет профессора-орнитолога, также беззаветно влюбленного в героиню. Он, то есть профессор, в финале картины даже дерется на дуэли.
- Как, оказывается, все серьезно!
- О чем вы говорите! В ролях заняты замечательные актеры Федор Чеханков и Александр Пашутин. Снимается также молодой актер московского театра "Ленком" Сергей Фролов. Нынче в моем фильме играет и замечательный питерский артист Андрей Толубеев. Владимир Симонов играет майора-артиллериста, который в полдень стреляет из орудия на равелине Петропавловской крепости. Мы даже придумали ему одну смешную сцену. Герой Симонова опаздывает однажды на церемонию полуденного выстрела на десять минут. Ему жена неправильно подвела часы. В результате герой и выстрел дал на десять минут позже. И дальше идет титр: "В течение последующих ста лет Российская империя отставала на десять и более минут".
- Ваши фильмы всегда были насыщены автомобильными трюками. Как же вы обойдетесь без них на сей раз?
- Трюки будут обязательно, потому что одно из главных действующих "лиц" - автомобиль.
- В фильме прозвучит много песен?
- Романсы Андрея Павловича Петрова на стихи Северянина, Блока, Ахматовой.
- А цыгане будут в фильме?
- Да. Сцену с вашим питерским ансамблем "Цыганский двор" мы уже сняли. У нас снимаются и настоящие немцы, которые играют немцев, прибывающих на подводной лодке в Неву.
- Где в Петербурге проходили натурные съемки?
- Мы снимали на Каменном острове, на некоторых улицах, где сохранились дома начала века. Снимали в Петропавловской крепости, в Петергофе, на Тучковом мосту. Снимали на даче Вырубовых в Репино.
- Говорят, что вы там как раз попали под сумасшедший ливень...
- Это было только один раз. А в целом нам с погодой очень повезло. Такое лето стоит в Петербурге, что не нарадуешься. Видимо, кто-то наверху, заведующий погодой, понимает, что мы снимаем хорошее кино.
- В новой вашей картине все закончится хорошо?
- Это с какой стороны посмотреть. Но трупов и взрывов не предвидится.
- Как продвигаются дела с вашей книгой "Рязанов-ТВ"?
- Рукопись сдана в печать в издательстве "Вагриус", и надеюсь, что она выйдет в сентябре. Фигурантами книги, как нынче говорят, стали те люди, с которыми я встречался во время подготовки тех или иных передач для телевидения.
- В ноябре вам предстоит отметить свой юбилей. Вы предполагаете его отпраздновать каким-либо особым образом?
- С вашей стороны было бестактно задавать мне этот вопрос. Если меня куда-нибудь позовут, то обязательно приду... А если серьезно, то очень хотел бы успеть с премьерой нового фильма ко дню рождения. Сделать самому себе подарок. Однако боюсь, что из-за недостатка средств мы не сможем вовремя смонтировать отснятый материал и провести озвучание.
- Сегодня все кому не лень критикуют современное телевидение. Вы как к нему относитесь?
- Я не критикую того, чего не вижу. У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор. Я не видел ни одного сериала. И слава Богу, потому что подозреваю, что они низкопробные. У меня нет свободных пяти-десяти вечеров, чтобы усаживаться перед "ящиком". Иногда смотрю новости и очень жалею, что это делаю. Хорошего настроения в результате подобного просмотра у меня не возникает. По сути, эта ситуация управляемая. Но телевидение почему-то предпочитает рассказывать только о чем-то страшном и чудовищном. Очевидно, что мы бросились в другую крайность. Если раньше говорили только о том, что мы задули очередную домну, и у нас складывалось устойчивое впечатление, что мы жили в какой-то выдуманной стране. Сейчас совсем другое впечатление: будто мы живем в какой-то помойке и клоаке. Вы можете делать со мной что угодно, но я так и не понял: виноват Анатолий Быков или нет, основываясь на своем впечатлении от увиденного по телевизору? Добраться до правды невозможно, поэтому я и не хочу тратить на это свободное время, которого у меня не так много.
- Неужели вы не видели даже сенсаций последнего сезона - так называемые реальные шоу?
- В этом отношении я абсолютно чист и невинен. Когда я понял, что они будут представлять собою, то симпатий у меня это не вызвало. А любопытством я по сему поводу не страдал.
- Вам не кажется парадоксом, что пятнадцать лет назад вся страна сидела у телевизоров и смотрела ваши программы о Высоцком? А сейчас все сидят и ждут, кто и когда разденется в кадре...
- Меня это удручает, но я спокоен потому, что это мне неинтересно. Строго говоря, то, что нынче происходит на телеэкране, - это растление нации. Когда я слышу, что открыт смысл жизни и он заключается в том, чтобы пить пиво, то я считаю, что такую рекламу следует запрещать, ибо это есть безнравственность, которая переходит все границы. Хорошо, что упразднена цензура, но нравственная цензура внутри творца все же должна быть. И эта цензура называется совесть. Если у художника в душе такой цензуры нет, то он не имеет права разговаривать с людьми. Такие творцы не знают: что такое хорошо и что такое плохо. Свобода имеет много издержек, когда это падает на такую некультурную нацию, как наша, это приводит к необратимым последствиям.
- Но, может быть, в современном кино есть фильмы, которые все же несут заряд нравственного чувства?
- Меня огорчает, что безнравственные фильмы имеют успех у зрителей. Это две серии "Брата", это настоящая порнуха "Про уродов и людей". Я не понимаю: зачем и почему такие картины снимаются? Cтэнли Кубрик тридцать лет назад своим "Заводным апельсином" протестовал против зла, но при этом учил добру. Из лент последнего времени я видел хорошую картину "В августе 44-го..." Михаила Пташука. Неплохую картину поставил Денис Евстигнеев "Займемся любовью", несмотря на ужасное название.
- Нынче очевидны два полюса отечественного кино. На одном, элитарном, находится Александр Сокуров. На другом, массовом - Никита Михалков. Кто вам ближе?
- Мне никто из них не ближе. Мне ближе всего то кино, которое я делаю. То, что сделано хорошо, то и имеет право на существование. И "Телец", и "Сибирский цирюльник" имеют право на существование. Вопрос только в том, что сделано в них безупречно?
- И каков ответ?
- Безупречным фильмом может быть только шедевр. Это не обязательно новаторская по форме картина. Шедевр может быть выдержан и в традиционном стиле.
- Каков пример?
- "Бесприданница" Якова Протазанова.
- А шедевр должен быть понят массами зрителей?
- Должен. Потому что кино - искусство площадное. Оно родилось на ярмарке как балаган, аттракцион. Кино родилось как искусство массовое, и оно должно быть понято массами. И если мы вспомним сейчас абсолютно навязший у всех пример "Чапаева", то поймем, о чем идет у нас речь.
- Не могу не спросить вас, как президента киноакадемии "Ника", о противостоянии с "Золотым орлом". Вам не кажется, что оно раскалывает отечественное кино?
- У меня есть друзья и среди "тех" академиков, и среди "других" академиков. Но для меня авторитет "Ники", утвердившийся за полтора десятка лет, абсолютно бесспорен. Иначе я бы не стал ее президентом. Другое дело, что Никита Сергеевич Михалков, при всем моем к нему уважении, не смог удержаться от резких выступлений в прессе. Если в театре есть пять-шесть суперпремий, то почему бы и не быть нескольким национальным кинопремиям? Лишь бы было кого награждать.
- Есть ли у вас неосуществленная мечта?
- Мечта называется Ганс-Христиан Андерсен, о котором мне бы очень хотелось снять фильм. Но на это нужны такие большие деньги, что мне никогда их не найти. Поэтому мечта так и останется мечтой.
- А если вдруг найдутся зарубежные продюсеры?
- Оставьте их в покое. И меня тоже...
Съемки продолжались. Заведенный автомобиль стоял "под парами", готовый сыграть роль. Мэтр же терпеливо ждал, когда все участники съемок займут исходные позиции. Наконец прозвучала долгожданная команда "Мотор!", и старинное авто отправилось в путешествие по улицам Петербурга, а заодно и странствие во времени...
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
- Какой по счету это ваш игровой фильм?
- То ли двадцатый пятый, то ли двадцать четвертый. Надо у моей жены, Эммы Валерьяновны, спросить. Точно я так и не сосчитал. Но думаю, что ни один режиссер в нашей стране большего количества фильмов не поставил.
- Много ли сцен уже снято?
- Практически все, что надо, мы отсняли. Осталось снять несколько интерьеров. Но это мы будем делать уже в Москве. Но денег, как всегда, не хватает. Экспедиция - дело дорогостоящее и серьезное. Как бы нам не уйти из Питера в Москву по шпалам (Рязанов грустно улыбнулся. - С. И.). В поисках средств я обратился к некоторым петербуржцам, потому что картина в какой-то степени посвящается предстоящему юбилею города. Все действие происходит в Санкт-Петербурге.
- Как появился на свет сценарий?
- Когда я делал передачи из цикла "Парижские тайны", то мои собеседники - Пьер Ришар и Анни Жирардо - несколько раз упоминали фамилию своего драматурга-соотечественника Жоржа Фейдо. Потом у меня возник проект постановки какой-либо пьесы в Театре Сатиры. Тогда я и вспомнил о нем, достал сборник его пьес, начал читать. Наткнулся на пьесу "Ключи от спальни". Предложил ее поставить. Но оказалось, что в этом театре некому ее играть - старое поколение звезд ушло, а новое еще к этому не готово. Я отложил пьесу в сторону, но дальше мой собственный характер и требовательность к себе заставили меня вернуться к ней. Я начал прикидывать: а может быть, снять для телевидения? Дальше - больше. Начал работать над сценарием. Перенес место действия в Петербург. Поменял время действия. Начал нагружать содержание приметами русского быта, атмосферой Серебряного века. Сюжет меня увел в совсем другую сторону от первоначального замысла.
- В заголовке сценария значится еще и имя Аркадия Аверченко.
- Я поставил фамилию потому, что позаимствовал у него для сценария ситуацию одного из рассказов.
- Как бы определили жанр будущего фильма?
- В фильме предполагается много трюков, комедийных ситуаций. Я бы назвал этот жанр "дурошлепством".
- Сюжет можно пересказать? Ведь пьесы Фейдо в нашей стране мало кто читал...
- Думаю, что его пьесы читали всего три-четыре театроведа. В "Ключах от спальни" есть любовный треугольник без всякой политики: нет ни одного большевика или меньшевика, ни одной демонстрации, ни одного рабочего. Одни слуги и лакеи вместе с господами. Не будет ни криминала, ни детектива. Дело чистое. Правда, присутствует легкая озорная эротичность.
- Кто кого играет?
- Один артист в этом проекте лучше другого. Николай Фоменко играет героя-любовника. Главную женскую роль играет Евгения Крюкова. Наталья Щукина играет по фильму жену Фоменко. Сергей Маковецкий играет поэта-декадента по фамилии Иваницкий. Сергей Безруков играет профессора-орнитолога, также беззаветно влюбленного в героиню. Он, то есть профессор, в финале картины даже дерется на дуэли.
- Как, оказывается, все серьезно!
- О чем вы говорите! В ролях заняты замечательные актеры Федор Чеханков и Александр Пашутин. Снимается также молодой актер московского театра "Ленком" Сергей Фролов. Нынче в моем фильме играет и замечательный питерский артист Андрей Толубеев. Владимир Симонов играет майора-артиллериста, который в полдень стреляет из орудия на равелине Петропавловской крепости. Мы даже придумали ему одну смешную сцену. Герой Симонова опаздывает однажды на церемонию полуденного выстрела на десять минут. Ему жена неправильно подвела часы. В результате герой и выстрел дал на десять минут позже. И дальше идет титр: "В течение последующих ста лет Российская империя отставала на десять и более минут".
- Ваши фильмы всегда были насыщены автомобильными трюками. Как же вы обойдетесь без них на сей раз?
- Трюки будут обязательно, потому что одно из главных действующих "лиц" - автомобиль.
- В фильме прозвучит много песен?
- Романсы Андрея Павловича Петрова на стихи Северянина, Блока, Ахматовой.
- А цыгане будут в фильме?
- Да. Сцену с вашим питерским ансамблем "Цыганский двор" мы уже сняли. У нас снимаются и настоящие немцы, которые играют немцев, прибывающих на подводной лодке в Неву.
- Где в Петербурге проходили натурные съемки?
- Мы снимали на Каменном острове, на некоторых улицах, где сохранились дома начала века. Снимали в Петропавловской крепости, в Петергофе, на Тучковом мосту. Снимали на даче Вырубовых в Репино.
- Говорят, что вы там как раз попали под сумасшедший ливень...
- Это было только один раз. А в целом нам с погодой очень повезло. Такое лето стоит в Петербурге, что не нарадуешься. Видимо, кто-то наверху, заведующий погодой, понимает, что мы снимаем хорошее кино.
- В новой вашей картине все закончится хорошо?
- Это с какой стороны посмотреть. Но трупов и взрывов не предвидится.
- Как продвигаются дела с вашей книгой "Рязанов-ТВ"?
- Рукопись сдана в печать в издательстве "Вагриус", и надеюсь, что она выйдет в сентябре. Фигурантами книги, как нынче говорят, стали те люди, с которыми я встречался во время подготовки тех или иных передач для телевидения.
- В ноябре вам предстоит отметить свой юбилей. Вы предполагаете его отпраздновать каким-либо особым образом?
- С вашей стороны было бестактно задавать мне этот вопрос. Если меня куда-нибудь позовут, то обязательно приду... А если серьезно, то очень хотел бы успеть с премьерой нового фильма ко дню рождения. Сделать самому себе подарок. Однако боюсь, что из-за недостатка средств мы не сможем вовремя смонтировать отснятый материал и провести озвучание.
- Сегодня все кому не лень критикуют современное телевидение. Вы как к нему относитесь?
- Я не критикую того, чего не вижу. У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор. Я не видел ни одного сериала. И слава Богу, потому что подозреваю, что они низкопробные. У меня нет свободных пяти-десяти вечеров, чтобы усаживаться перед "ящиком". Иногда смотрю новости и очень жалею, что это делаю. Хорошего настроения в результате подобного просмотра у меня не возникает. По сути, эта ситуация управляемая. Но телевидение почему-то предпочитает рассказывать только о чем-то страшном и чудовищном. Очевидно, что мы бросились в другую крайность. Если раньше говорили только о том, что мы задули очередную домну, и у нас складывалось устойчивое впечатление, что мы жили в какой-то выдуманной стране. Сейчас совсем другое впечатление: будто мы живем в какой-то помойке и клоаке. Вы можете делать со мной что угодно, но я так и не понял: виноват Анатолий Быков или нет, основываясь на своем впечатлении от увиденного по телевизору? Добраться до правды невозможно, поэтому я и не хочу тратить на это свободное время, которого у меня не так много.
- Неужели вы не видели даже сенсаций последнего сезона - так называемые реальные шоу?
- В этом отношении я абсолютно чист и невинен. Когда я понял, что они будут представлять собою, то симпатий у меня это не вызвало. А любопытством я по сему поводу не страдал.
- Вам не кажется парадоксом, что пятнадцать лет назад вся страна сидела у телевизоров и смотрела ваши программы о Высоцком? А сейчас все сидят и ждут, кто и когда разденется в кадре...
- Меня это удручает, но я спокоен потому, что это мне неинтересно. Строго говоря, то, что нынче происходит на телеэкране, - это растление нации. Когда я слышу, что открыт смысл жизни и он заключается в том, чтобы пить пиво, то я считаю, что такую рекламу следует запрещать, ибо это есть безнравственность, которая переходит все границы. Хорошо, что упразднена цензура, но нравственная цензура внутри творца все же должна быть. И эта цензура называется совесть. Если у художника в душе такой цензуры нет, то он не имеет права разговаривать с людьми. Такие творцы не знают: что такое хорошо и что такое плохо. Свобода имеет много издержек, когда это падает на такую некультурную нацию, как наша, это приводит к необратимым последствиям.
- Но, может быть, в современном кино есть фильмы, которые все же несут заряд нравственного чувства?
- Меня огорчает, что безнравственные фильмы имеют успех у зрителей. Это две серии "Брата", это настоящая порнуха "Про уродов и людей". Я не понимаю: зачем и почему такие картины снимаются? Cтэнли Кубрик тридцать лет назад своим "Заводным апельсином" протестовал против зла, но при этом учил добру. Из лент последнего времени я видел хорошую картину "В августе 44-го..." Михаила Пташука. Неплохую картину поставил Денис Евстигнеев "Займемся любовью", несмотря на ужасное название.
- Нынче очевидны два полюса отечественного кино. На одном, элитарном, находится Александр Сокуров. На другом, массовом - Никита Михалков. Кто вам ближе?
- Мне никто из них не ближе. Мне ближе всего то кино, которое я делаю. То, что сделано хорошо, то и имеет право на существование. И "Телец", и "Сибирский цирюльник" имеют право на существование. Вопрос только в том, что сделано в них безупречно?
- И каков ответ?
- Безупречным фильмом может быть только шедевр. Это не обязательно новаторская по форме картина. Шедевр может быть выдержан и в традиционном стиле.
- Каков пример?
- "Бесприданница" Якова Протазанова.
- А шедевр должен быть понят массами зрителей?
- Должен. Потому что кино - искусство площадное. Оно родилось на ярмарке как балаган, аттракцион. Кино родилось как искусство массовое, и оно должно быть понято массами. И если мы вспомним сейчас абсолютно навязший у всех пример "Чапаева", то поймем, о чем идет у нас речь.
- Не могу не спросить вас, как президента киноакадемии "Ника", о противостоянии с "Золотым орлом". Вам не кажется, что оно раскалывает отечественное кино?
- У меня есть друзья и среди "тех" академиков, и среди "других" академиков. Но для меня авторитет "Ники", утвердившийся за полтора десятка лет, абсолютно бесспорен. Иначе я бы не стал ее президентом. Другое дело, что Никита Сергеевич Михалков, при всем моем к нему уважении, не смог удержаться от резких выступлений в прессе. Если в театре есть пять-шесть суперпремий, то почему бы и не быть нескольким национальным кинопремиям? Лишь бы было кого награждать.
- Есть ли у вас неосуществленная мечта?
- Мечта называется Ганс-Христиан Андерсен, о котором мне бы очень хотелось снять фильм. Но на это нужны такие большие деньги, что мне никогда их не найти. Поэтому мечта так и останется мечтой.
- А если вдруг найдутся зарубежные продюсеры?
- Оставьте их в покое. И меня тоже...
Съемки продолжались. Заведенный автомобиль стоял "под парами", готовый сыграть роль. Мэтр же терпеливо ждал, когда все участники съемок займут исходные позиции. Наконец прозвучала долгожданная команда "Мотор!", и старинное авто отправилось в путешествие по улицам Петербурга, а заодно и странствие во времени...
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО