Общество
ВЕЛИКАЯ БАЛЕРИНА ВЕЛИКОГО ГОРОДА
21 августа
Дочь владелицы балетной школы из Харькова, она оказалась в знаменитом Ленинградском хореографическом училище в годы расцвета педагогической деятельности Агриппины Яковлевны Вагановой, которая и стала наставником честолюбивой воспитанницы. Придя на овеянную традициями сцену Лениградского театра оперы и балета в 1931 году, Дудинская оставалась его примой-балериной 33 года. Здесь она обрела свое творческое и человеческое счастье в дуэте с "главным принцем советского балета" Константином Михайловичем Сергеевым. Встать в пару с Дудинской мечтали многие танцоры. Подобной чести добивались немногие. Дуэт с яркой и выразительной балериной выдерживали, пожалуй, только двое - Вахтанг Чабукиани, с которым Дудинская танцевала в "Лауренсии", и Сергеев. Балетоманы города Питера неоднажды говаривали, что за один спектакль она снашивает пять-шесть пар сценических туфель. Недаром за Натальей Михайловной на всю жизнь закрепилось шутливо-профессиональное прозвище Наталья Железный Носок.
Для Дудинской никогда не существовало технических танцевальных проблем. Любые пируэты и па она исполняла легко и непринужденно, не демонстрируя публике потоки соленого пота, пролитого на занятиях в классе, "у палки" или на репетициях. Многие считали ее превосходной характерной танцовщицей. А она оказалась еще и эмоционально одаренной и раскрепощенной актрисой танца, что и явила на сцене Кировского театра прокофьевская "Золушка" образца 1945 года, где блистал ее дуэт с Сергеевым.
Теперь, по прошествии лет, кажется, что не было крепче союза в советском балете. Хотя и по сию пору Наталья Михайловна проживает в своей квартире на втором этаже на экс-улице Гоголя, тогда как Константин Михайлович обитал на Петроградской стороне. Но расстояние не мешало им быть вместе и на сцене, и вне ее. В окнах квартиры Дудинской всегда после спектакля с ее участием выставлялись те букеты цветов, которые преподносили балерине восторженные зрители. Не менее искренним было восхищение ее даром и у критиков, один из которых назвал ее "сверкающим на сцене бриллиантом".
Сегодня как одна из ярких страниц в истории отечественного балета вспоминается и легендарный класс усовершенствования Дудинской, который она вела в театре и училище. Здесь балерина уже как педагог шлифовала начинающие блистать дарования многих звезд нашего балета. Международное признание авторитет Дудинской-педагога получил во многих балетных державах мира. Везде - и в Японии, и в США, и в Польше, и в Финляндии - ее встречали как живую и практикующую легенду балетной педагогики.
Среди ее многочисленных высоких наград и званий есть одно, которым Наталья Михайловна дорожит более всего. Она - Почетный гражданин Санкт-Петербурга, потому что отдала ему всю себя, без остатка. И город воздал ей сторицей. "Года идут, я в возрасте ином, и чувствую, и мыслю по-иному", - cказал поэт. Нынче вслед за ним их могла бы повторить и сама Наталья Михайловна. Ей есть что вспомнить, ибо ее жизнь пришлась на тот самый бурный ХХ век, когда падение одних кумиров в мире танца почти мгновенно сменялось возвышением новых. Неизменным оставался лишь талант и служение выбранному раз и навсегда миру движения, миру страстей и танца, миру больших, неисчерпаемых чувств. В этом мире у Натальи Михайловны Дудинской - свое, завоеванное раз и навсегда место, которое принадлежит ей по праву.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
Для Дудинской никогда не существовало технических танцевальных проблем. Любые пируэты и па она исполняла легко и непринужденно, не демонстрируя публике потоки соленого пота, пролитого на занятиях в классе, "у палки" или на репетициях. Многие считали ее превосходной характерной танцовщицей. А она оказалась еще и эмоционально одаренной и раскрепощенной актрисой танца, что и явила на сцене Кировского театра прокофьевская "Золушка" образца 1945 года, где блистал ее дуэт с Сергеевым.
Теперь, по прошествии лет, кажется, что не было крепче союза в советском балете. Хотя и по сию пору Наталья Михайловна проживает в своей квартире на втором этаже на экс-улице Гоголя, тогда как Константин Михайлович обитал на Петроградской стороне. Но расстояние не мешало им быть вместе и на сцене, и вне ее. В окнах квартиры Дудинской всегда после спектакля с ее участием выставлялись те букеты цветов, которые преподносили балерине восторженные зрители. Не менее искренним было восхищение ее даром и у критиков, один из которых назвал ее "сверкающим на сцене бриллиантом".
Сегодня как одна из ярких страниц в истории отечественного балета вспоминается и легендарный класс усовершенствования Дудинской, который она вела в театре и училище. Здесь балерина уже как педагог шлифовала начинающие блистать дарования многих звезд нашего балета. Международное признание авторитет Дудинской-педагога получил во многих балетных державах мира. Везде - и в Японии, и в США, и в Польше, и в Финляндии - ее встречали как живую и практикующую легенду балетной педагогики.
Среди ее многочисленных высоких наград и званий есть одно, которым Наталья Михайловна дорожит более всего. Она - Почетный гражданин Санкт-Петербурга, потому что отдала ему всю себя, без остатка. И город воздал ей сторицей. "Года идут, я в возрасте ином, и чувствую, и мыслю по-иному", - cказал поэт. Нынче вслед за ним их могла бы повторить и сама Наталья Михайловна. Ей есть что вспомнить, ибо ее жизнь пришлась на тот самый бурный ХХ век, когда падение одних кумиров в мире танца почти мгновенно сменялось возвышением новых. Неизменным оставался лишь талант и служение выбранному раз и навсегда миру движения, миру страстей и танца, миру больших, неисчерпаемых чувств. В этом мире у Натальи Михайловны Дудинской - свое, завоеванное раз и навсегда место, которое принадлежит ей по праву.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО