Город
ОСТОРОЖНО: КОНТРОЛЕР!
22 августа
"С 1 июля 2002 года ни один контролер не имел права взимать штрафы с безбилетных пассажиров петербургских троллейбусов, автобусов и трамваев, - говорит начальник юридического сектора городского комитета по транспорту Александр Трубин. - С момента вступления в силу нового Административного кодекса в городе фактически отсутствует орган, наделенный полномочиями осуществления контроля на наземном транспорте..." Сенсационное, признаюсь, откровение - и в июле, и в августе этого года ваш покорный слуга ни раз наблюдал за работой транспортных бригад на разных маршрутах практически во всех районах города.
Все вроде бы как полагается - крепкие парни с непроницаемыми лицами и красными корочками в карманах. Все вроде бы как всегда - слезы и крики злостных "неплательщиков", сочувственное ворчание законопослушных пассажиров, жесткое "штраф или в милицию". Большинство "зайцев" платило, но были и те, кто "лез в бутылку" и, как следствие, после короткой борьбы оказывался на улице. "Не повезло, - вздыхали тогда в салоне. - Просидит бедолага в отделении..." Не повезло - скажем теперь: милиции быть не могло, потому что билеты и проездные проверяли отнюдь не законные контролеры.
Как так? "А вот как, - поясняет Трубин. - Часть нового кодекса, в которой оговариваются полномочия контрольных органов на наземном транспорте, по существующему порядку должна была утверждаться в субъектах Федерации. Городской закон, в котором эти нормативы оговариваются в общем виде, губернатор северной столицы подписал в начале августа. И только вчера издал распоряжение, возлагающее обязанности по их исполнению на комитет по транспорту. Мы, в свою очередь, наделяем контрольными полномочиями Центральное агентство городского пассажирского транспорта, а уже оно рассылает контролеров на маршруты. Председатель комитета подпишет соответствующий приказ на днях, после чего он пройдет регистрацию в реестре правовых актов Петербурга. Затем будет опубликован и вступит в силу на десятый день после этого. Вот тогда питерские контролеры обретут свои законные прав. А до того в северной столице прав на осуществление контроля на наземном общественном транспорте никто не имеет..."
Торжествуй, "заяц", - если умеешь читать и считать - у тебя в запасе еще как минимум пятнадцать спокойных дней. Никого, кроме кондуктора, не боишься, а в случае появления проверяющего хватаешь его за шкирку и тащишь в милицию. Но они просто так не сдадутся, поэтому предпочтительнее другой вариант - продемонстрировать жуликам свою осведомленность в хитросплетениях отечественного законодательства и в случае необходимости обратиться за подмогой к кондуктору. Должны поддержать - у тебя административное правонарушение, а проверка без законных полномочий да еще с угрозой применения насилия попахивает уголовщиной.
Но после решения законодательных проблем в соответствии с новым кодексом проверяющий получит право на многое. Сумма штрафа - 100 рублей за безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае, в 50 обойдется неоплаченный провоз багажа. Уплата пени фиксируется в квитанции, которая выдается на руки нарушителю. А если "заяц" попадется упорный или, чего доброго, решит сбежать - имеет все шансы оказаться в отделении милиции или "любом другом служебном помещении системы проверяющих органов или органов МВД". Доставка может осуществляться двумя способами - контролер имеет право применить силу либо обратиться за помощью к милиции. При этом милиционер инициативу в этом вопросе проявлять не может - по инструкции он должен действовать в строгом соответствии с распоряжениями проверяющего. В отделении ("служебном помещении") "зайца" еще раз попросят уплатить штраф, в случае отказа составят протокол, на этом задержание закончится. Но проблемы только начнутся: за считаные дни правоохранители заведут дело об административном правонарушении и передадут его в комитет по транспорту. Последуют официальные обращения, запросы и уведомления по месту работы, учебы и т. п. В крайнем случае "зайца" "выпотрошит" суд.
Весело, правда? Еще веселее придется тем, кто уже перешагнул возраст административной ответственности, но не достиг совершеннолетия. "Поистине трагична судьба некоторых молодых людей от 16 до 18 лет, - говорит Трубин. - Я не утрирую, а говорю совершенно серьезно: причина все та же - несовершенство законодательных механизмов. В соответствии с законом комитет не имеет права заниматься такими правонарушителями - они передаются в комиссию по делам несовершеннолетних. И это означает автоматическую постановку на учет... А знаете, что такое учет в комиссии? Есть у меня знакомый молодой человек, которому по этой причине отказали в приеме в Высшую школу милиции. Понимаете? То же самое во многих других вузах. А прием на работу? И там могут это припомнить. Вот и сравнивайте: поломанная жизнь и пять рублей, которые однажды "забыл" отдать кондуктору".
Напуганы? Правильно - лучше заплатить, чем расплачиваться... Но и о правах своих тоже не стоит забывать. Кстати, кто сказал, что и через месяц на маршрутах не будет жуликов? Будут. Как их опознать? У настоящего контролера на верхней одежде должен иметься значок, свидетельствующий о его принадлежности к Центральному агентству городского пассажирского транспорта (никакая другая организация правом на контроль располагать не будет. Хотя сейчас еще можно встретить контролеров, которым права на прверку предоставили транспортные организации). То же самое должно быть написано в служебном удостоверении. И - внимание! - в специальной "путевке", которая фиксирует день и время отправления проверяющего на маршрут. Если вы не купили билет и были разоблачены субъектом, располагающим всем вышеперечисленным, - платите. Нет - смело зовите на помощь.
Вероятность того, что вы столкнетесь с мошенниками, велика. В городе действуют десятки организованных групп "псевдоконтролеров", а в штатах настоящих контролеров недокомплект - в настоящий момент на северную столицу приходится всего 300 человек проверяющих (электрички и метро не в счет). Причина банальна - в агентстве платят маленькую зарплату.
АНДРЕЙ МИЛКИН
Все вроде бы как полагается - крепкие парни с непроницаемыми лицами и красными корочками в карманах. Все вроде бы как всегда - слезы и крики злостных "неплательщиков", сочувственное ворчание законопослушных пассажиров, жесткое "штраф или в милицию". Большинство "зайцев" платило, но были и те, кто "лез в бутылку" и, как следствие, после короткой борьбы оказывался на улице. "Не повезло, - вздыхали тогда в салоне. - Просидит бедолага в отделении..." Не повезло - скажем теперь: милиции быть не могло, потому что билеты и проездные проверяли отнюдь не законные контролеры.
Как так? "А вот как, - поясняет Трубин. - Часть нового кодекса, в которой оговариваются полномочия контрольных органов на наземном транспорте, по существующему порядку должна была утверждаться в субъектах Федерации. Городской закон, в котором эти нормативы оговариваются в общем виде, губернатор северной столицы подписал в начале августа. И только вчера издал распоряжение, возлагающее обязанности по их исполнению на комитет по транспорту. Мы, в свою очередь, наделяем контрольными полномочиями Центральное агентство городского пассажирского транспорта, а уже оно рассылает контролеров на маршруты. Председатель комитета подпишет соответствующий приказ на днях, после чего он пройдет регистрацию в реестре правовых актов Петербурга. Затем будет опубликован и вступит в силу на десятый день после этого. Вот тогда питерские контролеры обретут свои законные прав. А до того в северной столице прав на осуществление контроля на наземном общественном транспорте никто не имеет..."
Торжествуй, "заяц", - если умеешь читать и считать - у тебя в запасе еще как минимум пятнадцать спокойных дней. Никого, кроме кондуктора, не боишься, а в случае появления проверяющего хватаешь его за шкирку и тащишь в милицию. Но они просто так не сдадутся, поэтому предпочтительнее другой вариант - продемонстрировать жуликам свою осведомленность в хитросплетениях отечественного законодательства и в случае необходимости обратиться за подмогой к кондуктору. Должны поддержать - у тебя административное правонарушение, а проверка без законных полномочий да еще с угрозой применения насилия попахивает уголовщиной.
Но после решения законодательных проблем в соответствии с новым кодексом проверяющий получит право на многое. Сумма штрафа - 100 рублей за безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае, в 50 обойдется неоплаченный провоз багажа. Уплата пени фиксируется в квитанции, которая выдается на руки нарушителю. А если "заяц" попадется упорный или, чего доброго, решит сбежать - имеет все шансы оказаться в отделении милиции или "любом другом служебном помещении системы проверяющих органов или органов МВД". Доставка может осуществляться двумя способами - контролер имеет право применить силу либо обратиться за помощью к милиции. При этом милиционер инициативу в этом вопросе проявлять не может - по инструкции он должен действовать в строгом соответствии с распоряжениями проверяющего. В отделении ("служебном помещении") "зайца" еще раз попросят уплатить штраф, в случае отказа составят протокол, на этом задержание закончится. Но проблемы только начнутся: за считаные дни правоохранители заведут дело об административном правонарушении и передадут его в комитет по транспорту. Последуют официальные обращения, запросы и уведомления по месту работы, учебы и т. п. В крайнем случае "зайца" "выпотрошит" суд.
Весело, правда? Еще веселее придется тем, кто уже перешагнул возраст административной ответственности, но не достиг совершеннолетия. "Поистине трагична судьба некоторых молодых людей от 16 до 18 лет, - говорит Трубин. - Я не утрирую, а говорю совершенно серьезно: причина все та же - несовершенство законодательных механизмов. В соответствии с законом комитет не имеет права заниматься такими правонарушителями - они передаются в комиссию по делам несовершеннолетних. И это означает автоматическую постановку на учет... А знаете, что такое учет в комиссии? Есть у меня знакомый молодой человек, которому по этой причине отказали в приеме в Высшую школу милиции. Понимаете? То же самое во многих других вузах. А прием на работу? И там могут это припомнить. Вот и сравнивайте: поломанная жизнь и пять рублей, которые однажды "забыл" отдать кондуктору".
Напуганы? Правильно - лучше заплатить, чем расплачиваться... Но и о правах своих тоже не стоит забывать. Кстати, кто сказал, что и через месяц на маршрутах не будет жуликов? Будут. Как их опознать? У настоящего контролера на верхней одежде должен иметься значок, свидетельствующий о его принадлежности к Центральному агентству городского пассажирского транспорта (никакая другая организация правом на контроль располагать не будет. Хотя сейчас еще можно встретить контролеров, которым права на прверку предоставили транспортные организации). То же самое должно быть написано в служебном удостоверении. И - внимание! - в специальной "путевке", которая фиксирует день и время отправления проверяющего на маршрут. Если вы не купили билет и были разоблачены субъектом, располагающим всем вышеперечисленным, - платите. Нет - смело зовите на помощь.
Вероятность того, что вы столкнетесь с мошенниками, велика. В городе действуют десятки организованных групп "псевдоконтролеров", а в штатах настоящих контролеров недокомплект - в настоящий момент на северную столицу приходится всего 300 человек проверяющих (электрички и метро не в счет). Причина банальна - в агентстве платят маленькую зарплату.
АНДРЕЙ МИЛКИН