Общество
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ
23 августа
Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился 7 июня 1894 г. в Тифлисе в семье известного певца оперетты, выступавшего под псевдонимом Северский (со временем этот псевдоним стал второй частью фамилии). В свободное от гастролей время семья жила в Петербурге. Здесь у отца имелся не только собственные дом и театр, но и аэроплан, на котором глава семьи часто летал над Гатчинским аэродромом. Однажды он взял сына с собой в качестве пассажира. Как впоследствии писал Александр Николаевич: "Я был изумлен, когда впервые поднялся в воздух в качестве пассажира, и это изумление продолжалось все время моего полета. Это было захватывающее приключение, и я хотел, чтобы оно никогда не кончалось".
Окончив Морской кадетский корпус и Гатчинскую авиашколу, мичман Северский сдал экзамен на звание морского летчика. Вскоре после начала Первой мировой войны он получил назначение на станцию гидросамолетов Балтийского флота (на острове Эзель).
15 июля 1915 года пилотируемая им машина возвращалась из разведки. При посадке на воду взорвалась 4-килограммовая бомба, которую держал на коленях механик Блинов. В результате взрыва сам Блинов погиб, а Северский лишился ноги, которую пришлось ампутировать ниже колена.
Летчик-инвалид обзавелся деревянным протезом и взялся отстаивать свое право на дальнейшую службу в авиации. На одном из смотров Северский самовольно "похитил" аэроплан и проделал в небе несколько рискованных виражей. Свой "аттракцион" он завершил учебной атакой на прибывшую в часть инспекторскую комиссию. Результатом этих упражнений стало заключение под арест. Однако история имела значительный резонанс, и по личному распоряжению императора воздушный лихач вернулся в строй.
4 июля 1916 года Северский одержал свою первую воздушную победу, а уже 13 августа во время группового боя над немецкой авиабазой у озера Ангерн (близ Риги) сбил сразу три германских самолета. Тем самым он повторил "рекорд" Казакова, который в Первую мировую войну так и остался "не побитым" среди русских летчиков.
Осенью за очередной подвиг Александр Николаевич получил Георгиевское оружие: сумев отвлечь на себя вражеские самолеты, он помог благополучно ретироваться поврежденной машине своего командира.
После Февральской революции Северский становится капитаном 2-го ранга и командиром авиаотряда. Как-то раз, катаясь по Петрограду на мотоцикле, наш герой попал в аварию и сломал здоровую ногу. Едва оправившись от травмы, он принял участие в Моонзундском сражении (октябрь 1917 года), где сбил не то 2, не то целых 8 вражеских аэропланов. Правда, сам Северский также был подбит и с трудом сумел приземлиться на территории противника. Ковыляя на деревянном протезе и отстреливаясь из снятого с машины пулемета, неукротимый авиатор пешком добрался до своих.
После Октябрьской революции, запасшись сразу двумя мандатами (от Временного правительства и от ленинского Совнаркома), Северский через Сибирь отправился в Америку. По дороге поезд был остановлен революционными матросами, которые решили перестрелять пассажиров как представителей "эксплуататорского класса". К счастью, один из "братишек" узнал знаменитого аса и защитил его от расправы; выяснилось, что в годы войны Северский спас корабль, на котором служил этот моряк, от атак вражеского бомбардировщика.
Прибыв в США, Александр Николаевич устроился на должности инженера-консультанта и летчика-испытателя военной авиации округа Буффало. В 1921 году ему довелось присутствовать на маневрах, которыми руководил генерал У. Митчелл ("отец американских стратегических ВВС"). Американским бомбардировщикам никак не удавалось потопить учебную мишень - трофейный германский крейсер. Северский посоветовал сбрасывать бомбы не на палубу, а у борта корабля с тем, чтобы взрывом "распарывать" швы между стальными листьями корпуса. Крейсер был благополучно затоплен, а генерал Митчелл с этих пор стал другом и покровителем русского эмигранта.
С его протекции бывший истребитель ринулся в джунгли большого бизнеса и основал собственную фирму "Северски Аэрокорпорейшн". В 1925 году глава фирмы за 50 тыс. долларов продал американскому правительству свое изобретение - бомбометательный прицел. Удачная сделка позволила расширить масштаб деятельности. Закрепляя отношения со своей новой родиной, Северский женился на Эклин Оллифант - представительнице одного из знатных семейств Нового Орлеана. В 1927 году он получил американское гражданство, а еще через год стал майором американских ВВС.
Вскоре "Северски Аэрокорпорейшн" была преобразована в новую фирму - "Северски Аэркрафт Корпорейтед". Главным конструктором стал русский эмигрант Александр Картвели. Северский занял пост президента компании, но при этом активно участвовал в инженерных разработках. Наиболее известным из созданных им аппаратов стал SЕV-3 - цельнометаллический трехместный моноплан-амфибия. 15 марта 1935 года SЕV-3 установил мировой рекорд скорости для амфибий с поршневым двигателем - 371 километр в час. Этот рекорд так и остался не побитым.
Новая модель Северского - 2-местный истребитель сопровождения 2РА - не понравилась командованию американской армии. Было решено, что благодаря высокой скорости бомбардировщики смогут обходиться без истребителей сопровождения. Во время Второй мировой войны подобная точка зрения стоила жизни тысячам американских летчиков. Зато японцы в 1938 году купили 20 экземпляров этой машины, переименовав ее в А8V-1. Поскольку Япония уже тогда считалась потенциальным противником, сделка была оформлена как продажа самолетов Королевству Сиам. СССР также захотел приобрести два экземпляра 2РА и лицензию на производство истребителей данной модели (за 1 млн долларов). На сей раз отношение американского правительства было прямо противоположным. Будучи заинтересовано в укреплении отношений с Советами, оно специально "надавило" на Северского, не желавшего подписывать какие-либо контракты с большевиками. Впрочем, в СССР в серийное производство 2РА так и не пошел, поскольку модель имела ряд существенных недостатков.
В апреле 1939 года во время поездки по Европе Александра Николаевича настигло известие о том, что совет директоров "Северски Аэркрафт Корпорейтед" снял его с поста президента компании. Причинами стали неэффективная финансовая политика, история с продажей двадцати 2РА японцам, а также опала покровителя Северского генерала У. Митчелла.
Потрясение от удара смягчил полученный из рук президента США почетный приз Хармана "За заслуги в области авиации". В 1942 году книга Северского "Воздушная мощь - путь к победе" разошлась полумиллионным тиражом и с тех пор считается одним из основных трудов по стратегии воздушной войны. Суть его сводилась к идее о возможности подрыва экономической мощи противника путем проведения тотальных бомбардировок важнейших промышленных центров. Теоретические выкладки Северского американцы проверили тогда же на Германии и Японии, а сравнительно недавно - на Югославии.
В 1945 году в качестве консультанта правительства США Александр Николаевич посетил Хиросиму и Нагасаки с заданием изучить результаты использования атомного оружия. В 1946 году он присутствовал на ядерных испытаниях на атолле Бикини. По возвращении был награжден медалью "За заслуги".
В последние годы жизни Александр Николаевич Прокофьев-Северский жил в Нью-Йорке, работал в качестве консультанта правительства США, преподавал и писал книги. Скончался он 24 мая 1974 года в Нью-Йорке.
(Продолжение читайте в следующих номерах)
ДМИТРИЙ МИТЮРИН
Окончив Морской кадетский корпус и Гатчинскую авиашколу, мичман Северский сдал экзамен на звание морского летчика. Вскоре после начала Первой мировой войны он получил назначение на станцию гидросамолетов Балтийского флота (на острове Эзель).
15 июля 1915 года пилотируемая им машина возвращалась из разведки. При посадке на воду взорвалась 4-килограммовая бомба, которую держал на коленях механик Блинов. В результате взрыва сам Блинов погиб, а Северский лишился ноги, которую пришлось ампутировать ниже колена.
Летчик-инвалид обзавелся деревянным протезом и взялся отстаивать свое право на дальнейшую службу в авиации. На одном из смотров Северский самовольно "похитил" аэроплан и проделал в небе несколько рискованных виражей. Свой "аттракцион" он завершил учебной атакой на прибывшую в часть инспекторскую комиссию. Результатом этих упражнений стало заключение под арест. Однако история имела значительный резонанс, и по личному распоряжению императора воздушный лихач вернулся в строй.
4 июля 1916 года Северский одержал свою первую воздушную победу, а уже 13 августа во время группового боя над немецкой авиабазой у озера Ангерн (близ Риги) сбил сразу три германских самолета. Тем самым он повторил "рекорд" Казакова, который в Первую мировую войну так и остался "не побитым" среди русских летчиков.
Осенью за очередной подвиг Александр Николаевич получил Георгиевское оружие: сумев отвлечь на себя вражеские самолеты, он помог благополучно ретироваться поврежденной машине своего командира.
После Февральской революции Северский становится капитаном 2-го ранга и командиром авиаотряда. Как-то раз, катаясь по Петрограду на мотоцикле, наш герой попал в аварию и сломал здоровую ногу. Едва оправившись от травмы, он принял участие в Моонзундском сражении (октябрь 1917 года), где сбил не то 2, не то целых 8 вражеских аэропланов. Правда, сам Северский также был подбит и с трудом сумел приземлиться на территории противника. Ковыляя на деревянном протезе и отстреливаясь из снятого с машины пулемета, неукротимый авиатор пешком добрался до своих.
После Октябрьской революции, запасшись сразу двумя мандатами (от Временного правительства и от ленинского Совнаркома), Северский через Сибирь отправился в Америку. По дороге поезд был остановлен революционными матросами, которые решили перестрелять пассажиров как представителей "эксплуататорского класса". К счастью, один из "братишек" узнал знаменитого аса и защитил его от расправы; выяснилось, что в годы войны Северский спас корабль, на котором служил этот моряк, от атак вражеского бомбардировщика.
Прибыв в США, Александр Николаевич устроился на должности инженера-консультанта и летчика-испытателя военной авиации округа Буффало. В 1921 году ему довелось присутствовать на маневрах, которыми руководил генерал У. Митчелл ("отец американских стратегических ВВС"). Американским бомбардировщикам никак не удавалось потопить учебную мишень - трофейный германский крейсер. Северский посоветовал сбрасывать бомбы не на палубу, а у борта корабля с тем, чтобы взрывом "распарывать" швы между стальными листьями корпуса. Крейсер был благополучно затоплен, а генерал Митчелл с этих пор стал другом и покровителем русского эмигранта.
С его протекции бывший истребитель ринулся в джунгли большого бизнеса и основал собственную фирму "Северски Аэрокорпорейшн". В 1925 году глава фирмы за 50 тыс. долларов продал американскому правительству свое изобретение - бомбометательный прицел. Удачная сделка позволила расширить масштаб деятельности. Закрепляя отношения со своей новой родиной, Северский женился на Эклин Оллифант - представительнице одного из знатных семейств Нового Орлеана. В 1927 году он получил американское гражданство, а еще через год стал майором американских ВВС.
Вскоре "Северски Аэрокорпорейшн" была преобразована в новую фирму - "Северски Аэркрафт Корпорейтед". Главным конструктором стал русский эмигрант Александр Картвели. Северский занял пост президента компании, но при этом активно участвовал в инженерных разработках. Наиболее известным из созданных им аппаратов стал SЕV-3 - цельнометаллический трехместный моноплан-амфибия. 15 марта 1935 года SЕV-3 установил мировой рекорд скорости для амфибий с поршневым двигателем - 371 километр в час. Этот рекорд так и остался не побитым.
Новая модель Северского - 2-местный истребитель сопровождения 2РА - не понравилась командованию американской армии. Было решено, что благодаря высокой скорости бомбардировщики смогут обходиться без истребителей сопровождения. Во время Второй мировой войны подобная точка зрения стоила жизни тысячам американских летчиков. Зато японцы в 1938 году купили 20 экземпляров этой машины, переименовав ее в А8V-1. Поскольку Япония уже тогда считалась потенциальным противником, сделка была оформлена как продажа самолетов Королевству Сиам. СССР также захотел приобрести два экземпляра 2РА и лицензию на производство истребителей данной модели (за 1 млн долларов). На сей раз отношение американского правительства было прямо противоположным. Будучи заинтересовано в укреплении отношений с Советами, оно специально "надавило" на Северского, не желавшего подписывать какие-либо контракты с большевиками. Впрочем, в СССР в серийное производство 2РА так и не пошел, поскольку модель имела ряд существенных недостатков.
В апреле 1939 года во время поездки по Европе Александра Николаевича настигло известие о том, что совет директоров "Северски Аэркрафт Корпорейтед" снял его с поста президента компании. Причинами стали неэффективная финансовая политика, история с продажей двадцати 2РА японцам, а также опала покровителя Северского генерала У. Митчелла.
Потрясение от удара смягчил полученный из рук президента США почетный приз Хармана "За заслуги в области авиации". В 1942 году книга Северского "Воздушная мощь - путь к победе" разошлась полумиллионным тиражом и с тех пор считается одним из основных трудов по стратегии воздушной войны. Суть его сводилась к идее о возможности подрыва экономической мощи противника путем проведения тотальных бомбардировок важнейших промышленных центров. Теоретические выкладки Северского американцы проверили тогда же на Германии и Японии, а сравнительно недавно - на Югославии.
В 1945 году в качестве консультанта правительства США Александр Николаевич посетил Хиросиму и Нагасаки с заданием изучить результаты использования атомного оружия. В 1946 году он присутствовал на ядерных испытаниях на атолле Бикини. По возвращении был награжден медалью "За заслуги".
В последние годы жизни Александр Николаевич Прокофьев-Северский жил в Нью-Йорке, работал в качестве консультанта правительства США, преподавал и писал книги. Скончался он 24 мая 1974 года в Нью-Йорке.
(Продолжение читайте в следующих номерах)
ДМИТРИЙ МИТЮРИН