Общество
ТАКОЙ ЗНАКОМЫЙ ХЕЛЬСИНКИ
23 августа
Здесь каждый найдет что-нибудь по душе - кто знаменитую Эспланаду, напоминающую чем-то парижские бульвары, кто - памятник Маннергейму в шапке-ушанке, кто - тихий уединенный островок Сеурасаари, где расположен музей под открытым небом.
Что сразу же бросается в глаза в Хельсинки - это обилие трамваев на городских улицах. Здесь они почти на каждой магистрали - и на широких проспектах, и на узких старых улицах. Как и во многих европейских столицах, трамвай здесь совершенно не мешает городскому движению. Бесшумные легкие трамваи, как игрушки, проносятся на большой скорости, не создавая ни пробок, ни заторов на дорогах. Здесь не встретить разбитые рельсы и покореженный асфальт, как и осыпающейся со стен домов штукатурки. Так что в трамвайном вопросе нам есть чему поучиться у финнов...
Говорят, у каждого города есть свой стиль жизни. Есть он и у финской столицы. Неторопливость и медлительность финнов давно уже стала темой многочисленных анекдотов, и в этом, безусловно, есть немалая доля правды. На улицах города, действительно, почти не встретишь спешащих куда-то людей. И, несмотря на это, Хельсинки отличается прямо-таки спортивным стилем. В Финляндии нет видов спорта, которые не были бы доступны каждому.
Самый популярный вид спорта сегодня - это гольф, особенно мини-гольф. В прошлом году на международном чемпионате в ЮАР самой представительной была команда именно из Финляндии, а число членов гольф-клубов в стране едва ли не больше, чем личный состав вооруженных сил. Среди других популярных видов спорта - катание на картингах и горные лыжи. И конечно же, парусный спорт: ведь Хельсинки - морской город, и на его причале можно увидеть многие десятки самых разных судов - от маленьких катеров до роскошных парусных яхт.
А еще жители Хельсинки всех возрастов едва ли не поголовно разъезжают по улицам на велосипедах. Здесь это совершенно безопасно: почти на всех крупных улицах на тротуаре выделена отдельная велосипедная дорожка, отмеченная знаками на асфальте. Для финнов велосипед - один из основных средств передвижения в столице. Перед кафе и магазинами неизменно выстраиваются десятки велосипедов, а заглянув во дворики многих домов в центре Хельсинки (как правило, закрытых на железные ворота с кодовым замком), можно увидеть целую армаду велосипедов. Ну и действительно - зачем же тащить велосипед к себе в квартиру, если можно оставить его прямо на улице?
Но вот парадокс: несмотря на спортивный стиль жизни, финны пьют очень много пива - получается по 85 литров на каждого в год. В Хельсинки немало пабов, которые служат местом общения. Впрочем, и здесь финны остаются верны своей натуре. Многословие и сплетни у них не в крови. Финны приходят в паб и по большей части молчат. (Выходит, права недавно появившаяся на экранах российского ТВ реклама.) Объяснить это вполне легко: они же пришли сюда просто повидаться со знакомыми, а не заниматься пустыми разговорами.
Любопытно также, что досугом многих финнов служат прообразы существовавших когда-то у нас "клубов по интересам" - типа кройки и шитья и т. п. При этом мужчины и женщины проводят свой досуг отдельно. Женщины любят участвовать в самодеятельных театральных постановках, а мужчины - в духовых оркестрах. К слову, рабочий день здесь начинается рано - в 7-8 утра, зато и заканчивается рано, а в десять часов вечера добропорядочный финн уже готовится ко сну.
И последний штрих: по российским меркам здесь все, конечно, чрезвычайно дорого. Впрочем, как и в любом европейском городе. Возвращаясь обратно в Россию, вздыхаешь с облегчением: боже мой, как же у нас все дешево. Посудите сами: за мороженое в Хельсинки надо заплатить не меньше чем два евро, а то и больше, проезд на трамвае стоит полтора евро, почти столько же - на метро, и два евро - на автобусе. Не меньше чем в один евро обойдется вам простая открытка с видом города.
Однако финны на свои цены не жалуются: их уровень жизни вполне позволяет им мириться с таким положением вещей. Средняя зарплата в Хельсинки приближается к двум с половиной тысячам долларов, учителя получают около восьми тысяч долларов, врачи - пятнадцать тысяч. Поэтому среднему финну вполне по карману раз в два года поменять свой автомобиль. Связано это и с экологическими требованиями: ведь экология здесь - это вопрос государственный, и самое главное требование к машине - ее экологическая безопасность. Поэтому, надо признаться, воздух в финской столице кажется гораздо более чистым, чем у нас в Питере.
И конечно, отдельная похвала финнам за безупречную чистоту в городе. Ухоженность города сразу же бросается в глаза. Решен здесь и так называемый собачий вопрос. Братьев наших меньших здесь не выгуливают на городских улицах и в парках, оставляя малоприятные следы. Тут есть специальные места для выгула собак. Одним словом, жители Хельсинки очень внимательно следят за своей средой обитания. Так что давайте оставим наши подчас высокопарные заявления о безупречной красоте нашей северной столицы и поучимся у финнов простой заботе о своем родном городе.
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ, Санкт-Петербург - Хельсинки
Что сразу же бросается в глаза в Хельсинки - это обилие трамваев на городских улицах. Здесь они почти на каждой магистрали - и на широких проспектах, и на узких старых улицах. Как и во многих европейских столицах, трамвай здесь совершенно не мешает городскому движению. Бесшумные легкие трамваи, как игрушки, проносятся на большой скорости, не создавая ни пробок, ни заторов на дорогах. Здесь не встретить разбитые рельсы и покореженный асфальт, как и осыпающейся со стен домов штукатурки. Так что в трамвайном вопросе нам есть чему поучиться у финнов...
Говорят, у каждого города есть свой стиль жизни. Есть он и у финской столицы. Неторопливость и медлительность финнов давно уже стала темой многочисленных анекдотов, и в этом, безусловно, есть немалая доля правды. На улицах города, действительно, почти не встретишь спешащих куда-то людей. И, несмотря на это, Хельсинки отличается прямо-таки спортивным стилем. В Финляндии нет видов спорта, которые не были бы доступны каждому.
Самый популярный вид спорта сегодня - это гольф, особенно мини-гольф. В прошлом году на международном чемпионате в ЮАР самой представительной была команда именно из Финляндии, а число членов гольф-клубов в стране едва ли не больше, чем личный состав вооруженных сил. Среди других популярных видов спорта - катание на картингах и горные лыжи. И конечно же, парусный спорт: ведь Хельсинки - морской город, и на его причале можно увидеть многие десятки самых разных судов - от маленьких катеров до роскошных парусных яхт.
А еще жители Хельсинки всех возрастов едва ли не поголовно разъезжают по улицам на велосипедах. Здесь это совершенно безопасно: почти на всех крупных улицах на тротуаре выделена отдельная велосипедная дорожка, отмеченная знаками на асфальте. Для финнов велосипед - один из основных средств передвижения в столице. Перед кафе и магазинами неизменно выстраиваются десятки велосипедов, а заглянув во дворики многих домов в центре Хельсинки (как правило, закрытых на железные ворота с кодовым замком), можно увидеть целую армаду велосипедов. Ну и действительно - зачем же тащить велосипед к себе в квартиру, если можно оставить его прямо на улице?
Но вот парадокс: несмотря на спортивный стиль жизни, финны пьют очень много пива - получается по 85 литров на каждого в год. В Хельсинки немало пабов, которые служат местом общения. Впрочем, и здесь финны остаются верны своей натуре. Многословие и сплетни у них не в крови. Финны приходят в паб и по большей части молчат. (Выходит, права недавно появившаяся на экранах российского ТВ реклама.) Объяснить это вполне легко: они же пришли сюда просто повидаться со знакомыми, а не заниматься пустыми разговорами.
Любопытно также, что досугом многих финнов служат прообразы существовавших когда-то у нас "клубов по интересам" - типа кройки и шитья и т. п. При этом мужчины и женщины проводят свой досуг отдельно. Женщины любят участвовать в самодеятельных театральных постановках, а мужчины - в духовых оркестрах. К слову, рабочий день здесь начинается рано - в 7-8 утра, зато и заканчивается рано, а в десять часов вечера добропорядочный финн уже готовится ко сну.
И последний штрих: по российским меркам здесь все, конечно, чрезвычайно дорого. Впрочем, как и в любом европейском городе. Возвращаясь обратно в Россию, вздыхаешь с облегчением: боже мой, как же у нас все дешево. Посудите сами: за мороженое в Хельсинки надо заплатить не меньше чем два евро, а то и больше, проезд на трамвае стоит полтора евро, почти столько же - на метро, и два евро - на автобусе. Не меньше чем в один евро обойдется вам простая открытка с видом города.
Однако финны на свои цены не жалуются: их уровень жизни вполне позволяет им мириться с таким положением вещей. Средняя зарплата в Хельсинки приближается к двум с половиной тысячам долларов, учителя получают около восьми тысяч долларов, врачи - пятнадцать тысяч. Поэтому среднему финну вполне по карману раз в два года поменять свой автомобиль. Связано это и с экологическими требованиями: ведь экология здесь - это вопрос государственный, и самое главное требование к машине - ее экологическая безопасность. Поэтому, надо признаться, воздух в финской столице кажется гораздо более чистым, чем у нас в Питере.
И конечно, отдельная похвала финнам за безупречную чистоту в городе. Ухоженность города сразу же бросается в глаза. Решен здесь и так называемый собачий вопрос. Братьев наших меньших здесь не выгуливают на городских улицах и в парках, оставляя малоприятные следы. Тут есть специальные места для выгула собак. Одним словом, жители Хельсинки очень внимательно следят за своей средой обитания. Так что давайте оставим наши подчас высокопарные заявления о безупречной красоте нашей северной столицы и поучимся у финнов простой заботе о своем родном городе.
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ, Санкт-Петербург - Хельсинки