Город
ЭРА ВОДОЛЕЯ
23 августа
Как сообщили "НВ" в пресс-службе концерна "Силовые машины" (в состав которого входит ОАО "Электросила"), над созданием нового типа машин под руководством главного конструктора по проектированию турбогенераторов Ибрагима Кади-Оглы работали начальник бюро центральной заводской лаборатории Борис Ваксер, начальник бюро расчетов отдела турбогенераторов Вадим Иогансен и ведущий инженер-конструктор отдела турбогенераторов Владимир Чернявский.
Долгое время мировой практикой в области мощных турбогенераторов было охлаждение водой только их некоторых частей. Остальные части машины охлаждались водородом, что было связано с определенным риском, ведь водород взрывоопасен. Несмотря на высокие преимущества воды, не удавалось преодолеть конструктивные трудности создания эффективных и надежных турбогенераторов с полным водяным охлаждением. Причем эти трудности испытывали не только отечественные специалисты, но и конструкторы ведущих мировых фирм: над проектом нового типа быстроходных турбогенераторов с полным водяным охлаждением безуспешно работали такие компании, как ASEA (Швеция), "Парсонс" (Англия), Toshiba (Япония) и другие. Поэтому успех электросиловцев в этом направлении буквально произвел революцию в мировом электромашиностроении.
Полное водяное охлаждение позволило существенно повысить надежность и долговечность турбогенераторов, разработчики добились улучшения и упрощения конструкции многих узлов и деталей. Новой серии было присвоено типовое обозначение Т3В (Т - турбогенератор, 3 - число основных цепей охлаждения, В - водяное охлаждение).
Но самое главное преимущество применения полного водяного охлаждения и отказа от водорода - исключение возможности взрыва и возгорания с неизбежными материальными потерями, загрязнением окружающей среды, а порой - и с человеческими жертвами.
РАО "ЕЭС России" и Минатомэнерго уже рассматривают ТЗВ в качестве основы для развития отечественной энергетики. Все проекты российских атомных энергоблоков нового поколения с повышенной надежностью и безопасностью предусматривают установку генераторов, имеющих только полное водяное охлаждение. По словам Ибрагима Кади-Оглы: "Будущее атомных станций за "водяными" машинами".
Отработка концепции полного водяного охлаждения и конструкции турбогенераторов типа Т3В проводилась на агрегатах мощностью 63 МВт и 800 МВт, первые образцы которых были сданы в эксплуатацию соответственно в 1970 году - на ТЭЦ-2 "Ленэнерго" и в 1980 году - на Рязанской ГРЭС. С 1986 года отработка конструкции продолжалась на Пермской ГРЭС.
В настоящее время на электростанциях России, Белоруссии и Казахстана успешно работают 11 турбогенераторов этой серии: пять генераторов по 800 МВт (Пермская и Рязанская ГРЭС), четыре генератора по 63 МВт (ТЭЦ-2 "Ленэнерго" и Рудненская ТЭЦ), по одному генератору 110 МВт (ТЭЦ-27 "Мосэнерго") и 320 МВт (Минская ТЭЦ-5). В монтаже находится турбогенератор мощностью 800 МВт на Талиманджарской ГРЭС (Узбекистан).
Но электросиловцы не останавливаются на достигнутом. В настоящее время они разрабатывают технико-коммерческое предложение на поставку генератора мощностью 230 МВт на ТЭС "Мукачево" (Украина) и участвуют в тендере на поставку четырех турбогенераторов по 460 МВт каждый на АЭС "Рингалс" (Швеция).
ВИКТОР НИКОЛАЕВ
Долгое время мировой практикой в области мощных турбогенераторов было охлаждение водой только их некоторых частей. Остальные части машины охлаждались водородом, что было связано с определенным риском, ведь водород взрывоопасен. Несмотря на высокие преимущества воды, не удавалось преодолеть конструктивные трудности создания эффективных и надежных турбогенераторов с полным водяным охлаждением. Причем эти трудности испытывали не только отечественные специалисты, но и конструкторы ведущих мировых фирм: над проектом нового типа быстроходных турбогенераторов с полным водяным охлаждением безуспешно работали такие компании, как ASEA (Швеция), "Парсонс" (Англия), Toshiba (Япония) и другие. Поэтому успех электросиловцев в этом направлении буквально произвел революцию в мировом электромашиностроении.
Полное водяное охлаждение позволило существенно повысить надежность и долговечность турбогенераторов, разработчики добились улучшения и упрощения конструкции многих узлов и деталей. Новой серии было присвоено типовое обозначение Т3В (Т - турбогенератор, 3 - число основных цепей охлаждения, В - водяное охлаждение).
Но самое главное преимущество применения полного водяного охлаждения и отказа от водорода - исключение возможности взрыва и возгорания с неизбежными материальными потерями, загрязнением окружающей среды, а порой - и с человеческими жертвами.
РАО "ЕЭС России" и Минатомэнерго уже рассматривают ТЗВ в качестве основы для развития отечественной энергетики. Все проекты российских атомных энергоблоков нового поколения с повышенной надежностью и безопасностью предусматривают установку генераторов, имеющих только полное водяное охлаждение. По словам Ибрагима Кади-Оглы: "Будущее атомных станций за "водяными" машинами".
Отработка концепции полного водяного охлаждения и конструкции турбогенераторов типа Т3В проводилась на агрегатах мощностью 63 МВт и 800 МВт, первые образцы которых были сданы в эксплуатацию соответственно в 1970 году - на ТЭЦ-2 "Ленэнерго" и в 1980 году - на Рязанской ГРЭС. С 1986 года отработка конструкции продолжалась на Пермской ГРЭС.
В настоящее время на электростанциях России, Белоруссии и Казахстана успешно работают 11 турбогенераторов этой серии: пять генераторов по 800 МВт (Пермская и Рязанская ГРЭС), четыре генератора по 63 МВт (ТЭЦ-2 "Ленэнерго" и Рудненская ТЭЦ), по одному генератору 110 МВт (ТЭЦ-27 "Мосэнерго") и 320 МВт (Минская ТЭЦ-5). В монтаже находится турбогенератор мощностью 800 МВт на Талиманджарской ГРЭС (Узбекистан).
Но электросиловцы не останавливаются на достигнутом. В настоящее время они разрабатывают технико-коммерческое предложение на поставку генератора мощностью 230 МВт на ТЭС "Мукачево" (Украина) и участвуют в тендере на поставку четырех турбогенераторов по 460 МВт каждый на АЭС "Рингалс" (Швеция).
ВИКТОР НИКОЛАЕВ