Город

ЦВЕТ ПЕРЕДЕЛЬНОГО ЧУГУНА

24 августа
"Как новенькие!" - воскликнет восхищенно один, любуясь конями Клодта. "Как новенький..." - проворчит раздраженно другой и отвернется от "Медного всадника". Разница в оценке работы питерских реставраторов вполне закономерна - старое радует глаз не меньше, а подчас куда больше, чем новое. Особенно в архитектуре. А уж о городской скульптуре и говорить нечего. Зеленоватые разливы на бронзе являются визитной карточкой памятника, красноречиво свидетельствующей о его исторической значимости: "Пройдут века, / Прилягут облака / На вздыбленное прошлое России, / Зеленым золотом проступит неба синь / На лике императора-мессии..."
"Цвет времени", - говорят о старой бронзе в Европе. Патина - так это называется по-научному. Минеральная пленка, образующаяся на поверхности меди и медных сплавов - бронзы и латуни. Пленка складывается за счет сложных химических процессов, растягивающихся на столетия. Их подробное и грамотное описание под силу только профессионалу, но их итог заметен всем. Патина - один из главных элементов, влияющих на восприятие скульптуры, - своеобразная аура монумента, его собственное информационное поле. Поле толщиной в 100-200 микрон - хрупкая красота застывшего времени. Разрушить которую можно за один день: вооружиться щеткой и специальным раствором, стереть и смыть "зелень", вызревавшую в течение 200 лет. "Медный всадник", скульптурные группы на Аничковом мосту, львы на Адмиралтейской набережной, Александрийская колонна на Дворцовой и так далее: вам не кажется, что мы что-то теряем?
"Мне лично кажется, - говорит главный технолог НИИ "Спецпроектреставрация" Сергей Шадрин, - старые Пушкин или Петр I работы Фальконе, к примеру, мне нравились гораздо больше, чем новые". Однако, по словам эксперта, нынешнее обращение с питерской патиной не является примером местного "варварства" - это отражение давнего конфликта двух течений в отечественной реставрационной школе. Вернее - торжество одного из них.
Оценивать чью-то мировоззренческую, и если хотите эстетическую, позицию не имеет смысла (вот уж воистину - на цвет товарищей нет), поэтому будем лаконичны: часть реставраторов полагают, что снятие естественного слоя патины не вредит монументу и не нарушает целостность его восприятия. Напротив - искусственная патинизация (со временем придающая бронзе ровные темно-коричневые или оливковые тона) и последующее покрытие памятника защитным слоем воска (по этой схеме происходит реставрация большинства питерских монументов) значительно продлевают жизнь скульптуры, уберегая ее от вредных воздействий окружающей среды. Памятник должен стоять - и это главное, с остальным придется смириться, как с издержками производства.
Другая часть специалистов (так называемая европейская школа) выступают против удаления естественных минеральных слоев. Аргументов у них предостаточно. Во-первых, современные технологии позволяют лечить и защищать скульптуры цивилизованно - обнаруживать и ликвидировать трещины и микротрещины без удаления благородной пленки. Во-вторых, великолепными защитными свойствами обладает и натуральная патина - достаточно своевременно и, что не менее важно, грамотно заботиться о ней. В-третьих, весь цивилизованный мир давно считает естественные бронзовые цвета главным достоинством памятников - не только не удаляет, но подчас и сознательно культивирует их. "Красивое старение" - европейский термин, подразумевающий целую программу по сохранению естественной патины и мероприятия по стимулированию процессов ее развития. Монумент промывают, очищают от грязепылевых наслоений и при этом сберегают его исторический цвет. Показательно, что даже в гриме "живых памятников" (неустаревающее европейское развлечение, когда человек раскрашивается с головы до пят в бронзовые тона и маскируется под монумент) виртуозно воспроизводятся патинные разводы.
Маленький нюанс: в отдельных случаях на бронзе образуется так называемая больная патина - хлоридные слои, которые способствуют коррозийным процессам. От такого "цвета", каким бы красивым он ни был, следует избавляться полностью. Однако, по словам Шадрина, 95 процентов питерских памятников этой заразы не знают - "благородность" на них вызревает вполне здоровая. И обращаться с ней следует бережно.
"До сих пор содрогаюсь, вспоминая, как обошлись в 80-х годах с монументом "Тысячелетие России" в Великом Новгороде, - рассказывает Шадрин. - Впечатление было такое, что в процессе реставрации памятник просто покрасили..."
По слухам, история подобного рода произошла в 50-х годах прошлого века и с памятником Петра I в Кронштадте. Кто-то из морского начальства попросил подчиненных подновить императора к очередному советскому торжеству. Те, не вникнув в суть распоряжения, поручили это дело матросам. Указания были даны соответствующие: "Надраить его, и как следует". В результате Петр засиял, как латунные поручни на корабле... Безобразие было приказано исправить в срочном порядке, и памятник покрасили серенькой шаровой краской...
Веселые байки советских времен обращаются в суровую действительность современной России: предъюбилейный Петербург старательно оттирает со своего лица грязь, не замечая, что с грязью оттирает и собственную историю...
"Оказывается, бронза может быть похожа на чугун", - грустно улыбается Шадрин.
АНДРЕЙ МИЛКИН
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь