Город
ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ И ЗА КАДРОМ
29 августа
Второго сентября фактически каждый четвертый житель города отправится либо в детский сад, либо в школу, либо займет свое место в студенческой аудитории. Для того чтобы молодое поколение росло и училось, в городском бюджете, который верстается сейчас, будет выделено 14,2 миллиарда рублей, столько же, сколько на коммунальные услуги, подчеркнул губернатор. Это на три с половиной миллиарда больше, чем в году текущем. А Владимир Шитарев отметил, что решено серьезно заняться оздоровлением детей. Для этого в недрах городского правительства зреет адресная программа, посвященная спорту в школе, состоянию спортивных залов и площадок. На их модернизацию предполагается выделить 24 миллиона рублей.
Прямой эфир педсовета начался с кадров блиц-опроса петербуржцев: что волнует детей и родителей перед началом нового учебного года. Среди мнений преобладали не оценки качества образования, а проблемы организации свободного времени детей, охраны их жизни и здоровья, психологической атмосферы в школе, пресловутых платных услуг и новых правил приема в первые, пятые и десятые классы. Многим родителям нынешних первоклассников минувшая весна нервы попортила изрядно: как снег на голову свалившиеся новые правила приема в первые классы заставили дежурить ночью у выбранных школ, чтобы успеть подать документы. Хотя комитет обещал, что примут всех и именно туда, куда родители решили отдать своего ребенка. Получилось по итогам приема то густо, то пусто - в некоторых школах открыли по 6 или даже 9 (56-я гимназия) классов, но нашлись и такие, где первых классов в этом году не будет совсем.
Правилам приема в первый класс и был посвящен первый вопрос обсуждения городского педсовета и телефонный опрос горожан. Причем, по результатам опроса, большая часть дозвонившихся - 303 голоса - посчитала, что принимать в первые классы надо всех без ограничений. Чуть меньше - 274 звонка - были за то, что конкурс необходим. С Малой Садовой прозвучал вопрос о том, как же учить первоклашек с разным уровнем подготовки и имеют ли какие-то преимущества при поступлении детишки, закончившие те или иные "подготовительные курсы". Юрист комитета по образованию Наталья Третьяк на вторую часть вопроса ответила, что преимуществ никаких нет. А что касается того, как учить первоклашек, то директор 56-й гимназии Майя Пильдес считает, что новые правила приема - решение справедливое, школа должна уметь учить разных детей, и вообще "престижно, когда родители борются за школу, но гораздо полезнее, когда школа борется за своих учеников, предоставляя им возможность выбора программ начальной школы, будь то 1-3 или 1-4, и индивидуальный подход к каждому ребенку".
Из 171-й гимназии прозвучал вопрос: как семье со скромным достатком, которая платить за обучение не может, дать ребенку высшее образование? Из зала МПЦ посоветовали сначала пойти в профессиональное училище или лицей - ведь многие подобные учебные заведения заключают договоры с вузами. И окончившие училища и лицеи молодые люди могут стать студентами сразу второго курса вуза, причем бюджетного отделения. (Правда, у молодых людей зачастую возникают при этом проблемы с военкоматом. Выпускные экзамены в училище или лицее и приказ о зачислении в вуз разнесены по времени примерно в месяц. А в это время идет призыв. Так что многие молодые люди вынуждены, извините, скрываться...)
Вопрос о "материальной помощи школе", или, проще говоря, о школьных поборах, оказался, как всегда, актуальным. Результаты телефонного опроса зрителей ошеломили многих присутствующих в зале МПЦ. На утверждение "я готов оказать помощь школе" надо было выбрать три ответа - "личным трудом", "деньгами" и "ничем". Губернатор спросил ведущую эфира Ирину Теркину, надо ли вообще было выделять строку "ничем". А именно эта строчка и вырвалась с первых секунд в лидеры. По итогам ничем помочь школе не захотели 308 человек, деньгами - 116 и личным трудом - 128. В анонимном опросе родители высказали то, что в школе в глаза педагогам и родительскому комитету произнести не решаются. Да и с какой стати платить, если и так все мы платим налоги? И с какой стати уставший на работе человек должен мыть высоченные окна в школе или натирать пол? Тем не менее Закон об образовании позволяет образовательным учреждениям привлекать дополнительные средства и личный труд. Но только добровольно, а не добровольно-принудительно. И подотчетно. Кстати, сейчас Министерство образования готовит закон о попечительских советах, что позволит сделать процедуру собирания средств, действительно школе необходимых, максимально прозрачной.
Среди звонивших в эфир петербуржцев повезло лишь одному папе, хотя звонков было более трехсот. Ему удалось задать вечный и больной вопрос о непомерно больших домашних заданиях и школьных перегрузках. Действительно, хотя существуют пресловутые нормативы, согласно которым ученик младших классов должен тратить на уроки не более часа, а старшеклассник - не более четырех часов, при этом на дом можно задавать не более одной трети того объема, что было сделано на уроке, все эти нормы постоянно нарушаются. Кроме повторения норм, внятного ответа родитель не получил. Посоветовали режим ребенка организовывать более рационально, а если перегрузки продолжаются - обратиться к администрации школы.
...Городской педсовет продолжался почти два часа и завершился темой школьного досуга. Куда деваться детям после школы - ясно. В учреждения дополнительного образования, коих, кстати, в городе не так уж мало и 90% всех занятий проводятся там бесплатно.
На мажорной ноте досуга и поздравлениях с наступающим учебным годом городской педсовет в прямом эфире завершился. Остался за кадром вопрос о школьном питании. Но губернатор ответил на него уже после эфира, пообещав, что в новом году в бюджете города на эти цели будет запланировано 600 миллионов рублей. А с 1 сентября дети пока будут питаться по-старому - на 14 рублей в день.
ГАЛИНА АРТЕМЕНКО
Прямой эфир педсовета начался с кадров блиц-опроса петербуржцев: что волнует детей и родителей перед началом нового учебного года. Среди мнений преобладали не оценки качества образования, а проблемы организации свободного времени детей, охраны их жизни и здоровья, психологической атмосферы в школе, пресловутых платных услуг и новых правил приема в первые, пятые и десятые классы. Многим родителям нынешних первоклассников минувшая весна нервы попортила изрядно: как снег на голову свалившиеся новые правила приема в первые классы заставили дежурить ночью у выбранных школ, чтобы успеть подать документы. Хотя комитет обещал, что примут всех и именно туда, куда родители решили отдать своего ребенка. Получилось по итогам приема то густо, то пусто - в некоторых школах открыли по 6 или даже 9 (56-я гимназия) классов, но нашлись и такие, где первых классов в этом году не будет совсем.
Правилам приема в первый класс и был посвящен первый вопрос обсуждения городского педсовета и телефонный опрос горожан. Причем, по результатам опроса, большая часть дозвонившихся - 303 голоса - посчитала, что принимать в первые классы надо всех без ограничений. Чуть меньше - 274 звонка - были за то, что конкурс необходим. С Малой Садовой прозвучал вопрос о том, как же учить первоклашек с разным уровнем подготовки и имеют ли какие-то преимущества при поступлении детишки, закончившие те или иные "подготовительные курсы". Юрист комитета по образованию Наталья Третьяк на вторую часть вопроса ответила, что преимуществ никаких нет. А что касается того, как учить первоклашек, то директор 56-й гимназии Майя Пильдес считает, что новые правила приема - решение справедливое, школа должна уметь учить разных детей, и вообще "престижно, когда родители борются за школу, но гораздо полезнее, когда школа борется за своих учеников, предоставляя им возможность выбора программ начальной школы, будь то 1-3 или 1-4, и индивидуальный подход к каждому ребенку".
Из 171-й гимназии прозвучал вопрос: как семье со скромным достатком, которая платить за обучение не может, дать ребенку высшее образование? Из зала МПЦ посоветовали сначала пойти в профессиональное училище или лицей - ведь многие подобные учебные заведения заключают договоры с вузами. И окончившие училища и лицеи молодые люди могут стать студентами сразу второго курса вуза, причем бюджетного отделения. (Правда, у молодых людей зачастую возникают при этом проблемы с военкоматом. Выпускные экзамены в училище или лицее и приказ о зачислении в вуз разнесены по времени примерно в месяц. А в это время идет призыв. Так что многие молодые люди вынуждены, извините, скрываться...)
Вопрос о "материальной помощи школе", или, проще говоря, о школьных поборах, оказался, как всегда, актуальным. Результаты телефонного опроса зрителей ошеломили многих присутствующих в зале МПЦ. На утверждение "я готов оказать помощь школе" надо было выбрать три ответа - "личным трудом", "деньгами" и "ничем". Губернатор спросил ведущую эфира Ирину Теркину, надо ли вообще было выделять строку "ничем". А именно эта строчка и вырвалась с первых секунд в лидеры. По итогам ничем помочь школе не захотели 308 человек, деньгами - 116 и личным трудом - 128. В анонимном опросе родители высказали то, что в школе в глаза педагогам и родительскому комитету произнести не решаются. Да и с какой стати платить, если и так все мы платим налоги? И с какой стати уставший на работе человек должен мыть высоченные окна в школе или натирать пол? Тем не менее Закон об образовании позволяет образовательным учреждениям привлекать дополнительные средства и личный труд. Но только добровольно, а не добровольно-принудительно. И подотчетно. Кстати, сейчас Министерство образования готовит закон о попечительских советах, что позволит сделать процедуру собирания средств, действительно школе необходимых, максимально прозрачной.
Среди звонивших в эфир петербуржцев повезло лишь одному папе, хотя звонков было более трехсот. Ему удалось задать вечный и больной вопрос о непомерно больших домашних заданиях и школьных перегрузках. Действительно, хотя существуют пресловутые нормативы, согласно которым ученик младших классов должен тратить на уроки не более часа, а старшеклассник - не более четырех часов, при этом на дом можно задавать не более одной трети того объема, что было сделано на уроке, все эти нормы постоянно нарушаются. Кроме повторения норм, внятного ответа родитель не получил. Посоветовали режим ребенка организовывать более рационально, а если перегрузки продолжаются - обратиться к администрации школы.
...Городской педсовет продолжался почти два часа и завершился темой школьного досуга. Куда деваться детям после школы - ясно. В учреждения дополнительного образования, коих, кстати, в городе не так уж мало и 90% всех занятий проводятся там бесплатно.
На мажорной ноте досуга и поздравлениях с наступающим учебным годом городской педсовет в прямом эфире завершился. Остался за кадром вопрос о школьном питании. Но губернатор ответил на него уже после эфира, пообещав, что в новом году в бюджете города на эти цели будет запланировано 600 миллионов рублей. А с 1 сентября дети пока будут питаться по-старому - на 14 рублей в день.
ГАЛИНА АРТЕМЕНКО