Общество
КРУПНЕЙШАЯ КАТАСТРОФА МИРНОГО ВРЕМЕНИ
31 августа
Шел уже второй год горбачевской перестройки, однако ожидание перемен еще не получило своего практического воплощения в реальной жизни. Все катилось по старым, привычным советским рельсам. Одним из атрибутов этой устоявшейся жизни была и белая громада "Адмирала Нахимова", регулярно появлявшаяся у пассажирских причалов всех крупных портов юга России и Украины. Корабль почти тридцать лет совершал круизные рейсы вдоль черноморского побережья, перевезя таким образом около 2 миллионов пассажиров.
Это был уже почтенный ветеран, построенный в 1925 году германской фирмой "Вулкан" и первоначально названный "Берлин". До Второй мировой войны он работал на пассажирской линии Бремен - Нью-Йорк, а в 1939-1945 годах служил в качестве госпитального судна немецкого флота. В январе 1945-го корабль подорвался на мине и затонул на Балтике. Во второй половине 40-х годов его подняли советские спасатели. И после долгого ремонта, переименованный в "Нахимова", лайнер был переведен на Черное море. В ноябре 1986-го эксплуатацию судна планировалось завершить - вывести из строя Черноморского пароходства как совершенно устарелую единицу.
Но пассажиры, заполнившие в том роковом августе каюты "Нахимова", ничего этого, конечно, не знали. Корабль был зафрахтован Украинским республиканским советом по туризму, и путевки на него продавались по всему Союзу. Совершить круиз летом мечтали многие. Билетов на всех желающих не хватало, поэтому те, кто их достали, считали себя счастливчиками и стремились выжать из поездки максимум - не упустить ни одного из предлагаемых удовольствий, чему способствовало и круизное расписание. Днем судно стояло в порту, а пассажиры проводили время, как в однодневном доме отдыха. Ночью "Нахимов" совершал переход к другому городу, и люди вечером развлекались на его палубах, а потом шли спать в каюты.
В день трагедии погода этому тоже не мешала - стоял теплый тихий вечер, когда два буксира медленно отвели ярко освещенный пароход от причала Новороссийска и он своим ходом двинулся к выходу из порта. Примерно через час "Нахимов" уже миновал границу бухты и собирался поворачивать на восток, чтобы идти вдоль побережья к Сочи, где, согласно расписанию, предстояла следующая остановка. Однако еще через несколько минут из густой темноты южной ночи вынырнул такой же большой корабль и врезался в борт лайнера.
Это был балкер "Петр Васев", шедший в Новороссийск из Канады с почти 30 тысячами тонн ячменя на борту. Он являлся современным теплоходом, построенным в Японии в 1981 году, и имел весьма совершенные средства навигации. Впрочем, техника в столкновении была не виновата. Оба корабля знали о местонахождении друг друга и вели переговоры по радио о том, как им удобнее разойтись. Но целая цепь нарушений правил мореходства с обеих сторон привела к трагедии. Капитан "Нахимова" Вадим Марков раньше времени ушел отдыхать, передав управление судном помощнику. Тот, вместо того чтобы, как полагалось по правилам, пропустить балкер, стал договариваться с ним о том, чтобы теплоход уступил лайнеру дорогу. В свою очередь капитан "Васева" Виктор Ткаченко, на словах согласившись удовлетворить просьбу, не предпринял всех положенных в таких случаях действий. В итоге старый пассажирский пароход получил огромную пробоину в центральной части корпуса и через восемь минут затонул на расстоянии немногим более 2 миль (4 километров) от берега.
На его борту в этот момент находились, по официальным данным, 1096 пассажиров и 302 члена команды. Все произошло так быстро, что воспользоваться спасательными средствами мало кто успел. "Васев" в результате столкновения смял нос, но больших повреждений не получил. Его экипаж начал было оказывать помощь жертвам кораблекрушения, но, подняв из воды всего 70 человек, прекратил спасательные работы. Таким образом, балкер не только почти час оставался безучастным и единственным свидетелем трагедии, но и работал машинами, пытаясь отойти с места катастрофы. Эти маневры в темноте, среди гущи тонущих стоили жизни еще многим несчастным.
Со стороны первыми подошли и приступили к спасению людей морские пограничники. Они и извлекли из воды большую часть жертв столкновения. Всего в течение ночи на 1 сентября в спасательных работах приняло участие 64 различных судна и 18 летательных аппаратов. Об этой операции и эмоциях, что испытывали в те часы все, кто находился там, профессионалами пера написано за последующие полтора десятка лет очень много, но одна из самых впечатляющих фраз принадлежит все же капитану буксира-спасателя: "Если бы я не был седым, то в ту ночь поседел бы наверняка: когда прожектором осветили место аварии, все море было в тапочках, выброшенных водой из трюма "Нахимова"..."
В первую очередь гибли дети и пожилые люди. Впрочем, даже молодые и полные сил не могли бесконечно долго держаться на воде. Унесенные морем в темноту, они тоже в конце концов тонули от переохлаждения и усталости. Горе казалось почти физически ощутимо, оно разливалось от Новороссийска по всей стране. Население СССР, приученное годами брежневского "застоя" к фильтрованной информации, страшная новость, переданная лишь вечером 1 сентября телевизионной программой "Время", повергла в шок.
Поиск погибших с "Нахимова" продолжался до 19 сентября. Всего из корабля и со дна вокруг него достали 279 тел, но после гибели двух водолазов внутри судна эти работы прекратили. Тем временем была создана правительственная комиссия. Возглавил ее член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев (нынешний президент Азербайджана). К расследованию привлекли самых опытных экспертов Союза по вопросам мореплавания. На основании их заключения 30 октября 1986 года Политбюро вынесло решение по факту катастрофы и наказаниям виновных. А суд над бывшими капитанами "Петра Васева" и "Адмирала Нахимова" открылся в Одессе весной 1987-го и продолжался более трех недель. Следственное дело составило 55 томов. Оба были признаны виновными и получили по пятнадцать лет лишения свободы. Приговор также постановил взыскать с каждого по 40 тысяч рублей (примерно более ста очень хороших месячных зарплат того времени) в счет возмещения причиненного государству материального ущерба.
Сейчас "Нахимов" все также лежит на глубине пятидесяти метров. Навигационной опасности пароход не представляет, но таит в себе экологическую угрозу - в его топливных цистернах осталось много мазута, который со временем неизбежно начнет выходить в море. Раз в год на место катастрофы приходит небольшое судно с несколькими десятками людей, которые поминают погибших. Остальное время только специальная памятная вешка покачивается там на волнах...
КАТАСТРОФЫ МИРНОГО ВРЕМЕНИ, УНЕСШИЕ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЖЕРТВ
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФЛОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 200 ЛЕТ.
Это был уже почтенный ветеран, построенный в 1925 году германской фирмой "Вулкан" и первоначально названный "Берлин". До Второй мировой войны он работал на пассажирской линии Бремен - Нью-Йорк, а в 1939-1945 годах служил в качестве госпитального судна немецкого флота. В январе 1945-го корабль подорвался на мине и затонул на Балтике. Во второй половине 40-х годов его подняли советские спасатели. И после долгого ремонта, переименованный в "Нахимова", лайнер был переведен на Черное море. В ноябре 1986-го эксплуатацию судна планировалось завершить - вывести из строя Черноморского пароходства как совершенно устарелую единицу.
Но пассажиры, заполнившие в том роковом августе каюты "Нахимова", ничего этого, конечно, не знали. Корабль был зафрахтован Украинским республиканским советом по туризму, и путевки на него продавались по всему Союзу. Совершить круиз летом мечтали многие. Билетов на всех желающих не хватало, поэтому те, кто их достали, считали себя счастливчиками и стремились выжать из поездки максимум - не упустить ни одного из предлагаемых удовольствий, чему способствовало и круизное расписание. Днем судно стояло в порту, а пассажиры проводили время, как в однодневном доме отдыха. Ночью "Нахимов" совершал переход к другому городу, и люди вечером развлекались на его палубах, а потом шли спать в каюты.
В день трагедии погода этому тоже не мешала - стоял теплый тихий вечер, когда два буксира медленно отвели ярко освещенный пароход от причала Новороссийска и он своим ходом двинулся к выходу из порта. Примерно через час "Нахимов" уже миновал границу бухты и собирался поворачивать на восток, чтобы идти вдоль побережья к Сочи, где, согласно расписанию, предстояла следующая остановка. Однако еще через несколько минут из густой темноты южной ночи вынырнул такой же большой корабль и врезался в борт лайнера.
Это был балкер "Петр Васев", шедший в Новороссийск из Канады с почти 30 тысячами тонн ячменя на борту. Он являлся современным теплоходом, построенным в Японии в 1981 году, и имел весьма совершенные средства навигации. Впрочем, техника в столкновении была не виновата. Оба корабля знали о местонахождении друг друга и вели переговоры по радио о том, как им удобнее разойтись. Но целая цепь нарушений правил мореходства с обеих сторон привела к трагедии. Капитан "Нахимова" Вадим Марков раньше времени ушел отдыхать, передав управление судном помощнику. Тот, вместо того чтобы, как полагалось по правилам, пропустить балкер, стал договариваться с ним о том, чтобы теплоход уступил лайнеру дорогу. В свою очередь капитан "Васева" Виктор Ткаченко, на словах согласившись удовлетворить просьбу, не предпринял всех положенных в таких случаях действий. В итоге старый пассажирский пароход получил огромную пробоину в центральной части корпуса и через восемь минут затонул на расстоянии немногим более 2 миль (4 километров) от берега.
На его борту в этот момент находились, по официальным данным, 1096 пассажиров и 302 члена команды. Все произошло так быстро, что воспользоваться спасательными средствами мало кто успел. "Васев" в результате столкновения смял нос, но больших повреждений не получил. Его экипаж начал было оказывать помощь жертвам кораблекрушения, но, подняв из воды всего 70 человек, прекратил спасательные работы. Таким образом, балкер не только почти час оставался безучастным и единственным свидетелем трагедии, но и работал машинами, пытаясь отойти с места катастрофы. Эти маневры в темноте, среди гущи тонущих стоили жизни еще многим несчастным.
Со стороны первыми подошли и приступили к спасению людей морские пограничники. Они и извлекли из воды большую часть жертв столкновения. Всего в течение ночи на 1 сентября в спасательных работах приняло участие 64 различных судна и 18 летательных аппаратов. Об этой операции и эмоциях, что испытывали в те часы все, кто находился там, профессионалами пера написано за последующие полтора десятка лет очень много, но одна из самых впечатляющих фраз принадлежит все же капитану буксира-спасателя: "Если бы я не был седым, то в ту ночь поседел бы наверняка: когда прожектором осветили место аварии, все море было в тапочках, выброшенных водой из трюма "Нахимова"..."
В первую очередь гибли дети и пожилые люди. Впрочем, даже молодые и полные сил не могли бесконечно долго держаться на воде. Унесенные морем в темноту, они тоже в конце концов тонули от переохлаждения и усталости. Горе казалось почти физически ощутимо, оно разливалось от Новороссийска по всей стране. Население СССР, приученное годами брежневского "застоя" к фильтрованной информации, страшная новость, переданная лишь вечером 1 сентября телевизионной программой "Время", повергла в шок.
Поиск погибших с "Нахимова" продолжался до 19 сентября. Всего из корабля и со дна вокруг него достали 279 тел, но после гибели двух водолазов внутри судна эти работы прекратили. Тем временем была создана правительственная комиссия. Возглавил ее член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев (нынешний президент Азербайджана). К расследованию привлекли самых опытных экспертов Союза по вопросам мореплавания. На основании их заключения 30 октября 1986 года Политбюро вынесло решение по факту катастрофы и наказаниям виновных. А суд над бывшими капитанами "Петра Васева" и "Адмирала Нахимова" открылся в Одессе весной 1987-го и продолжался более трех недель. Следственное дело составило 55 томов. Оба были признаны виновными и получили по пятнадцать лет лишения свободы. Приговор также постановил взыскать с каждого по 40 тысяч рублей (примерно более ста очень хороших месячных зарплат того времени) в счет возмещения причиненного государству материального ущерба.
Сейчас "Нахимов" все также лежит на глубине пятидесяти метров. Навигационной опасности пароход не представляет, но таит в себе экологическую угрозу - в его топливных цистернах осталось много мазута, который со временем неизбежно начнет выходить в море. Раз в год на место катастрофы приходит небольшое судно с несколькими десятками людей, которые поминают погибших. Остальное время только специальная памятная вешка покачивается там на волнах...
КАТАСТРОФЫ МИРНОГО ВРЕМЕНИ, УНЕСШИЕ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЖЕРТВ
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФЛОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 200 ЛЕТ.
Жертвы |
||
1857 |
парусный линейный корабль "Лефорт" |
826 человек. |
1986 |
пароход "Адмирал Нахимов" |
423 человека. |
1842 |
парусный линейный корабль "Ингерманланд" |
340 человек. |
1926 |
пароход "Буревестник" |
300 человек. |
1894 |
пароход "Владимир" |
более 200 человек. |
1893 |
паровой монитор "Русалка" |
177 человек. |
1911 |
пароход "Русь" |
172 человека. |