Северо-Запад
ДОЛГОСТРОЙ - ЦАРСКАЯ ТРАДИЦИЯ?
05 сентября
А вот новгородцы и гости Новгорода Великого могут полюбоваться на самый настоящий царский долгострой (а вернее, его можно уже назвать "недострой"). Правда, многие туристы, направляющиеся в Юрьев монастырь или просто катающиеся на теплоходах "с выходом в Ильмень-озеро", полагают, что это остатки старого железнодорожного моста, который был разрушен в годы Великой Отечественной войны.
Действительно, мировая война имеет прямое отношение к возведению этих "быков" в верховьях Волхова. Но не вторая, а первая. Именно в годы Первой мировой войны, когда Санкт-Петербург испытывал трудности с хлебными поставками, царское правительство приняло решение проложить железную дорогу от Орла до столицы. Благо что в провинции зерно еще имелось. Дорога должна была пересекать Волхов, так что здесь в 1916 году начали и мост через реку строить. И даже наняли для строительства китайских рабочих (россияне-то в основном были призваны в действующую армию). Успели, правда, только "быки" возвести: в разоренной войной стране денег на остальное не хватило. А может, и царские интенданты приложили свою ручку - в те годы тоже многие на войне наживали целые состояния...
Любопытно, что первоначально дорогу планировали возвести совсем рядом с храмом Спаса-на-Нередице. Но члены новгородского Общества любителей древности потребовали перенести ветку. И власть пошла им навстречу, переместив предполагаемую ветку почти на 200 метров в сторону: предки наши даже в годы войны думали о памятниках старины.
Сегодня мощные опоры несостоявшегося моста стали еще одним памятником истории и архитектуры Великого Новгорода наряду с развалинами Городища (бывшей резиденции князей, которым, как известно, запрещалось жить внутри вольного города), наряду с уже восставшими из руин монастырями и вполне сохранившимся земляным валом. Летом мальчишки, достигнув "быков" вплавь и проявив чудеса альпинизма, загорают, примостившись на самом верху этих отнюдь не маленьких "башен". Так и стоят эти памятники разгильдяйству и казнокрадству, а также неумеренным милитаристским амбициям - всему тому, что привело к крушению русское самодержавие. В назидание неразумным потомкам.
АНДРЕЙ КУЛИКОВ, ВИКТОР НИКОЛАЕВ, Новгород Великий - Санкт-Петербург
Действительно, мировая война имеет прямое отношение к возведению этих "быков" в верховьях Волхова. Но не вторая, а первая. Именно в годы Первой мировой войны, когда Санкт-Петербург испытывал трудности с хлебными поставками, царское правительство приняло решение проложить железную дорогу от Орла до столицы. Благо что в провинции зерно еще имелось. Дорога должна была пересекать Волхов, так что здесь в 1916 году начали и мост через реку строить. И даже наняли для строительства китайских рабочих (россияне-то в основном были призваны в действующую армию). Успели, правда, только "быки" возвести: в разоренной войной стране денег на остальное не хватило. А может, и царские интенданты приложили свою ручку - в те годы тоже многие на войне наживали целые состояния...
Любопытно, что первоначально дорогу планировали возвести совсем рядом с храмом Спаса-на-Нередице. Но члены новгородского Общества любителей древности потребовали перенести ветку. И власть пошла им навстречу, переместив предполагаемую ветку почти на 200 метров в сторону: предки наши даже в годы войны думали о памятниках старины.
Сегодня мощные опоры несостоявшегося моста стали еще одним памятником истории и архитектуры Великого Новгорода наряду с развалинами Городища (бывшей резиденции князей, которым, как известно, запрещалось жить внутри вольного города), наряду с уже восставшими из руин монастырями и вполне сохранившимся земляным валом. Летом мальчишки, достигнув "быков" вплавь и проявив чудеса альпинизма, загорают, примостившись на самом верху этих отнюдь не маленьких "башен". Так и стоят эти памятники разгильдяйству и казнокрадству, а также неумеренным милитаристским амбициям - всему тому, что привело к крушению русское самодержавие. В назидание неразумным потомкам.
АНДРЕЙ КУЛИКОВ, ВИКТОР НИКОЛАЕВ, Новгород Великий - Санкт-Петербург