Общество
ЗДЕСЬ ВРАЧИ НЕ НОСЯТ ХАЛАТОВ
06 сентября
К счастью, прошли кровожадные времена. И десять лет назад в Петербурге открылся Институт раннего вмешательства, где помогают определить уровень развития ребенка от рождения до трех лет и оказать помощь, если имеются нарушения.
Наш собеседник - заместитель директора по клинической работе, детский невролог Святослав ДОВБНЯ.
ДИАГНОЗ - БЕССМЫСЛИЦА?
- О нарушениях в развитии малыша лучше узнать как можно раньше. Какие диагнозы вы ставите чаще всего?
- Не удивляйтесь, но мы сплошь и рядом снимаем диагноз. В нашей стране процветает гипердиагностика. То есть огромному, действительно огромному числу детей ставят такие диагнозы, которых больше нигде в мире не существует, так как не несут большого смысла. Речь идет о родовой травме, перинатальной энцефалопатии (ПЭП), назначении массажа до года.
В некоторых районах Петербурга 98% детей в первые месяцы жизни поставили диагноз - ПЭП, что чаще всего ничего не значит. А убеждение родителей, что их ребенок якобы имеет неврологические нарушения, может привести в будущем к сложностям. Зачастую к нам приходят мамы, которые потом любые трудности с ребенком связывают с ПЭП и надеются лишь на невропатолога. Так может тянуться всю жизнь. Это примитивно-биологический подход, от которого мы только-только уходим, а во всем мире уже ушли.
И массаж малышу до года обычно не назначают, потому что проводить насильственные манипуляции над таким крохой считается малоэффективным. У нас же массаж широко делают до года и по многу раз.
ОН НЕ ОВОЩ, ОН ЧЕЛОВЕК
- Как лечат малышей, отстающих в развитии?
- Таблетки, уколы, массаж, электрофорез, пассивная гимнастика - вот основной набор средств.
И при этом практически полностью исключают фактор социального окружения. Ведь больному ребенку необходимо развиваться, чтобы быть более успешным в жизни, социально адаптированным. А для развития нужна среда, нормальная, здоровая. Но даже наша специальная педагогика лишь недавно перестала называться дефектологией, что в ужас приводило западных коллег. Ну как можно себе представить педагога, нацеленного на дефект, а не на ребенка, не на его социализацию, адаптацию к жизни.
Вот почему одна из главных целей программы раннего вмешательства - предотвратить попадание детей в закрытые учреждения - дома ребенка, психоневрологические интернаты... Ведь у 90% детей есть родители. Их, по сути, заставила отдать туда ребенка неадекватно организованная помощь на первых месяцах жизни младенца. Говорили: "Ну что ты будешь с ним делать? Вон сколько у него проблем... он же не человек, овощ, ненормальный..." Как можно считать ненормальным ребенка, если мы не знаем его возможностей? К примеру, дети с синдромом Дауна могут многого достичь.
НЯНЕК ДОЛЖНО БЫТЬ МЕНЬШЕ
- Вы сказали, что иностранцев многое поражает в организации воспитания наших малышей...
- Были у нас студенты из Швеции. Они обучались в Петербурге, посещали наши детсады, психоневрологические интернаты... И абсолютно не были готовы к тому, что увидят. Самое тяжелое впечатление произвели на них психоневрологические интернаты. А в детсадах их больше всего поразили дисциплина и обилие персонала - как много сотрудников выполняют разные мелкие виды работ.
В Швеции, чтобы иметь более-менее приличную зарплату, воспитатель обычно сам и убирает в группе, и кормит, и смотрит за детьми... Там в детсадах нет логопедов, психологов, дефектологов. Спору нет - они нужны, но не как сотрудники детсада, а как консультанты для персонала. И еще там нет единого для всех дневного сна. Согласитесь, что сон - дело индивидуальное, многие дети после двух лет от него отказываются. И в Швеции есть комната, куда любой ребенок может убежать, чтобы заснуть, если захочет.
- А своего ребенка вы развивали с рождения по науке?
- Нет, конечно. Сыну 15 лет, и тогда я не работал здесь. Вообще-то главный смысл в том, чтобы малыша любили и чувствовали. Если он развивается как обычные дети и нет каких-то сложностей, то не нужна никакая специальная помощь.
КОГДА ПРОСИТЬСЯ НА ГОРШОК?
- Родители, увы, нередко имеют весьма туманное представление о биологических законах развития младенцев. Поэтому самый простой вопрос: что малыш понимает с момента рождения?
- Если говорить о законах развития, то не только родители плохо их представляют. До недавнего времени вообще не использовались нормированные шкалы для оценки развития детей. Еще в 30-е годы они были запрещены.
Вот вы можете утверждать, что ребенок по достижении годовалого возраста должен говорить десять или больше слов? Почему не пятнадцать, не одно-два? Что он должен садиться на горшок с девяти месяцев? Наши дети, к счастью, в этом не отличаются от американских, шведских и других. И 50% российских детей не говорят в год 8-10 слов.
Ранее процветал механический подход. Был некий уважаемый логопед - фамилию не хочу называть, - собравший "нормы" на примере одного ребенка, который по стечению ряда обстоятельств говорил очень много. Надо ориентироваться только на достоверные статистические выборки.
Наш институт использует первые в России нормированные шкалы для маленьких детей. Лет восемь назад мы начали эту практику. Однако до сих пор по инерции нередко младенцев оценивают на взгляд, по двум-четырем произвольно взятым пунктам: ходит - не ходит, говорит - не говорит, просится на горшок или нет...
- Вероятно, у каждого возраста свои задачи?
- Безусловно. До одного года младенец и родители должны установить теплые отношения друг с другом. До двух лет - начать использовать простые жесты и слова, общаться уже не только с семьей, видеть, что собой представляют другие взрослые и дети. Учиться бояться чего-нибудь действительно опасного.
До трех-четырех лет - развитие общения на принципиально ином уровне, умение называть и описывать то, что происходит вокруг, и собственные эмоции: "Я обиделся, рассердился, испугался..." Это очень важно - научиться уже не только пирамидку складывать, а осознавать себя. И вместо того чтобы бросить игрушку, сказать: "Мама, я на тебя обиделся, потому что ты не дала мне то-то..."
А дальше, когда ребенок поймет, что он личность и имеет свои интересы, а у другого - свои интересы, что существуют запреты и правила, позже появляется возможность построить подобие урока, который его ожидает в школе.
ПЛАКАТЬ НЕ СТОИТ?
- Безусловно, ребенка надо не только любить...
- Любить и понимать его сигналы, создавать базовое доверие, безопасность, желание отвечать и взаимодействовать с ним. Если этого нет, мы видим, какие проблемы возникают у детей в домах ребенка, когда взрослые постоянно меняются, мелькают лица - и базового доверия к миру не возникает. Дети перестают плакать, потому что плакать незачем - все равно никто не подойдет.
Чтобы ребенок вырос умным, веселым и активным, много зависит от того, как родители будут вести себя с ним в первый год его жизни. Кто-то играет и общается с младенцем, а кто-то ограничивается физическим уходом за ним. Решайте сами. Однако помните, что уже с самого рождения ребенок - личность.
- Сколько подобных учреждения в Петербурге?
- Институт раннего вмешательства - единственная такая организация не только в нашем городе, но и на всем постсоветском пространстве. Правда, сегодня в Петербурге существует двадцать подобных служб при детских поликлиниках. Не все они идеальны, но есть такие, которыми мы можем гордиться. К примеру при поликлинике № 43 Фрунзенского района.
- Ваш институт не только оказывает помощь малышам и их родителям, но и готовит кадры для служб раннего вмешательства Петербурга и страны?
- Не только нашей страны. На Украине, в Белоруссии, Прибалтике мы проводим семинары. Выезжают наши специалисты, приезжают к нам. И никого мы не агитируем. В этой области нас знают.
P. S. В Институте раннего вмешательства все врачи ходят без халатов, чтобы маленькие пациенты их не боялись и легче шли на контакт.
АРИНА НИКИТИНА
Наш собеседник - заместитель директора по клинической работе, детский невролог Святослав ДОВБНЯ.
ДИАГНОЗ - БЕССМЫСЛИЦА?
- О нарушениях в развитии малыша лучше узнать как можно раньше. Какие диагнозы вы ставите чаще всего?
- Не удивляйтесь, но мы сплошь и рядом снимаем диагноз. В нашей стране процветает гипердиагностика. То есть огромному, действительно огромному числу детей ставят такие диагнозы, которых больше нигде в мире не существует, так как не несут большого смысла. Речь идет о родовой травме, перинатальной энцефалопатии (ПЭП), назначении массажа до года.
В некоторых районах Петербурга 98% детей в первые месяцы жизни поставили диагноз - ПЭП, что чаще всего ничего не значит. А убеждение родителей, что их ребенок якобы имеет неврологические нарушения, может привести в будущем к сложностям. Зачастую к нам приходят мамы, которые потом любые трудности с ребенком связывают с ПЭП и надеются лишь на невропатолога. Так может тянуться всю жизнь. Это примитивно-биологический подход, от которого мы только-только уходим, а во всем мире уже ушли.
И массаж малышу до года обычно не назначают, потому что проводить насильственные манипуляции над таким крохой считается малоэффективным. У нас же массаж широко делают до года и по многу раз.
ОН НЕ ОВОЩ, ОН ЧЕЛОВЕК
- Как лечат малышей, отстающих в развитии?
- Таблетки, уколы, массаж, электрофорез, пассивная гимнастика - вот основной набор средств.
И при этом практически полностью исключают фактор социального окружения. Ведь больному ребенку необходимо развиваться, чтобы быть более успешным в жизни, социально адаптированным. А для развития нужна среда, нормальная, здоровая. Но даже наша специальная педагогика лишь недавно перестала называться дефектологией, что в ужас приводило западных коллег. Ну как можно себе представить педагога, нацеленного на дефект, а не на ребенка, не на его социализацию, адаптацию к жизни.
Вот почему одна из главных целей программы раннего вмешательства - предотвратить попадание детей в закрытые учреждения - дома ребенка, психоневрологические интернаты... Ведь у 90% детей есть родители. Их, по сути, заставила отдать туда ребенка неадекватно организованная помощь на первых месяцах жизни младенца. Говорили: "Ну что ты будешь с ним делать? Вон сколько у него проблем... он же не человек, овощ, ненормальный..." Как можно считать ненормальным ребенка, если мы не знаем его возможностей? К примеру, дети с синдромом Дауна могут многого достичь.
НЯНЕК ДОЛЖНО БЫТЬ МЕНЬШЕ
- Вы сказали, что иностранцев многое поражает в организации воспитания наших малышей...
- Были у нас студенты из Швеции. Они обучались в Петербурге, посещали наши детсады, психоневрологические интернаты... И абсолютно не были готовы к тому, что увидят. Самое тяжелое впечатление произвели на них психоневрологические интернаты. А в детсадах их больше всего поразили дисциплина и обилие персонала - как много сотрудников выполняют разные мелкие виды работ.
В Швеции, чтобы иметь более-менее приличную зарплату, воспитатель обычно сам и убирает в группе, и кормит, и смотрит за детьми... Там в детсадах нет логопедов, психологов, дефектологов. Спору нет - они нужны, но не как сотрудники детсада, а как консультанты для персонала. И еще там нет единого для всех дневного сна. Согласитесь, что сон - дело индивидуальное, многие дети после двух лет от него отказываются. И в Швеции есть комната, куда любой ребенок может убежать, чтобы заснуть, если захочет.
- А своего ребенка вы развивали с рождения по науке?
- Нет, конечно. Сыну 15 лет, и тогда я не работал здесь. Вообще-то главный смысл в том, чтобы малыша любили и чувствовали. Если он развивается как обычные дети и нет каких-то сложностей, то не нужна никакая специальная помощь.
КОГДА ПРОСИТЬСЯ НА ГОРШОК?
- Родители, увы, нередко имеют весьма туманное представление о биологических законах развития младенцев. Поэтому самый простой вопрос: что малыш понимает с момента рождения?
- Если говорить о законах развития, то не только родители плохо их представляют. До недавнего времени вообще не использовались нормированные шкалы для оценки развития детей. Еще в 30-е годы они были запрещены.
Вот вы можете утверждать, что ребенок по достижении годовалого возраста должен говорить десять или больше слов? Почему не пятнадцать, не одно-два? Что он должен садиться на горшок с девяти месяцев? Наши дети, к счастью, в этом не отличаются от американских, шведских и других. И 50% российских детей не говорят в год 8-10 слов.
Ранее процветал механический подход. Был некий уважаемый логопед - фамилию не хочу называть, - собравший "нормы" на примере одного ребенка, который по стечению ряда обстоятельств говорил очень много. Надо ориентироваться только на достоверные статистические выборки.
Наш институт использует первые в России нормированные шкалы для маленьких детей. Лет восемь назад мы начали эту практику. Однако до сих пор по инерции нередко младенцев оценивают на взгляд, по двум-четырем произвольно взятым пунктам: ходит - не ходит, говорит - не говорит, просится на горшок или нет...
- Вероятно, у каждого возраста свои задачи?
- Безусловно. До одного года младенец и родители должны установить теплые отношения друг с другом. До двух лет - начать использовать простые жесты и слова, общаться уже не только с семьей, видеть, что собой представляют другие взрослые и дети. Учиться бояться чего-нибудь действительно опасного.
До трех-четырех лет - развитие общения на принципиально ином уровне, умение называть и описывать то, что происходит вокруг, и собственные эмоции: "Я обиделся, рассердился, испугался..." Это очень важно - научиться уже не только пирамидку складывать, а осознавать себя. И вместо того чтобы бросить игрушку, сказать: "Мама, я на тебя обиделся, потому что ты не дала мне то-то..."
А дальше, когда ребенок поймет, что он личность и имеет свои интересы, а у другого - свои интересы, что существуют запреты и правила, позже появляется возможность построить подобие урока, который его ожидает в школе.
ПЛАКАТЬ НЕ СТОИТ?
- Безусловно, ребенка надо не только любить...
- Любить и понимать его сигналы, создавать базовое доверие, безопасность, желание отвечать и взаимодействовать с ним. Если этого нет, мы видим, какие проблемы возникают у детей в домах ребенка, когда взрослые постоянно меняются, мелькают лица - и базового доверия к миру не возникает. Дети перестают плакать, потому что плакать незачем - все равно никто не подойдет.
Чтобы ребенок вырос умным, веселым и активным, много зависит от того, как родители будут вести себя с ним в первый год его жизни. Кто-то играет и общается с младенцем, а кто-то ограничивается физическим уходом за ним. Решайте сами. Однако помните, что уже с самого рождения ребенок - личность.
- Сколько подобных учреждения в Петербурге?
- Институт раннего вмешательства - единственная такая организация не только в нашем городе, но и на всем постсоветском пространстве. Правда, сегодня в Петербурге существует двадцать подобных служб при детских поликлиниках. Не все они идеальны, но есть такие, которыми мы можем гордиться. К примеру при поликлинике № 43 Фрунзенского района.
- Ваш институт не только оказывает помощь малышам и их родителям, но и готовит кадры для служб раннего вмешательства Петербурга и страны?
- Не только нашей страны. На Украине, в Белоруссии, Прибалтике мы проводим семинары. Выезжают наши специалисты, приезжают к нам. И никого мы не агитируем. В этой области нас знают.
P. S. В Институте раннего вмешательства все врачи ходят без халатов, чтобы маленькие пациенты их не боялись и легче шли на контакт.
АРИНА НИКИТИНА