Город
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР ВАДИМА ОВЧИННИКОВА
07 сентября
В Мраморном дворце вчера открылась выставка Вадима Овчинникова (1951-1996), чье имя известно не только специалистам по ленинградскому андеграунду. Его биография в чем-то типична для того времени: после службы в армии он приехал в Ленинград, работал сторожем, живопись изучал сам, бурно участвовал в жизни различных объединений (и Товарищество экспериментального изобразительного искусства, и группа "Новые художники", и фонд "Свободная культура"). Живопись, графика, мультипликация, проза и стихи, музыка - спектр его интересов был широк, как у людей Возрождения.
Куратор выставки Екатерина Андреева рассказала о том, что выставка эта готовилась к годовщине смерти Вадима Овчинникова, но вынужденная пауза в 5 лет, возможно, пошла на пользу.
На выставке кроме живописных полотен и коллажей представлены образцы mail-art. Это искусство и пленило мое сердце. Вадим Овчинников писал своим друзьям - Тимуру Новикову, Борису Кошелохову, Андрею Охлобыстину, Михаилу Трофименкову, Марте Волковой, Славе Шевеленко. Каждое письмо - и конверт, и листок - оформлено в рамке под стеклом (очень хочется вынуть и подержать все в руках).
Вот примеры. Письмо Тимуру Новикову: на конверте надпись "Гибель "Титаника", в конверт вложена газетная вырезка, на которой - памятник Ленину в характерной позе. Или другая вырезка - под рубрикой "Спрашивали - отвечаем", привожу только заголовок: "Можно ли лычки из металла заменять на матерчатые". Дальше можно просто не читать! Или напечатанное на машинке заявление: "Некоторые мои высказывания о живописи, ставшие достоянием общественности в 3-4 квартале 1987 г., прошу считать заблуждением" - печать, подпись, дата - все на месте. Или более лаконично: "Встать в строй". Подписывался Вадим Овчинников либо как "Ст. бухгалтер", либо как "Коллегия Д. П.".
Восхищает не только точность, с какой все эти штампы схвачены, но и сама щедрость таланта, с которой все это разбросано по друзьям. Эффект "остранения" (по Шкловскому) работает безупречно - письма становятся искусством.
НАДЕЖДА ДЕМКИНА
Куратор выставки Екатерина Андреева рассказала о том, что выставка эта готовилась к годовщине смерти Вадима Овчинникова, но вынужденная пауза в 5 лет, возможно, пошла на пользу.
На выставке кроме живописных полотен и коллажей представлены образцы mail-art. Это искусство и пленило мое сердце. Вадим Овчинников писал своим друзьям - Тимуру Новикову, Борису Кошелохову, Андрею Охлобыстину, Михаилу Трофименкову, Марте Волковой, Славе Шевеленко. Каждое письмо - и конверт, и листок - оформлено в рамке под стеклом (очень хочется вынуть и подержать все в руках).
Вот примеры. Письмо Тимуру Новикову: на конверте надпись "Гибель "Титаника", в конверт вложена газетная вырезка, на которой - памятник Ленину в характерной позе. Или другая вырезка - под рубрикой "Спрашивали - отвечаем", привожу только заголовок: "Можно ли лычки из металла заменять на матерчатые". Дальше можно просто не читать! Или напечатанное на машинке заявление: "Некоторые мои высказывания о живописи, ставшие достоянием общественности в 3-4 квартале 1987 г., прошу считать заблуждением" - печать, подпись, дата - все на месте. Или более лаконично: "Встать в строй". Подписывался Вадим Овчинников либо как "Ст. бухгалтер", либо как "Коллегия Д. П.".
Восхищает не только точность, с какой все эти штампы схвачены, но и сама щедрость таланта, с которой все это разбросано по друзьям. Эффект "остранения" (по Шкловскому) работает безупречно - письма становятся искусством.
НАДЕЖДА ДЕМКИНА