Культура
АЛЕКСАНДР РОГОЖКИН: ВСЕ, ЭТО - МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ!
13 сентября
Хотя со знаменитым петербургским режиссером мы знакомы давно, но именно эту фразу я услышал из его уст в кинотеатре "Аврора" после того как закончился наш разговор. Александр Владимирович был олимпийски спокоен, несмотря на то что рядом, в кинозале, шел премьерный показ его нашумевшей картины "Кукушка".
Его репутация одинаково устойчива и у профессионалов, и у наивной публики, с восторгом принимающей очередную картину о приключениях любителей национальной охоты и рыбалки. Но "Кукушка" оказалась совсем другим фильмом, неожиданным и по жанру, и по сюжету. Получился любовный и человеческий треугольник на фоне трагических событий войны. Серьезных кинокритиков такой поворот в творчестве режиссера не удивил, ибо они помнят, что картины Рогожкина удостаивались главных призов не только на российских фестивалях, но и в Берлине, Карловых Варах, Оберхаузене.
Нынче на "Кукушку" обрушился буквально шквал наград. Сначала - на Московском международном кинофестивале - приз за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и награды ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинопрессы). Затем последовало Гран-при на кинофестивале в Выборге "Окно в Европу". Фильм закуплен для проката в США не самой последней коммерческой структурой под названием Sony Classiсs. И вот картина, которая посвящена событиям Второй мировой войны, вышла на свидание с петербургской публикой.
- Почему ты назвал фильм "Кукушка"?
- Во-первых, все действие картины происходит в лесу. Во-вторых, настоящее имя главной героини в переводе с саамского означает "кукушка". "Кукушками" также называли финских снайперов во время войны. Это название активно использовалось в советской пропаганде во время печально известной советско-финской зимней войны 1939-1940 годов. Так обычно звали снайперов-смертников. Хотя на самом деле это миф. Таких солдат у финнов не было. До сих пор никто из историков, смотревших картину, в том числе и с финской стороны, не опроверг меня.
- Герои картины будто специально оторваны от мира. Они живут себе, поживают, и не знают, что кончилась война...
- Для них такое состояние естественно. Ведь у них на хуторе не было мобильных телефонов, чтобы позвонить и узнать - чем кончилась война. Они существуют в собственной системе координат. Я ничего не выдумывал. На севере не было сплошной линии фронта. Воевали там вдоль дорог. Остальные места непроходимы. Поэтому вполне логично мои герои и оказались так далеко от полосы боевых действий.
- А где проходили съемки?
- Мы снимали фильм именно в тех местах, которые описаны в сценарии. Я старался соблюсти точность во всех деталях, вплоть до знаков отличия на мундирах советского офицера и финского рядового.
- Критики уже начали спор о жанре картины. Как бы ты сам определил его?
- Я хотел снять сагу из жизни саамского хутора, где люди существуют вне их привычного круга. Они возвращаются к самим себе, хотя у каждого из трех главных действующих лиц за плечами своя жизненная ноша. При всей камерности сюжета в "Кукушке" мне очень хотелось рассказать о вещах, важных для всех людей.
- Картину уже поспешили объявить антивоенной и пацифистской....
- Я всегда оставляю подобные термины на совести тех, кто их выдумывает и употребляет. Дело режиссера - ставить фильм, а не объяснять потом в пространных интервью смысл каждого кадра.
- Тебя удивила реакция на картину во время Московского кинофестиваля и в Выборге? Все-таки фестивальная аудитория - это весьма специфическая публика.
- Я стараюсь не обсуждать подобные вещи, как и все полученные награды. Они существуют помимо меня. Хотя и знаю, почему на Московском кинофестивале нам досталось много наград, но не хочу об этом говорить. В Выборге мнение зрителей совпало с мнением жюри, которое очень удивилось, что публика признала "Кукушку" лучшей картиной фестиваля. Однако фестиваль есть фестиваль, и награды на нем зачастую зависят от мнения председателя жюри, от нравственной и эстетической ориентации членов жюри. Я снимаю фильмы для зрителей, а не для членов жюри.
- В твоем творчестве выстраивается некая сквозная тема, если вспомнить фильмы "Караул", "Блокпост" и теперь "Кукушку". А тему я бы назвал "Человек на войне"...
- Меня не интересует война, меня интересует человек. Война - это нечто противоестественное для человека. Поэтому мне и было интересно столкнуть двух людей, которые ощущают себя потенциальными противниками. Даже финал картины я специально оставил открытым, потому что героям фильма придется возвращаться в прежнюю жизнь. Капитан Картузов придет к своим и будет снова арестован по 58-й статье. А финну придется пройти тысячу с лишним километров из Лапландии по непроходимым местам домой. Так что оптимизма в нашей истории не так уж и много.
- Для тебя было сюрпризом, что картину закупили для проката в Америке?
- Мне кажется, что это была приятная неожиданность для продюсера нашей картины Cергея Сельянова.
- Ходят слухи, что прокат в США - первый шаг к номинации на "Оскар"...
- Я в этом ничего не понимаю. Для меня это не более чем премия, которую дают, собравшись вместе, незнакомые мне пять тысяч человек, членов Американской киноакадемии.
- "Охота" и "Рыбалка" имели оглушительный успех в прокате. Ты надеешься на зрительский успех "Кукушки"?
- Для меня успех этой картины очень важен. Потому что мне хочется, чтобы зритель посмотрели на актеров Виктора Бычкова и Вилли Хапсалло совсем другими глазами. Особенно я болею за Вилли, у которого наша российская актерская школа. А сам он - актер просто европейского уровня, хотя звездой себя не считает. Он выпускался из петербургской Театральной академии вместе с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым. В Финляндии нет понятия "звезда", потому что там для этого нет большого пространства. Они там живут себе простой и естественной жизнью. Я роли сочинял конкретно для Виктора Бычкова, играющего Картузова, и Вилли Хапсалло, который стал на экране Вейко.
- Вы будете показывать картину в Финляндии?
- Если финская сторона этого захочет. Ведь наша картина - чисто российская продукция. Мы даже шутили во время съемок, что нашему Вилли надо в Хельсинки поставить памятник рядом с Маннергеймом как самому умному финну, который создал целую галерею образов в русском кино. Он и в картине у нас такой же. У него ситуация, как в романах моего любимого в детстве Жюля Верна: человек, брошенный на произвол судьбы, побеждает обстоятельства.
- Получается какая-то литературная история романтичного героя...
- В фильме у нас есть сцена, когда Вилли выдергивает штык из камня. Он себе все руки в кровь изодрал. Такова суровая правда. Когда мы увидели этот дубль, то хором сказали: "Надо же, как парень хорошо играет!" А Вилли все сделал по-настоящему. Он, как актер, абсолютно не голливудский персонаж. Там у них есть два десятка артистов, которые кочуют из фильма в фильм и играют кто хороших, кто плохих. Другим актерам американцы просто не верят. В России актеры чувствуют себя более свободно. В свое время я предложил Сельянову выдвинуть Виктора Бычкова и Вилли Хапсалло на почетное звание - заслуженный артист России.
- Оригинально!
- Вот и Никита Михалков посчитал мое предложение шуткой. А между тем у Вилли за все время его карьеры только одна-две финские постановки. Все остальные роли он сыграл в российских картинах. Вилли существует в русской культуре. Он, например, сам переводит для собственного спектакля "Анну Каренину". Cамый замечательный писатель для него - Гоголь. Когда я писал пьесу, то роль Василия Ивановича Чапаева я писал на Вилли...
- А что за пьеса?
- Рассказывать о ней не буду. Она не закончена. Меня прервали, вынули, можно сказать, из-за письменного стола, чтобы я ставил "Кукушку".
- Тебя не волнует судьба твоих непоставленных сценариев?
- Что касается сценария "Дом", то права на его постановку находятся у Алексея Учителя. Но он еще не приступал к съемкам.
- Когда же мы увидим "Особенности национальной политики"?
- Это вопрос к Дмитрию Месхиеву, который снимал совсем не тот фильм, на который я рассчитывал, когда писал сценарий. В этой неудаче есть частично и моя вина, потому что я не почувствовал стиль другого режиссера.
- А если придет человек с большой кучей денег и скажет: "Сними еще одну серию о национальной охоте!", ты будешь снимать?
- Нет. Меня даже большие деньги не заинтересуют, хотя их никто и не предлагал. Я не открещиваюсь ни от чего, что было поставлено мною раньше. Но продолжать приключения народных героев не намерен. Публика воспринимает эти картины об охоте и рыбалке не так, как бы мне хотелось. На съемках первого фильма я так всех запутал, что когда Леша Булдаков услышал реакцию зрительного зала, то спросил: "А почему они смеются?" "Охота" - очень трогательный фильм. "Рыбалка" была снята в другой атмосфере, которая ближе к фарсовой. Я бы определил настрой этого фильма словами: "А мы все равно живем!" Ведь тогда было странное ощущение времени. Только-только случился дефолт, который всех нас основательно встряхнул. Я почувствовал это по актерам и постарался все-таки вселить и в них, и в будущих зрителей осторожный оптимизм.
- Твое спокойное мировоззрение выразилось в "Особенностях национальной охоты в зимний период". Там даже китаец возникает. Тебя тянет к восточному образу мыслей?
- У меня с 1985 года лежит сценарий, который называется "Сны о Поднебесной". Сюжет там крутится вокруг отношений студента Сю Цая и заморского дьявола Вань Я, который воспринимается как европеец. Я объединил в одно целое любимую мною восточную прозу и приемы повествования европейского плутовского романа.
- Решил, чем будешь заниматься дальше?
- Я еще не отошел от "Кукушки". Идут премьерные показы, я даю пресс-конференции, чего очень не люблю делать. А работать предпочитаю в комфортной для себя обстановке, когда никто тебя не дергает на проверку субтитров. Наше время - время индивидуумов, которые должны уметь делать все. Вот отменили институт редакторов на киностудиях, и эти функции легли на плечи режиссера.
- А ты можешь прямо сейчас сочинить стихотворение в любимом тобою восточном стиле?
- Давай попробую:
Шум. Бедлам.
Полный шума и ярости.
И я один в одиночестве курю.
А затем Александр и произнес ту самую фразу, что это было его последнее интервью в России. Почему-то захотелось с ним побиться об заклад. Ведь скоро Рогожкин снова встанет за камеру и даст команду "Мотор!", и его снова будут осаждать журналисты.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Его репутация одинаково устойчива и у профессионалов, и у наивной публики, с восторгом принимающей очередную картину о приключениях любителей национальной охоты и рыбалки. Но "Кукушка" оказалась совсем другим фильмом, неожиданным и по жанру, и по сюжету. Получился любовный и человеческий треугольник на фоне трагических событий войны. Серьезных кинокритиков такой поворот в творчестве режиссера не удивил, ибо они помнят, что картины Рогожкина удостаивались главных призов не только на российских фестивалях, но и в Берлине, Карловых Варах, Оберхаузене.
Нынче на "Кукушку" обрушился буквально шквал наград. Сначала - на Московском международном кинофестивале - приз за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и награды ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинопрессы). Затем последовало Гран-при на кинофестивале в Выборге "Окно в Европу". Фильм закуплен для проката в США не самой последней коммерческой структурой под названием Sony Classiсs. И вот картина, которая посвящена событиям Второй мировой войны, вышла на свидание с петербургской публикой.
- Почему ты назвал фильм "Кукушка"?
- Во-первых, все действие картины происходит в лесу. Во-вторых, настоящее имя главной героини в переводе с саамского означает "кукушка". "Кукушками" также называли финских снайперов во время войны. Это название активно использовалось в советской пропаганде во время печально известной советско-финской зимней войны 1939-1940 годов. Так обычно звали снайперов-смертников. Хотя на самом деле это миф. Таких солдат у финнов не было. До сих пор никто из историков, смотревших картину, в том числе и с финской стороны, не опроверг меня.
- Герои картины будто специально оторваны от мира. Они живут себе, поживают, и не знают, что кончилась война...
- Для них такое состояние естественно. Ведь у них на хуторе не было мобильных телефонов, чтобы позвонить и узнать - чем кончилась война. Они существуют в собственной системе координат. Я ничего не выдумывал. На севере не было сплошной линии фронта. Воевали там вдоль дорог. Остальные места непроходимы. Поэтому вполне логично мои герои и оказались так далеко от полосы боевых действий.
- А где проходили съемки?
- Мы снимали фильм именно в тех местах, которые описаны в сценарии. Я старался соблюсти точность во всех деталях, вплоть до знаков отличия на мундирах советского офицера и финского рядового.
- Критики уже начали спор о жанре картины. Как бы ты сам определил его?
- Я хотел снять сагу из жизни саамского хутора, где люди существуют вне их привычного круга. Они возвращаются к самим себе, хотя у каждого из трех главных действующих лиц за плечами своя жизненная ноша. При всей камерности сюжета в "Кукушке" мне очень хотелось рассказать о вещах, важных для всех людей.
- Картину уже поспешили объявить антивоенной и пацифистской....
- Я всегда оставляю подобные термины на совести тех, кто их выдумывает и употребляет. Дело режиссера - ставить фильм, а не объяснять потом в пространных интервью смысл каждого кадра.
- Тебя удивила реакция на картину во время Московского кинофестиваля и в Выборге? Все-таки фестивальная аудитория - это весьма специфическая публика.
- Я стараюсь не обсуждать подобные вещи, как и все полученные награды. Они существуют помимо меня. Хотя и знаю, почему на Московском кинофестивале нам досталось много наград, но не хочу об этом говорить. В Выборге мнение зрителей совпало с мнением жюри, которое очень удивилось, что публика признала "Кукушку" лучшей картиной фестиваля. Однако фестиваль есть фестиваль, и награды на нем зачастую зависят от мнения председателя жюри, от нравственной и эстетической ориентации членов жюри. Я снимаю фильмы для зрителей, а не для членов жюри.
- В твоем творчестве выстраивается некая сквозная тема, если вспомнить фильмы "Караул", "Блокпост" и теперь "Кукушку". А тему я бы назвал "Человек на войне"...
- Меня не интересует война, меня интересует человек. Война - это нечто противоестественное для человека. Поэтому мне и было интересно столкнуть двух людей, которые ощущают себя потенциальными противниками. Даже финал картины я специально оставил открытым, потому что героям фильма придется возвращаться в прежнюю жизнь. Капитан Картузов придет к своим и будет снова арестован по 58-й статье. А финну придется пройти тысячу с лишним километров из Лапландии по непроходимым местам домой. Так что оптимизма в нашей истории не так уж и много.
- Для тебя было сюрпризом, что картину закупили для проката в Америке?
- Мне кажется, что это была приятная неожиданность для продюсера нашей картины Cергея Сельянова.
- Ходят слухи, что прокат в США - первый шаг к номинации на "Оскар"...
- Я в этом ничего не понимаю. Для меня это не более чем премия, которую дают, собравшись вместе, незнакомые мне пять тысяч человек, членов Американской киноакадемии.
- "Охота" и "Рыбалка" имели оглушительный успех в прокате. Ты надеешься на зрительский успех "Кукушки"?
- Для меня успех этой картины очень важен. Потому что мне хочется, чтобы зритель посмотрели на актеров Виктора Бычкова и Вилли Хапсалло совсем другими глазами. Особенно я болею за Вилли, у которого наша российская актерская школа. А сам он - актер просто европейского уровня, хотя звездой себя не считает. Он выпускался из петербургской Театральной академии вместе с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым. В Финляндии нет понятия "звезда", потому что там для этого нет большого пространства. Они там живут себе простой и естественной жизнью. Я роли сочинял конкретно для Виктора Бычкова, играющего Картузова, и Вилли Хапсалло, который стал на экране Вейко.
- Вы будете показывать картину в Финляндии?
- Если финская сторона этого захочет. Ведь наша картина - чисто российская продукция. Мы даже шутили во время съемок, что нашему Вилли надо в Хельсинки поставить памятник рядом с Маннергеймом как самому умному финну, который создал целую галерею образов в русском кино. Он и в картине у нас такой же. У него ситуация, как в романах моего любимого в детстве Жюля Верна: человек, брошенный на произвол судьбы, побеждает обстоятельства.
- Получается какая-то литературная история романтичного героя...
- В фильме у нас есть сцена, когда Вилли выдергивает штык из камня. Он себе все руки в кровь изодрал. Такова суровая правда. Когда мы увидели этот дубль, то хором сказали: "Надо же, как парень хорошо играет!" А Вилли все сделал по-настоящему. Он, как актер, абсолютно не голливудский персонаж. Там у них есть два десятка артистов, которые кочуют из фильма в фильм и играют кто хороших, кто плохих. Другим актерам американцы просто не верят. В России актеры чувствуют себя более свободно. В свое время я предложил Сельянову выдвинуть Виктора Бычкова и Вилли Хапсалло на почетное звание - заслуженный артист России.
- Оригинально!
- Вот и Никита Михалков посчитал мое предложение шуткой. А между тем у Вилли за все время его карьеры только одна-две финские постановки. Все остальные роли он сыграл в российских картинах. Вилли существует в русской культуре. Он, например, сам переводит для собственного спектакля "Анну Каренину". Cамый замечательный писатель для него - Гоголь. Когда я писал пьесу, то роль Василия Ивановича Чапаева я писал на Вилли...
- А что за пьеса?
- Рассказывать о ней не буду. Она не закончена. Меня прервали, вынули, можно сказать, из-за письменного стола, чтобы я ставил "Кукушку".
- Тебя не волнует судьба твоих непоставленных сценариев?
- Что касается сценария "Дом", то права на его постановку находятся у Алексея Учителя. Но он еще не приступал к съемкам.
- Когда же мы увидим "Особенности национальной политики"?
- Это вопрос к Дмитрию Месхиеву, который снимал совсем не тот фильм, на который я рассчитывал, когда писал сценарий. В этой неудаче есть частично и моя вина, потому что я не почувствовал стиль другого режиссера.
- А если придет человек с большой кучей денег и скажет: "Сними еще одну серию о национальной охоте!", ты будешь снимать?
- Нет. Меня даже большие деньги не заинтересуют, хотя их никто и не предлагал. Я не открещиваюсь ни от чего, что было поставлено мною раньше. Но продолжать приключения народных героев не намерен. Публика воспринимает эти картины об охоте и рыбалке не так, как бы мне хотелось. На съемках первого фильма я так всех запутал, что когда Леша Булдаков услышал реакцию зрительного зала, то спросил: "А почему они смеются?" "Охота" - очень трогательный фильм. "Рыбалка" была снята в другой атмосфере, которая ближе к фарсовой. Я бы определил настрой этого фильма словами: "А мы все равно живем!" Ведь тогда было странное ощущение времени. Только-только случился дефолт, который всех нас основательно встряхнул. Я почувствовал это по актерам и постарался все-таки вселить и в них, и в будущих зрителей осторожный оптимизм.
- Твое спокойное мировоззрение выразилось в "Особенностях национальной охоты в зимний период". Там даже китаец возникает. Тебя тянет к восточному образу мыслей?
- У меня с 1985 года лежит сценарий, который называется "Сны о Поднебесной". Сюжет там крутится вокруг отношений студента Сю Цая и заморского дьявола Вань Я, который воспринимается как европеец. Я объединил в одно целое любимую мною восточную прозу и приемы повествования европейского плутовского романа.
- Решил, чем будешь заниматься дальше?
- Я еще не отошел от "Кукушки". Идут премьерные показы, я даю пресс-конференции, чего очень не люблю делать. А работать предпочитаю в комфортной для себя обстановке, когда никто тебя не дергает на проверку субтитров. Наше время - время индивидуумов, которые должны уметь делать все. Вот отменили институт редакторов на киностудиях, и эти функции легли на плечи режиссера.
- А ты можешь прямо сейчас сочинить стихотворение в любимом тобою восточном стиле?
- Давай попробую:
Шум. Бедлам.
Полный шума и ярости.
И я один в одиночестве курю.
А затем Александр и произнес ту самую фразу, что это было его последнее интервью в России. Почему-то захотелось с ним побиться об заклад. Ведь скоро Рогожкин снова встанет за камеру и даст команду "Мотор!", и его снова будут осаждать журналисты.
Сергей ИЛЬЧЕНКО