Город
ВРЕМЯ ЗАКРУЧИВАТЬ ЛАМПОЧКИ
13 сентября
Сразу два депутатских запроса были приняты в среду Законодательным собранием по мотивам публикации автора в "НВ" от 26 июля "Вкручивать лампочки - тоже искусство". К одному из них, направленному Валерием Селивановым, эта публикация приложена, но и содержание второго, направленного лидером "яблочников" Михаилом Амосовым, не оставляет сомнений в том, что депутат самым внимательным образом с ней ознакомился. И если запрос Селиванова (принадлежащего к лагерю сторонников губернатора) составлен в стиле "Уважаемый Владимир Анатольевич, неужели все, что написано в газете, правда?", то Амосов задает весьма неприятные вопросы. Между прочим, очень похожие на те, которые были сформулированы в "НВ".
Кратко напомним предысторию.
В середине июля было подписано соглашение о том, что Гонконгско-Шанхайская банковская корпорация (HSBC) предоставила Санкт-Петербургу крупный кредит - 18 миллионов долларов США. Целью кредита была реализация проекта "Реконструкция систем освещения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".
Кредит был гарантирован (небывалый случай в питерской практике) одним из крупнейших банков США - "Эксимбанком", а сами "энергосберегающие" лампочки - в количестве 362 тысячи штук, - по словам вице-президента "Эксимбанка" Эдуардо Агирре, предполагалось закупать у малого предприятия из Нью-Йорка "Энерджи Смарт".
Простые расчеты, сделанные в "НВ", показывали: стоимость одной лампочки при этом оказывалась равной примерно 50 долларам США. А изготавливать их должны были в Нью-Йорке - заказ заранее был поручен малому предприятию "Энерджи Смарт". Что было очень похоже на прямое нарушение Бюджетного кодекса, требующего, чтобы столь крупные государственные заказы размещались на конкурсной основе.
Наконец, было совершенно непонятно, что помешало заказать нужные лампочки на питерских (и вообще на российских) предприятиях. Российское законодательство прямо говорит: размещать госзаказ за рубежом можно лишь в случае, если подобная продукция не производится в России или ее закупка экономически нецелесообразна. Но, по информации председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Дмитрия Буренина, о том, что у городских властей и городских школ есть такая потребность, питерские производители... вообще не знали. При этом можно предполагать, что заказать у них соответствующие "осветительные приборы" было бы несколько дешевле. Не говоря уже о дополнительных рабочих местах и налогах, которые бы получил город. Да и добавочная зарплата питерским рабочим тоже не помешала бы.
Заметим: не знали о питерском "проекте" и в российской Ассоциации производителей осветительного оборудования, которую, например, при проведении аналогичных работ в школах Москвы привлекали к организации конкурса. Более того, Буренин заверяет, что президент этой ассоциации вообще не смог найти "Энерджи Смарт" в списке мало-мальски известных в мире производителей энергосберегающего оборудования. И остается полной загадкой, что заставило Смольный выбрать этого поставщика. Между тем, согласно распоряжению администрации Санкт-Петербурга от 31 июля № 1292-ра, до 1 сентября 2002 года комитет финансов должен был уже заключить кредитный договор, а комитет по образованию - выступить заказчиком по проекту...
Вот что пишет депутат Амосов губернатору Владимиру Яковлеву:
"Прошу Вас сообщить, проводился ли администрацией Санкт-Петербурга конкурс на размещение соответствующего заказа на изготовление осветительных приборов в школах Санкт-Петербурга? На основании каких критериев выбран подрядчик из Нью-Йорка? Имеются ли в Санкт-Петербурге предприятия, который могли бы выполнить подобный заказ, обращалась ли к ним администрация Санкт-Петербурга и какова была бы стоимость изготовления соответствующих осветительных приборов? Каковы будут расходы на транспортировку изготовленных осветительных приборов из Нью-Йорка в Санкт-Петербург, расходы на уплату налогов и таможенных платежей? Будет ли осуществляться гарантийное обслуживание изготовленных предприятием "Энерджи Смарт" осветительных приборов?"
Кроме этого, депутат просит предоставить ему копию Меморандума о взаимопонимании между администрацией Санкт-Петербурга и "Эксимбанком" (на которую ссылаются в Смольном) и копию кредитного договора. Интересно, что еще написано в меморандуме? Нет ли там обязательств городской администрации взять за рубежом еще какие-нибудь кредиты, разместив соответствующие заказы с целью наиболее эффективной поддержки хиреющей американской промышленности?
Ответы на эти вопросы, скорее всего, заинтересуют не только депутатов, но и КСП, которая в последние недели активно занялась проверкой "истории с лампочками". По мнению Дмитрия Буренина, ущерб, который может быть нанесен городскому бюджету в результате этой операции, составит около 10 миллионов долларов. Любопытно, что КСП не удается найти инициаторов привлечения кредита и привлечения американского производителя. Казалось бы, инициатива должна была исходить от комитета по образованию, но его председатель Татьяна Голубева, по словам Буренина, отказывается от этой чести. Комитет финансов "кивает" куда-то "наверх". А "наверху" пока молчат. Теперь, впрочем, после получения запросов Селиванова и Амосова волей-неволей придется заговорить...
Виктория РАБОТНОВА
Кратко напомним предысторию.
В середине июля было подписано соглашение о том, что Гонконгско-Шанхайская банковская корпорация (HSBC) предоставила Санкт-Петербургу крупный кредит - 18 миллионов долларов США. Целью кредита была реализация проекта "Реконструкция систем освещения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".
Кредит был гарантирован (небывалый случай в питерской практике) одним из крупнейших банков США - "Эксимбанком", а сами "энергосберегающие" лампочки - в количестве 362 тысячи штук, - по словам вице-президента "Эксимбанка" Эдуардо Агирре, предполагалось закупать у малого предприятия из Нью-Йорка "Энерджи Смарт".
Простые расчеты, сделанные в "НВ", показывали: стоимость одной лампочки при этом оказывалась равной примерно 50 долларам США. А изготавливать их должны были в Нью-Йорке - заказ заранее был поручен малому предприятию "Энерджи Смарт". Что было очень похоже на прямое нарушение Бюджетного кодекса, требующего, чтобы столь крупные государственные заказы размещались на конкурсной основе.
Наконец, было совершенно непонятно, что помешало заказать нужные лампочки на питерских (и вообще на российских) предприятиях. Российское законодательство прямо говорит: размещать госзаказ за рубежом можно лишь в случае, если подобная продукция не производится в России или ее закупка экономически нецелесообразна. Но, по информации председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Дмитрия Буренина, о том, что у городских властей и городских школ есть такая потребность, питерские производители... вообще не знали. При этом можно предполагать, что заказать у них соответствующие "осветительные приборы" было бы несколько дешевле. Не говоря уже о дополнительных рабочих местах и налогах, которые бы получил город. Да и добавочная зарплата питерским рабочим тоже не помешала бы.
Заметим: не знали о питерском "проекте" и в российской Ассоциации производителей осветительного оборудования, которую, например, при проведении аналогичных работ в школах Москвы привлекали к организации конкурса. Более того, Буренин заверяет, что президент этой ассоциации вообще не смог найти "Энерджи Смарт" в списке мало-мальски известных в мире производителей энергосберегающего оборудования. И остается полной загадкой, что заставило Смольный выбрать этого поставщика. Между тем, согласно распоряжению администрации Санкт-Петербурга от 31 июля № 1292-ра, до 1 сентября 2002 года комитет финансов должен был уже заключить кредитный договор, а комитет по образованию - выступить заказчиком по проекту...
Вот что пишет депутат Амосов губернатору Владимиру Яковлеву:
"Прошу Вас сообщить, проводился ли администрацией Санкт-Петербурга конкурс на размещение соответствующего заказа на изготовление осветительных приборов в школах Санкт-Петербурга? На основании каких критериев выбран подрядчик из Нью-Йорка? Имеются ли в Санкт-Петербурге предприятия, который могли бы выполнить подобный заказ, обращалась ли к ним администрация Санкт-Петербурга и какова была бы стоимость изготовления соответствующих осветительных приборов? Каковы будут расходы на транспортировку изготовленных осветительных приборов из Нью-Йорка в Санкт-Петербург, расходы на уплату налогов и таможенных платежей? Будет ли осуществляться гарантийное обслуживание изготовленных предприятием "Энерджи Смарт" осветительных приборов?"
Кроме этого, депутат просит предоставить ему копию Меморандума о взаимопонимании между администрацией Санкт-Петербурга и "Эксимбанком" (на которую ссылаются в Смольном) и копию кредитного договора. Интересно, что еще написано в меморандуме? Нет ли там обязательств городской администрации взять за рубежом еще какие-нибудь кредиты, разместив соответствующие заказы с целью наиболее эффективной поддержки хиреющей американской промышленности?
Ответы на эти вопросы, скорее всего, заинтересуют не только депутатов, но и КСП, которая в последние недели активно занялась проверкой "истории с лампочками". По мнению Дмитрия Буренина, ущерб, который может быть нанесен городскому бюджету в результате этой операции, составит около 10 миллионов долларов. Любопытно, что КСП не удается найти инициаторов привлечения кредита и привлечения американского производителя. Казалось бы, инициатива должна была исходить от комитета по образованию, но его председатель Татьяна Голубева, по словам Буренина, отказывается от этой чести. Комитет финансов "кивает" куда-то "наверх". А "наверху" пока молчат. Теперь, впрочем, после получения запросов Селиванова и Амосова волей-неволей придется заговорить...
Виктория РАБОТНОВА