Культура
НЕМЕЦКИЙ ЧЕЛОВЕК В ЦЕНТРЕ ЭРМИТАЖА
17 сентября
А почему бы и не сотрудничать музею с банком, если собрание современного искусства, которым владеет Дойче банк, насчитывает около 50 тысяч экспонатов? Все очень просто: у него более 900 отделений по всему миру, помещений много, места девать некуда, вот и решили его чем-нибудь заполнить. Картинки там повесить, скульптуры расставить, графика всякая, фотографии... так за более чем 20 лет и насобирали коллекцию - от классиков модернизма начала XX века до работ молодых, еще никому неизвестных художников (сейчас банк на 95% покупает именно у молодых талантов, тем самым их поддерживая). На этот счет в банке появились специальные художественные отделы и закупочная комиссия - как в любом уважающем себя музее. Время от времени устраиваются выставки. И не считайте это одним из видов вложения капитала. Капитал, конечно, вкладывается, произведения искусства со временем только дорожают в цене, но торговать своими картинами банк не собирается. А на прямой вопрос, зачем - ну зачем же?! - банку покупать картины (нервы у журналистов не выдерживали), руководитель художественного отдела Дойче банка Ариана Григотайт, улыбаясь, ответила, что искусство помогает коллегам и клиентам лучше понять друг друга и помнить, что деньги не самое главное в жизни. И горька была реплика в зал из уст директора Эрмитажа Михаила Пиотровского: "Да, вот музеи говорят о деньгах, а банки - о духовности..."
Ладно, оставим щекотливую тему денег (особенно чужих денег) в покое и порадуемся тому, что эта выставка приехала именно к нам, причем многие работы впервые покинули пределы банковских помещений. Экспозиция развернута на 3 месяца.
Кроме уже упомянутой Арианы Григотайт организацией выставки занимался руководитель другого художественного отдела Дойче банка Фридхельм Хютте, а со стороны Эрмитажа - ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Борис Асварищ. Поддержку также оказал Немецкий культурный центр им. Гете.
Экспозиция насчитывает более 70 произведений, в основном германских художников. Название выставки не случайно сформулировано на английском языке. По словам Арианы Григотайт, английский язык является характерной чертой XX века, это что-то вроде скобок, в которые взято столетие.
Уже почти стало традицией, заметил Михаил Пиотровский, что выставки в Эрмитаже сопровождаются обширной культурной программой. На этот раз это будет симпозиум "Человек в XX веке", который состоится 17 сентября, и лекция профессора, социолога и общественного критика Ульриха Бека "О диалектике индивидуализации и глобализации современной жизни" (26 сентября, Эрмитажный театр). Немецкий культурный центр им. Гете подготовил ретроспективу немецких фильмов в Эрмитажном лектории (по воскресеньям в 18.00 с 15 сентября по 1 декабря) - от немого шедевра экспрессионизма 1919 года до последних лент прошлых лет.
Итак, человек в центре XX века, человек в центре искусства, просто человек в центре. Первые, кто нас встречают, - слева картина Карла Шмидта-Ротлуфа "Голова девочки", справа картина Эмиля Нольде "Мужчина и женщина". Мужчина, женщина, ребенок, 3 лица крупным планом, 3 пары глаз - глаза девочки обведены черными кругами боли, женщина закрыла глаза, прижавшись к мужчине в поисках защиты. В центре, дальше, находится картина Эрнста Людвига Кирхнера "Вокзал Кенигштейн": дымя, несется поезд, рядом застыл человек, фигура его размыта, лица нет вообще - схематичный овал. Эти знаки - закрытые глаза и схематичность лица - и замечала я, осматривая выставку дальше. Вот "Голова в архитектуре" Лионела Фейнингера - плоскости, углы, линии. Вот скульптура "Беременная" Эрнста Барлаха - женщина целиком завернута в покрывало, глаза прикрыты. Напротив - "Женский торс" Вильгельма Лембрука, античные пропорции, безупречная стать, прикрытые глаза. На картине Карла Хофера "Безработица" у всех до единого серые лица, уголки губ опущены, закрыты глаза. "Голубая дама" Феликса Дрезе - потеки голубой и красной краски, образующие фигуру. Девушка же на картине Иоханнеса Грютцке "В розовом белье" очень тщательно выписана пастелью, но и ее глаза закрыты. "Слепой" Рейнхардта Мухи написан углем на бумаге, напоминающей оберточную, - схематичная фигура, глаза на лице, но они не видят.
Человек боится глядеть вокруг. Художник боится заглянуть в глаза своей модели. Взгляд обращен вовнутрь, зеркало души повернуто к стене - что мы видим там? И стоит при этом человек в центре или нет, оказывается неважным, если он не в силах распахнуть глаза на мир. Или - не хочет видеть этот мир?
Я не настаиваю на том, что мое понимание этой выставки единственно верно, но и натянутым обобщением это не считайте. Так или иначе концепция этой выставки намеренно широка - чтобы вы поставили себя в центр и посмотрели сквозь увеличительное стекло искусства. Эй, человек, ты где? Ты кто?
Надежда ДЕМКИНА
Ладно, оставим щекотливую тему денег (особенно чужих денег) в покое и порадуемся тому, что эта выставка приехала именно к нам, причем многие работы впервые покинули пределы банковских помещений. Экспозиция развернута на 3 месяца.
Кроме уже упомянутой Арианы Григотайт организацией выставки занимался руководитель другого художественного отдела Дойче банка Фридхельм Хютте, а со стороны Эрмитажа - ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Борис Асварищ. Поддержку также оказал Немецкий культурный центр им. Гете.
Экспозиция насчитывает более 70 произведений, в основном германских художников. Название выставки не случайно сформулировано на английском языке. По словам Арианы Григотайт, английский язык является характерной чертой XX века, это что-то вроде скобок, в которые взято столетие.
Уже почти стало традицией, заметил Михаил Пиотровский, что выставки в Эрмитаже сопровождаются обширной культурной программой. На этот раз это будет симпозиум "Человек в XX веке", который состоится 17 сентября, и лекция профессора, социолога и общественного критика Ульриха Бека "О диалектике индивидуализации и глобализации современной жизни" (26 сентября, Эрмитажный театр). Немецкий культурный центр им. Гете подготовил ретроспективу немецких фильмов в Эрмитажном лектории (по воскресеньям в 18.00 с 15 сентября по 1 декабря) - от немого шедевра экспрессионизма 1919 года до последних лент прошлых лет.
Итак, человек в центре XX века, человек в центре искусства, просто человек в центре. Первые, кто нас встречают, - слева картина Карла Шмидта-Ротлуфа "Голова девочки", справа картина Эмиля Нольде "Мужчина и женщина". Мужчина, женщина, ребенок, 3 лица крупным планом, 3 пары глаз - глаза девочки обведены черными кругами боли, женщина закрыла глаза, прижавшись к мужчине в поисках защиты. В центре, дальше, находится картина Эрнста Людвига Кирхнера "Вокзал Кенигштейн": дымя, несется поезд, рядом застыл человек, фигура его размыта, лица нет вообще - схематичный овал. Эти знаки - закрытые глаза и схематичность лица - и замечала я, осматривая выставку дальше. Вот "Голова в архитектуре" Лионела Фейнингера - плоскости, углы, линии. Вот скульптура "Беременная" Эрнста Барлаха - женщина целиком завернута в покрывало, глаза прикрыты. Напротив - "Женский торс" Вильгельма Лембрука, античные пропорции, безупречная стать, прикрытые глаза. На картине Карла Хофера "Безработица" у всех до единого серые лица, уголки губ опущены, закрыты глаза. "Голубая дама" Феликса Дрезе - потеки голубой и красной краски, образующие фигуру. Девушка же на картине Иоханнеса Грютцке "В розовом белье" очень тщательно выписана пастелью, но и ее глаза закрыты. "Слепой" Рейнхардта Мухи написан углем на бумаге, напоминающей оберточную, - схематичная фигура, глаза на лице, но они не видят.
Человек боится глядеть вокруг. Художник боится заглянуть в глаза своей модели. Взгляд обращен вовнутрь, зеркало души повернуто к стене - что мы видим там? И стоит при этом человек в центре или нет, оказывается неважным, если он не в силах распахнуть глаза на мир. Или - не хочет видеть этот мир?
Я не настаиваю на том, что мое понимание этой выставки единственно верно, но и натянутым обобщением это не считайте. Так или иначе концепция этой выставки намеренно широка - чтобы вы поставили себя в центр и посмотрели сквозь увеличительное стекло искусства. Эй, человек, ты где? Ты кто?
Надежда ДЕМКИНА