Северо-Запад
ЯН ВЫШАТИЧ - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ?
18 сентября
"На Софонтее во дворе голову убиле. А и кхъ бе взвесте неть. А живот взяле..." - с подобного сообщения начинается всякое расследование. Разница с современными протоколами и осмотрами места происшествия в том, пожалуй, что это сообщение оставлено было на бересте. Берестяная грамота - с поврежденным и нечитаемым началом - была найдена новгородской археологической экспедицией в слоях начала XV века.
Необходимо напомнить, что "головой" на Руси называли убитого человека, а "головник" означало "убийца". Отсюда и происходит современный термин "уголовное право" - такое разъяснение дает академик Валентин Янин, публикуя вместе с этой грамотой, названной "полицейским донесением", ее литературное изложение: "На Софонтьеве дворе обнаружен неопознанный и ограбленный труп..."
И все же берестяной полицейский протокол, возможно, окажется не единственным и даже не самым древним документом, дающим представление о следствии в его древнерусском варианте.
Возможно, подойдет известное по "Повести временных лет" событие, связанное с тюремным заключением (говоря современным языком) князя Судислава, сына Владимира Старого.
Но о том, как и почему оказался Судислав в порубе-тюрьме, в самом завершении статьи 1036 года лишь то, что: "В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове - был тот оклеветан перед ним". Интересующие нас сведения о самой процедуре следствия, хотя бы в самых общих чертах, в этом летописном эпизоде отсутствуют.
А вот позднее можно в "Повести..." обнаружить следующее. В 1071 году, как о том рассказывает летописец, воевода Ян, сын Вышаты, был на Белоозере, когда "поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже много жен по Волге и Шексне и пришли сюда". Далее следует описание, как Ян Вышатич вел розыск и захват этих кудесников (волхвов). И его подвиги при этом.
И далее описывается следствие. Первый вопрос, который был задан Яном волхвам, когда те были захвачены: "Чего ради погубили столько людей?" Ответ: "Они держат запасы, и если истребим их, будет изобилие..." Прежде Ян уже установил, как действовали волхвы. Они показательно, перед публикой (летописец отмечает - "мороча людей") прорезали на спине одежду ("прорезали за плечами") и "вынимали оттуда либо жито, либо рыбу" - продукты, которые якобы прятали эти люди. Можно сказать, что все это, а также то, что людей (жен) после этого убивали, а имущество их волхвы забирали, было Яном установлено по свидетельским показаниям.
Волхвы же, отвечая перед Яном, продолжали: "...если хочешь, мы пред тобою вынем жито, или рыбу, или что другое". Ян же сказал: "Поистине ложь это; сотворил Бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего..." Волхвы возразили: "Мы знаем, как человек сотворен". Тогда Ян спросил: "Как?"
Ответ: "Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу".
Вопрос: "Какому богу веруете?".
Ответ: "Антихристу".
Вопрос: "Где же он?"
Ответ: "Сидит в бездне".
"Какой же это бог, коли сидит в бездне? - сказал им Ян Вышатич, - Это бес, а Бог на небесах, восседает на престоле, славимый ангелами..."
Волхвы продолжали настаивать на своем: "Говорят нам боги: не можешь нам сделать ничего!"
"Лгут вам боги", - сказал Ян и "повелел бить их и выдергивать им бороды". Затем, "когда их били и выдергивали расщепом бороды", спросил их Ян: "Что же вам молвят боги?"
Ответ: "Встать нам перед Святославом". На это Ян повелел "привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними".
Заключительную часть летописец передает так: "Остановились на устье Шексны, и сказал им Ян: "Что же вам теперь боги молвят?" Они же сказали: "Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя". И сказал им Ян: "Вот это-то они вам правду поведали".
На этом следствие вполне можно считать оконченным. Далее наступила стадия определения меры вины и выбора вида наказания.
Рассказ о белоозерских волхвах не единственный в "Повести...". Есть также летописный рассказ о посещении кудесника новгородцем и рассказ о появлении волхва в Новгороде при князе Глебе. Все они под 1071 годом, но, как разъясняет Дмитрий Лихачев, "не потому, что все они описывают события, случившиеся в 1071 г., а потому, что летописец в нравоучительных целях решил сосредоточить в одном месте все рассказы о волхвах". То есть события приурочены к данному году искусственно, а год выбран произвольно.
Условность есть и в другом. Вряд ли случай Яна - единственное следственное событие тех времен. То, что описаний не обнаружено, не следует принимать за утверждение, что таких событий не было. Причем среди них могли быть следствия более интересные, нежели изложенное. И не только по "делу волхвов Белоозера", но и по каким-то другим.
Таким образом, на основании исторического материала можно проследить истоки следственного управления как нашего питерского ГУВД, так и других регионов Северо-Запада.
Вчера в УВД Псковской области состоялась презентация книги "Очерки истории милиции земли Псковской". В ней собраны очерки и статьи, документы XVIII - XX веков, биографии значимых в истории псковской милиции людей. Книга приурочена к 200-летию МВД и к 1100-летию Пскова, которое будет отмечаться в будущем году. Пять глав книги охватывают всю историю Псковщины со времен княгини Ольги.
Константин МИХАЙЛОВ
Необходимо напомнить, что "головой" на Руси называли убитого человека, а "головник" означало "убийца". Отсюда и происходит современный термин "уголовное право" - такое разъяснение дает академик Валентин Янин, публикуя вместе с этой грамотой, названной "полицейским донесением", ее литературное изложение: "На Софонтьеве дворе обнаружен неопознанный и ограбленный труп..."
И все же берестяной полицейский протокол, возможно, окажется не единственным и даже не самым древним документом, дающим представление о следствии в его древнерусском варианте.
Возможно, подойдет известное по "Повести временных лет" событие, связанное с тюремным заключением (говоря современным языком) князя Судислава, сына Владимира Старого.
Но о том, как и почему оказался Судислав в порубе-тюрьме, в самом завершении статьи 1036 года лишь то, что: "В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове - был тот оклеветан перед ним". Интересующие нас сведения о самой процедуре следствия, хотя бы в самых общих чертах, в этом летописном эпизоде отсутствуют.
А вот позднее можно в "Повести..." обнаружить следующее. В 1071 году, как о том рассказывает летописец, воевода Ян, сын Вышаты, был на Белоозере, когда "поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже много жен по Волге и Шексне и пришли сюда". Далее следует описание, как Ян Вышатич вел розыск и захват этих кудесников (волхвов). И его подвиги при этом.
И далее описывается следствие. Первый вопрос, который был задан Яном волхвам, когда те были захвачены: "Чего ради погубили столько людей?" Ответ: "Они держат запасы, и если истребим их, будет изобилие..." Прежде Ян уже установил, как действовали волхвы. Они показательно, перед публикой (летописец отмечает - "мороча людей") прорезали на спине одежду ("прорезали за плечами") и "вынимали оттуда либо жито, либо рыбу" - продукты, которые якобы прятали эти люди. Можно сказать, что все это, а также то, что людей (жен) после этого убивали, а имущество их волхвы забирали, было Яном установлено по свидетельским показаниям.
Волхвы же, отвечая перед Яном, продолжали: "...если хочешь, мы пред тобою вынем жито, или рыбу, или что другое". Ян же сказал: "Поистине ложь это; сотворил Бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего..." Волхвы возразили: "Мы знаем, как человек сотворен". Тогда Ян спросил: "Как?"
Ответ: "Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу".
Вопрос: "Какому богу веруете?".
Ответ: "Антихристу".
Вопрос: "Где же он?"
Ответ: "Сидит в бездне".
"Какой же это бог, коли сидит в бездне? - сказал им Ян Вышатич, - Это бес, а Бог на небесах, восседает на престоле, славимый ангелами..."
Волхвы продолжали настаивать на своем: "Говорят нам боги: не можешь нам сделать ничего!"
"Лгут вам боги", - сказал Ян и "повелел бить их и выдергивать им бороды". Затем, "когда их били и выдергивали расщепом бороды", спросил их Ян: "Что же вам молвят боги?"
Ответ: "Встать нам перед Святославом". На это Ян повелел "привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними".
Заключительную часть летописец передает так: "Остановились на устье Шексны, и сказал им Ян: "Что же вам теперь боги молвят?" Они же сказали: "Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя". И сказал им Ян: "Вот это-то они вам правду поведали".
На этом следствие вполне можно считать оконченным. Далее наступила стадия определения меры вины и выбора вида наказания.
Рассказ о белоозерских волхвах не единственный в "Повести...". Есть также летописный рассказ о посещении кудесника новгородцем и рассказ о появлении волхва в Новгороде при князе Глебе. Все они под 1071 годом, но, как разъясняет Дмитрий Лихачев, "не потому, что все они описывают события, случившиеся в 1071 г., а потому, что летописец в нравоучительных целях решил сосредоточить в одном месте все рассказы о волхвах". То есть события приурочены к данному году искусственно, а год выбран произвольно.
Условность есть и в другом. Вряд ли случай Яна - единственное следственное событие тех времен. То, что описаний не обнаружено, не следует принимать за утверждение, что таких событий не было. Причем среди них могли быть следствия более интересные, нежели изложенное. И не только по "делу волхвов Белоозера", но и по каким-то другим.
Таким образом, на основании исторического материала можно проследить истоки следственного управления как нашего питерского ГУВД, так и других регионов Северо-Запада.
Вчера в УВД Псковской области состоялась презентация книги "Очерки истории милиции земли Псковской". В ней собраны очерки и статьи, документы XVIII - XX веков, биографии значимых в истории псковской милиции людей. Книга приурочена к 200-летию МВД и к 1100-летию Пскова, которое будет отмечаться в будущем году. Пять глав книги охватывают всю историю Псковщины со времен княгини Ольги.
Константин МИХАЙЛОВ