Общество

РЕКТОРЫ НЕ ПОТЕРЯЮТ АВТОРИТЕТ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОТМЕНЯТ "РЕКТОРСКИЕ СПИСКИ"

21 сентября
- Виктор Александрович, насколько, на ваш взгляд, общество сегодня ориентируется в переменах, которые происходят в системе образования? Достаточно ли информации получают абитуриенты, родители, педагоги?
- Те, кого действительно интересуют эти проблемы, могут найти нужную информацию в интернете - на сайтах Министерства образования. Регулярно появляются и материалы в СМИ. Но, судя по вопросам, которые нам чаще всего задают, большая часть населения сводит модернизацию к двенадцатилетке, а это сегодня не самый первый вопрос.
Словом, информации катастрофически не хватает, значит, нужно больше работать со средствами массовой информации.
- Эксперимент по единому государственному экзамену проходит уже два года. Какие наиболее актуальные проблемы образования он помог выявить?
- Первое, что стало очевидным при проведении единого государственного экзамена: не все дети осваивают школьную программу даже на уровне минимальных требований. Если бы оценки ставили честно, то "двоек" было бы не меньше десяти процентов. Так что ЕГЭ позволил объективно взглянуть на качество школьного образования.
Стала очевидной и проблема стыка среднего и высшего образования, связанная с правилами поступления в вузы. Например, на федеральном уровне не регламентируются правила проведения апелляции. Эту ситуацию необходимо изменить. Другой пример: многие вузы устанавливают такие сроки приема документов, при которых иногородние абитуриенты просто не успевают их подать. Так, в этом году некоторые высшие учебные заведения закончили прием заявлений не 15-го, а... 2 июля.
Наконец, выяснилось, что серьезной проблемой является само содержание школьного образования. Раньше это было исключительно делом методистов. Зато стоило лишь опубликовать контрольно-измерительные материалы, как тут же начались жесткие споры и обвинения: что это вы у детей спрашиваете?! Откуда они могут все это знать?! А ведь мы спрашиваем только то, что есть в учебниках. Поэтому еще один важный результат эксперимента - привлечение внимания общественности к вопросу: чему учат в школе.
- Между тем у идеи ЕГЭ очень много противников. С самого начала непримиримую позицию заняли ректоры. Изменилось ли сегодня их отношение к единому государственному экзамену?
- Вообще, у единого государственного экзамена три группы противников. Во-первых, учителя: если раньше они сами оценивали свой труд, принимая у ребят экзамены, то ЕГЭ - это публичная оценка их работы.
Вторая группа - это люди, которые построили бизнес вокруг поступления в вузы. Это не ректорский корпус, а теневики, работающие с очень серьезным финансовым потоком. Репетиторы, которые берут 100 долларов в час не потому, что хорошо учат математике, а потому, что имеют связи в приемной комиссии. Фиктивные вузы, умудрившиеся получить аккредитацию и принимающие молодых людей, которые платят не за образование, а за возможность не служить в армии. Наконец, целые банды авантюристов: в прошлом году мы столкнулись с ситуацией, когда вступительные экзамены сдавали не абитуриенты, а похожие на них студенты-отличники.
Ну а третья группа противников действительно ректоры. Они считают, что ЕГЭ - это унифицированная форма отбора, не позволяющая оценить степень одаренности каждого абитуриента. Но ведь когда в вузе конкурс пять человек на место и все сдают экзамен в один день, члены приемной комиссии тоже не успевают разглядеть таланты. Большинство вузов уже и так, не дожидаясь ЕГЭ, ввело письменные экзамены - более объективные, чем устные.
Впрочем, упрек ректоров мы принимаем и резко расширяем число участников олимпиад, которые смогут поступать в вузы без экзаменов. Олимпиада, пожалуй, самый справедливый способ выявить наиболее талантливых ребят. И для вуза победа абитуриента в предметной олимпиаде может служить лучшей рекомендацией. А для школьников такие интеллектуальные состязания - замечательная возможность проявить себя, оценить свои возможности, победить в честной борьбе.
Недовольство ректоров связано и с опасением, что вузы потеряют средства, которые прежде зарабатывали на всевозможных подготовительных курсах. Но мы считаем, что эти курсы нужно просто переориентировать. Почему ребенок должен учить математику именно в том вузе, куда собирается поступать? Разве формулы и алгоритмы везде разные? Нужно не "натаскивать" на сдачу экзаменов в конкретном вузе, а повышать культуру учащихся в области физики, математики, химии и других дисциплин.
Я не думаю, что высшие учебные заведения потеряют деньги, но им предстоит большая работа, чтобы переориентировать подготовительные курсы. Кстати, некоторые вузы уже занимаются этим.
В едином государственном экзамене ректоры видят и другую угрозу: никто не хочет потерять возможность оказывать услуги важным людям. В мае-июне ректоры - самые нужные и значимые люди в любом городе. Но в регионах, где прошел эксперимент по ЕГЭ, ректоры, напротив, активно пропагандируют это начинание. Они не потеряли свой авторитет, просто теперь помогают знакомым за год до экзаменов - находят хороших репетиторов, советуют эффективные подготовительные курсы. В Петербурге некоторые вузы, такие как Электротехнический, Педагогический, Гидрометеорологический университеты, тоже начали принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Очевидно, ректоры этих вузов не боятся потерять свой статус.
- Творческие и спортивные вузы все равно будут проводить дополнительные испытания для абитуриентов, и это не вызывает дискуссий. Но на право вводить дополнительные экзамены рассчитывают и руководители наиболее престижных вузов. Каким образом будут выбраны эти учебные заведения?
- Мы действительно допускаем возможность дополнительных испытаний на элитные специальности в элитных вузах. Но даже если вуз будет признан элитным, то далеко не все специальности попадут в список. Например, в Техническом университете им. Баумана элитными будут названы только инженерные, а не экономические специальности.
- Кто будет принимать дополнительные экзамены? Если отдать это право на откуп вузу, то единый государственный экзамен теряет смысл и мы вновь возвращаемся к разговору о блате и мафии. Один из идеологов модернизации образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сказал в интервью нашей газете, что на всю страну наверняка можно найти десяток честных людей, которые войдут в независимые комиссии и смогут отобрать самых-самых для элитных вузов.
- Как будут формироваться эти комиссии, мы еще будем обсуждать. Но одним из вариантов таких дополнительных испытаний могут стать те же олимпиады для школьников. Победа на олимпиаде плюс очень высокий результат ЕГЭ - уверяю вас, таких ребят будет немного. Ну а если уж и в олимпиадах не участвовал, и баллов на едином экзамене набрал мало - говорить не о чем.
- Кстати, в Петербурге родилась идея создать олимпиадный центр для поиска и поддержки одаренных детей. Инициатива принадлежит Межрегиональной ассоциации дополнительного образования, а Институт точной механики и оптики готов взять на себя техническое обеспечение. Даже есть первый опыт: олимпиады для ребят, которые не участвуют в обычных олимпиадах - школьники закрытых административно-территориальных объединений, отдаленных военных городков и гарнизонов. Такой олимпиадный центр позволил бы обеспечить действительно равные стартовые возможности ребятам из всех регионов России.

- Знаете, это очень интересное предложение, и мы его учтем при реорганизации системы олимпиад в нашей стране.
- Чтобы избавить родителей от необходимости оплачивать репетиторов и предоставить всем детям действительно равные возможности для поступления в вуз, планируется ввести систему профильных старших классов. Идея замечательная, но для этого нужно подготовить учителей.
- Действительно, математика в профильном классе должна отличаться от базового курса, так же как и преподавание литературы в гуманитарном и физико-математическом классах будет разным. Будущего инженера не обязательно учить литературоведческому анализу, но привить ему вкус к литературе, воспитать культуру читателя нужно обязательно.
Разумеется, педагогов к этому необходимо готовить. Будем для этого работать с педагогическими вузами и классическими университетами. Однако планируется подготовка не только учителей, но и управленцев, потому что новые формы работы потребуют от них решения непростых организационных задач.
- Виктор Александрович, в системе образования приживается с трудом и такое понятие, как "государственный заказ". В высших учебных заведениях считают, что госзаказ приведет к сокращению бюджетных мест и к закрытию части вузов. Насколько обоснованы такие опасения?
- Государственный заказ отличается от заказа конкретного работодателя. Заявки предприятий и организаций будут использоваться, но не станут единственным основанием для госзаказа. Обязательно нужно учитывать региональный аспект: нельзя всех юристов готовить только в Москве или Санкт-Петербурге. Кстати, на подготовку юристов бюджетные средства получат отдельные вузы, остальные могут учить всех желающих за деньги.
Во многих странах существуют четкие нормативы: сколько на десять тысяч человек нужно юристов, врачей, бухгалтеров. Определение: сколько и каких специалистов нужно нашей стране - серьезный и сложный вопрос. Вообще, это задача Министерства труда и социального развития и Министерства экономики. Но они не берут на себя эту работу, и ее делаем мы.
- Возможно, выбирая, кому на бюджетной основе доверить подготовку специалистов, Министерство образования будет прежде всего оценивать качество образования, которое может гарантировать тот или иной вуз. Какие критерии оценки качества образования вы считаете наиболее объективными?
- Первый критерий: как выпускники чувствуют себя на рынке труда. Причем речь может идти не только об успехах в узкопрофессиональной области. Любой вуз гордится выпускниками, ставшими известными политиками, успешными бизнесменами, нобелевскими лауреатами.
Второй критерий - оценка вуза обществом. Мы ведь все понимаем, кто чего стоит. И этот критерий используется сегодня очень активно, например, работодатели в объявлениях о вакансиях пишут, выпускников каких вузов они рады у себя видеть. Остальных просят не беспокоиться.
- Виктор Александрович, на ваш взгляд, можно ли говорить сегодня о создании единого образовательного пространства в России? Ведь интересный педагогический опыт есть не только в Москве и Петербурге, но и в регионах. Однако у провинциальных городов гораздо меньше возможностей распространить свой опыт. Как изучается и популяризируется такой опыт?
- На самом деле сегодня происходит депровинциализация регионов. Если раньше победителями олимпиад были московские и петербургские школьники, то теперь - дети из поселков. Гранты стали выигрывать педагоги из всех регионов России, из самых маленьких городков. Многие совещания Министерства образования проходят в регионах - и руководители местных школ и вузов являются основными докладчиками, делятся опытом.
Но ведь и в Санкт-Петербурге интересный опыт не очень раскручен. Значит, нужно обязательно подключать к работе средства массовой информации.
Шекия АБДУЛЛАЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь