Северо-Запад
МОНАСТЫРЬ, КОТОРЫЙ ОХРАНЯЮТ БОБРЫ
02 октября
Собственно, никто не знает, когда точно была основана обитель. 1582 год лишь первое известное упоминание в описи обителей. Это в 75 верстах от Петрозаводска, не так далеко в масштабах Карелии с ее расстояниями, в окрестностях старинного села Ладва. Но добраться до Яшезера не так-то просто - есть участок пути непроезжего, разбитого тяжелыми лесовозами. Когда-то эта дорога была вымощена булыжниками, но многотонные машины вдавили камни в грунт. Но когда все же доберешься до берега озера - увидишь на другом берегу белый храм, отражающийся в воде, как в зеркале. Есть и прямой путь к монастырю, но сейчас он блокирован. Объект, как считается, охраняется государством. Но не оно выставило блокпосты на подходах к остаткам древних стен и преградило дорогу всевозможным Васям, которые "здесь были". Просто бобры устроили запруду между двумя озерами. Верующие видят в этом некий перст судьбы. И укор людям.
...Мы в Вепсском краю среди золотой осени, среди старинных высоких изб. В Шокше - месте, где добывается кварцит, иначе известный под именем порфира. Уникальный материал, использовавшийся при отделке и Исаакия, и Мавзолея. "Каменное" производство расположено в недействующей церкви. Здесь, в Шокше, родился вепс, вошедший в святцы под именем Ионы Вышезерского. Маленький вепсский народ, который часто называют "языческим", дал миру двух почитаемых святых - Александра Свирского и преподобного Иону. Кстати, Александр Свирский был духовным наставником Ионы.
Место, где Иона основал монастырь, было выбрано не по удобству расположения, а по иным мотивам - прежде здесь было языческое капище. Считается, что таким образом была засвидетельствована победа православной веры над язычеством. Преподобного иногда называют "вепсским апостолом": он нес служение среди своего народа, укрепляя в нем христианскую веру. Жизнь его была трудна: зимы долгие, почва скудная, ко всему прочему летом обилие мошки и гнуса - часа не простоишь с открытым лицом, просто глаза окажутся съеденными... Согласно житию, Иона отличался немыслимым трудолюбием. Сам изготавливал посуду для братии, сам прокопал канаву между озерами, чтобы сподручнее было ловить рыб. Ездил на лошади с кожаными мешками, добывая все нужное для монастыря. Эти мешки долго хранились в обители.
А когда получил от Бога известие о дате своей кончины, удалился в пещерку в двух километрах от монастыря, там и умер. Было ему более 100 лет. Эта пещерка есть и по сей день, и ее местоположение известно только здешнему лесничему.
Дальнейшая история монастыря трудна и славна. Помогали ему царственные особы. Сами монахи возделывали поля, мололи на мельнице муку, пекли хлебы. Постепенно выстроили храмы - церковь Благовещения (1675) и храм Преображения Господня (1853, над гробницей преподобного). Иеромонах Нафанаил рапортовал Олонецкому архиепископу в 1854 году о "великолепном украшении обители Яшезерской". За счет петербург-ского благотворителя и по его заказу были сделаны иконы для трехъ-ярусного иконостаса. Жертвователями были и именитые купцы, и простые окрестные жители - например, из Ладвы привели корову...
А потом... В 1918 году монахи были расстреляны. И началось запустение монастыря. А потом разорение. Анатолий Петрович Анисимов (он и его жена, обоим под 80 - единственные жители брошенной деревеньки на берегу Яшезера) вспоминает: "Финны здесь были - монастырь не трогали. А наш Иван пришел и все порушил". Он помнит, как колхозные начальники самолично расправлялись с древними стенами. Тем не менее стены сохранились по всему периметру - где-то больше, где-то их почти совсем не видно в траве и крапиве. Это только издали дивное белое видение. А вблизи - руины, размываемый дождями раствор между кирпичами, граффити на стенах (самый ранний из различимых "автографов" датирован 1957 годом), каменная груда на месте алтаря. И прекрасная, нарушаемая лишь криками птиц и изредка плеском весел тишина. Умиротворенный покой.
Два года назад в семнадцати километрах отсюда, в вепсском Шелтозере, был возрожден церковный приход, руководимый иеромонахом о. Досифеем. "Такова воля Бога. Я не имею отношения к этому замечательному народу, я родился и вырос в Петербурге", - говорит куратор проекта восстановления обители, подворьем которой назначена шелтозерская церковь. О. Досифей (простите за каламбур) бьет во все колокола: "Монастырь уже исчерпал все лимиты ожидания, через десять лет мы придем сюда - и уже не увидим ничего. Видите там, в траве? Если присмотреться, это ОСТАТКИ РУИН деревянной церкви. Я не хочу, чтобы на всей этой территории стало так..." Вместе с тем и ему, и епархии, и карельским властям понятно, что сейчас, в ближайшее время, восстановление обители невозможно: в бюджете республики и у православной паствы нет таких денег. В конце концов, нужно платить врачам, учителям, разбираться с ЖКХ, а в доме у старичков Анисимовых нет света, не говоря о газе, им негде купить хлеба и не вызвать "скорую"... Да и сколько разоренных алтарей, церквушек, часовенок по всей Карелии... Нет таких денег. Но и невозможно, чтобы пропало, исчезло это чудо. Пока можно мечтать разве что о консервации памятника, чтобы не растерзали его до клочьев и пыли дожди и снега. К слову, многие в Петрозаводске вообще были уверены, что от Ионо-Яшезерского монастыря и вовсе ничего не осталось. Только когда Минпечати Карелии организовало два пресс-тура для журналистов (во втором из них принял участие на днях и корреспондент "НВ") в рамках программы "Карелия православная", в том числе и в Шокшу, Шелтозеро, Ионо-Яшезерский монастырь - стало широко известно, что есть еще, что спасать. Между прочим, в ходе путешествий было замечено, что на пути к преподобному Ионе поначалу, как нарочно, случались всякие препятствия (то дождь стеной, то у "Газели" мотор забарахлил), но зато, приближаясь к цели, люди впадали в невероятно легкое, невесомое состояние. Отец Досифей рассказывает, как летом вдоль дороги буквально свисали гроздьями ягоды лесной земляники, как бросались на берегу в объятия необыкновенно добрые и ласковые собаки... Здесь хорошо.
А пока... Накануне 5 октября приход заказал типографии книгу о преподобном Ионе, об истории монастыря - со старинными и современными фотографиями - тиражом всего в 500 экземпляров. И еще позавчера, когда я уезжала из Карелии, тираж не был выкуплен из типографии: те, кто обещал помочь, исчезли с горизонта. А у прихода необходимых 23 тысяч рублей (46 рублей за книжку) просто не было, его ежемесячный доход - 800 рублей.
Впрочем, иеромонах Досифей не унывал: "Я привык к тому, что помощь приходит в последний момент. Когда мы сами не справляемся, Господь приходит к нам на помощь..."
В Шелтозерской церкви сейчас находится новонаписанный образ преподобного Ионы. Икона была восстановлена со старинной фотографии на Валаамском подворье Санкт-Петербурга и особо чтится в Вепсском крае. До сих пор считалось, что старинных икон не сохранилось. Однако вот какое совпадение: за день до нашей поездки к обители пришло в Петрозаводск электронное письмо из Финляндии - там нашли старинную икону Ионы Яшезерского... Или, как говорит отец Досифей, "в духовной жизни не бывает совпадений"?
Светлана ГАВРИЛИНА
...Мы в Вепсском краю среди золотой осени, среди старинных высоких изб. В Шокше - месте, где добывается кварцит, иначе известный под именем порфира. Уникальный материал, использовавшийся при отделке и Исаакия, и Мавзолея. "Каменное" производство расположено в недействующей церкви. Здесь, в Шокше, родился вепс, вошедший в святцы под именем Ионы Вышезерского. Маленький вепсский народ, который часто называют "языческим", дал миру двух почитаемых святых - Александра Свирского и преподобного Иону. Кстати, Александр Свирский был духовным наставником Ионы.
Место, где Иона основал монастырь, было выбрано не по удобству расположения, а по иным мотивам - прежде здесь было языческое капище. Считается, что таким образом была засвидетельствована победа православной веры над язычеством. Преподобного иногда называют "вепсским апостолом": он нес служение среди своего народа, укрепляя в нем христианскую веру. Жизнь его была трудна: зимы долгие, почва скудная, ко всему прочему летом обилие мошки и гнуса - часа не простоишь с открытым лицом, просто глаза окажутся съеденными... Согласно житию, Иона отличался немыслимым трудолюбием. Сам изготавливал посуду для братии, сам прокопал канаву между озерами, чтобы сподручнее было ловить рыб. Ездил на лошади с кожаными мешками, добывая все нужное для монастыря. Эти мешки долго хранились в обители.
А когда получил от Бога известие о дате своей кончины, удалился в пещерку в двух километрах от монастыря, там и умер. Было ему более 100 лет. Эта пещерка есть и по сей день, и ее местоположение известно только здешнему лесничему.
Дальнейшая история монастыря трудна и славна. Помогали ему царственные особы. Сами монахи возделывали поля, мололи на мельнице муку, пекли хлебы. Постепенно выстроили храмы - церковь Благовещения (1675) и храм Преображения Господня (1853, над гробницей преподобного). Иеромонах Нафанаил рапортовал Олонецкому архиепископу в 1854 году о "великолепном украшении обители Яшезерской". За счет петербург-ского благотворителя и по его заказу были сделаны иконы для трехъ-ярусного иконостаса. Жертвователями были и именитые купцы, и простые окрестные жители - например, из Ладвы привели корову...
А потом... В 1918 году монахи были расстреляны. И началось запустение монастыря. А потом разорение. Анатолий Петрович Анисимов (он и его жена, обоим под 80 - единственные жители брошенной деревеньки на берегу Яшезера) вспоминает: "Финны здесь были - монастырь не трогали. А наш Иван пришел и все порушил". Он помнит, как колхозные начальники самолично расправлялись с древними стенами. Тем не менее стены сохранились по всему периметру - где-то больше, где-то их почти совсем не видно в траве и крапиве. Это только издали дивное белое видение. А вблизи - руины, размываемый дождями раствор между кирпичами, граффити на стенах (самый ранний из различимых "автографов" датирован 1957 годом), каменная груда на месте алтаря. И прекрасная, нарушаемая лишь криками птиц и изредка плеском весел тишина. Умиротворенный покой.
Два года назад в семнадцати километрах отсюда, в вепсском Шелтозере, был возрожден церковный приход, руководимый иеромонахом о. Досифеем. "Такова воля Бога. Я не имею отношения к этому замечательному народу, я родился и вырос в Петербурге", - говорит куратор проекта восстановления обители, подворьем которой назначена шелтозерская церковь. О. Досифей (простите за каламбур) бьет во все колокола: "Монастырь уже исчерпал все лимиты ожидания, через десять лет мы придем сюда - и уже не увидим ничего. Видите там, в траве? Если присмотреться, это ОСТАТКИ РУИН деревянной церкви. Я не хочу, чтобы на всей этой территории стало так..." Вместе с тем и ему, и епархии, и карельским властям понятно, что сейчас, в ближайшее время, восстановление обители невозможно: в бюджете республики и у православной паствы нет таких денег. В конце концов, нужно платить врачам, учителям, разбираться с ЖКХ, а в доме у старичков Анисимовых нет света, не говоря о газе, им негде купить хлеба и не вызвать "скорую"... Да и сколько разоренных алтарей, церквушек, часовенок по всей Карелии... Нет таких денег. Но и невозможно, чтобы пропало, исчезло это чудо. Пока можно мечтать разве что о консервации памятника, чтобы не растерзали его до клочьев и пыли дожди и снега. К слову, многие в Петрозаводске вообще были уверены, что от Ионо-Яшезерского монастыря и вовсе ничего не осталось. Только когда Минпечати Карелии организовало два пресс-тура для журналистов (во втором из них принял участие на днях и корреспондент "НВ") в рамках программы "Карелия православная", в том числе и в Шокшу, Шелтозеро, Ионо-Яшезерский монастырь - стало широко известно, что есть еще, что спасать. Между прочим, в ходе путешествий было замечено, что на пути к преподобному Ионе поначалу, как нарочно, случались всякие препятствия (то дождь стеной, то у "Газели" мотор забарахлил), но зато, приближаясь к цели, люди впадали в невероятно легкое, невесомое состояние. Отец Досифей рассказывает, как летом вдоль дороги буквально свисали гроздьями ягоды лесной земляники, как бросались на берегу в объятия необыкновенно добрые и ласковые собаки... Здесь хорошо.
А пока... Накануне 5 октября приход заказал типографии книгу о преподобном Ионе, об истории монастыря - со старинными и современными фотографиями - тиражом всего в 500 экземпляров. И еще позавчера, когда я уезжала из Карелии, тираж не был выкуплен из типографии: те, кто обещал помочь, исчезли с горизонта. А у прихода необходимых 23 тысяч рублей (46 рублей за книжку) просто не было, его ежемесячный доход - 800 рублей.
Впрочем, иеромонах Досифей не унывал: "Я привык к тому, что помощь приходит в последний момент. Когда мы сами не справляемся, Господь приходит к нам на помощь..."
В Шелтозерской церкви сейчас находится новонаписанный образ преподобного Ионы. Икона была восстановлена со старинной фотографии на Валаамском подворье Санкт-Петербурга и особо чтится в Вепсском крае. До сих пор считалось, что старинных икон не сохранилось. Однако вот какое совпадение: за день до нашей поездки к обители пришло в Петрозаводск электронное письмо из Финляндии - там нашли старинную икону Ионы Яшезерского... Или, как говорит отец Досифей, "в духовной жизни не бывает совпадений"?
Светлана ГАВРИЛИНА