Культура
ПОЧЕМУ ПАВЕЛ БЕДНЫЙ?
03 октября
Новая картина продолжает тот цикл исторических полотен, которые ранее поставил Виталий Мельников на самые волнующие сюжеты из XVIII века. Сначала была "Царская охота", затем последовал "Царевич Алексей". В основу новой работы положена сюжетная канва известной пьесы Дмитрия Мережковского "Павел Первый".
Пока готовится очередная серия съемок в интерьерах Павловского и Аничкова дворцов, у Виталия Вячеславовича нашлось свободное время, чтобы рассказать о том, как обстоят дела с его долгожданным проектом. Наш разговор начался с той самой сенсации, которая уже перестала быть таковой, но все равно вызывает удивление. На роль императора Павла Первого Мельников пригласил актера Виктора Сухорукова.
- Вы не боитесь, что за этим исполнителем тянется в кино своеобразный "криминальный" след? Плюс невероятное отрицательное обаяние актера, а фильм-то называется "Бедный, бедный Павел"...
- Название картины было придумано еще до того, как был приглашен Сухоруков. Сама история, как мы собираемся ее рассказать, и есть попытка разрушения стереотипа восприятия личности Павла. В нашей истории были фигуры, которые не только опечалили Россию своими деяниями, но и сами по себе были трагическими. Проще всего назвать кого-то сумасшедшим, самодуром, параноиком, чем понять: почему этот человек стал именно таким? О Павле столько ужасов порассказали нам за эти два века и в школе, и в институте. Он был противоречивой фигурой. С одной стороны, любезный кавалер, умница. С другой стороны, жестокий, тупой солдафон. И мне очень хотелось узнать: как это все в нем могло соединиться?
- Вы взяли за основу только текст Мережковского?
- Сюжетную канву мы заимствовали из его пьесы. Хронологически в сценарии все действие совпадает с хронологией событий, изложенной в пьесе. Однако детали, какие-то фразы, ситуации я заимствовал для сценария из мемуаров участников тех событий. Сценарий я писал сам. Картина поначалу получалась очень пестрая и порою, казалось, несоединимая. Но вот в последнее время у меня появилось ощущение, что история все-таки складывается.
- Каков же расклад ролей?
- Про Виктора Сухорукова все уже знают. Палена играет Олег Янковский. Мария Федоровна - Оксана Мысина. Лопухиной стала молодая актриса Юлия Маврина, только что блеснувшая у Игоря Масленникова в "Письмах Эльзы". Алексей Барабаш стал великим князем Александром Павловичем. Его супругой Елизаветой - наша петербургская актриса Анна Молчанова.
- Кто же сыграет братьев Зубовых?
- С ними мы еще не определились, но к ближайшим съемкам на натуре мы свой выбор сделаем.
- Кто оператор картины?
- Дмитрий Долинин - тот самый, который уже сыграл Павла Первого в исторических реминисценциях у Соловьева в "Ассе".
- Какие дворцы примут в будущем вашу съемочную группу?
- Мы планируем снимать первый выход Павла после коронации в Большом зале Екатерининского дворца.
- А как же Михайловский замок?
- Покои замка мы будем снимать в павильонах "Ленфильма". В самом замке сейчас идут активные ремонтные работы, и кое-что мы подснимем и там. Ведь когда Павел въехал в Инженерный замок, то он был еще не очень готов для жилья.
- О жанре фильма, наверное, еще рано говорить?..
- Могу сказать одно: поскольку человека в итоге жаль, то очень хочется, чтобы зрители этот момент прочувствовали. Чтобы им было жаль не только Павла, но и его убийцу.
- Интересно: кто он?
- Фамилия известна: граф Пален.
- Но он же подыгрывал и врагам Павла, и его сторонникам...
- Эта фигура - ключевая в нашем сюжете. Представьте себя на его месте: благородный и умный человек, который видит, как разрушает Павел российскую империю. И он предпринимает усилия для того, чтобы объединить те силы, которые могут убрать с политической арены ту фигуру, которая может объективно помешать будущему России. Но мы делаем картину не про то, как организовывался заговор. Наша идея показать то, как блестяще задуманная история в конечном счете выходит из-под контроля, когда не остановить трагический ход событий. Пален стал такой же жертвой заговора, как и Павел. Потому что есть тяжелая логика истории, когда переворот и убийство становятся естественной нормой политической жизни в России в XVIII веке. Все началось с Петра Первого, который отменил естественное престолонаследие, спровоцировав во многом последующую череду трагических событий.
- Вы так увлекательно рассказываете о замысле картины, что я начинаю подозревать, что Пален может стать главным героем фильма...
- Не скрою, что это входит в мой замысел. Картина заканчивается историей Палена, который выпустил джинна из бутылки и не смог вернуть его обратно. Мне хотелось показать, что зло в истории рождает только зло.
- Многие считают Павла Первого одной из самых фрейдистских фигур в нашей истории. Мальчика очень сильно обижали в детстве, а потом, став взрослым и получив власть, он стал мстить...
- В известном смысле, да. Представляете себе, сколько обид накопилось у него за тридцать лет ожидания царской короны? А потом, когда он ее получил, все нужно было делать быстро: всех наказать, всех выпороть, всех сослать. Словом, типичная и обычная российская история с участием самодержца.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Пока готовится очередная серия съемок в интерьерах Павловского и Аничкова дворцов, у Виталия Вячеславовича нашлось свободное время, чтобы рассказать о том, как обстоят дела с его долгожданным проектом. Наш разговор начался с той самой сенсации, которая уже перестала быть таковой, но все равно вызывает удивление. На роль императора Павла Первого Мельников пригласил актера Виктора Сухорукова.
- Вы не боитесь, что за этим исполнителем тянется в кино своеобразный "криминальный" след? Плюс невероятное отрицательное обаяние актера, а фильм-то называется "Бедный, бедный Павел"...
- Название картины было придумано еще до того, как был приглашен Сухоруков. Сама история, как мы собираемся ее рассказать, и есть попытка разрушения стереотипа восприятия личности Павла. В нашей истории были фигуры, которые не только опечалили Россию своими деяниями, но и сами по себе были трагическими. Проще всего назвать кого-то сумасшедшим, самодуром, параноиком, чем понять: почему этот человек стал именно таким? О Павле столько ужасов порассказали нам за эти два века и в школе, и в институте. Он был противоречивой фигурой. С одной стороны, любезный кавалер, умница. С другой стороны, жестокий, тупой солдафон. И мне очень хотелось узнать: как это все в нем могло соединиться?
- Вы взяли за основу только текст Мережковского?
- Сюжетную канву мы заимствовали из его пьесы. Хронологически в сценарии все действие совпадает с хронологией событий, изложенной в пьесе. Однако детали, какие-то фразы, ситуации я заимствовал для сценария из мемуаров участников тех событий. Сценарий я писал сам. Картина поначалу получалась очень пестрая и порою, казалось, несоединимая. Но вот в последнее время у меня появилось ощущение, что история все-таки складывается.
- Каков же расклад ролей?
- Про Виктора Сухорукова все уже знают. Палена играет Олег Янковский. Мария Федоровна - Оксана Мысина. Лопухиной стала молодая актриса Юлия Маврина, только что блеснувшая у Игоря Масленникова в "Письмах Эльзы". Алексей Барабаш стал великим князем Александром Павловичем. Его супругой Елизаветой - наша петербургская актриса Анна Молчанова.
- Кто же сыграет братьев Зубовых?
- С ними мы еще не определились, но к ближайшим съемкам на натуре мы свой выбор сделаем.
- Кто оператор картины?
- Дмитрий Долинин - тот самый, который уже сыграл Павла Первого в исторических реминисценциях у Соловьева в "Ассе".
- Какие дворцы примут в будущем вашу съемочную группу?
- Мы планируем снимать первый выход Павла после коронации в Большом зале Екатерининского дворца.
- А как же Михайловский замок?
- Покои замка мы будем снимать в павильонах "Ленфильма". В самом замке сейчас идут активные ремонтные работы, и кое-что мы подснимем и там. Ведь когда Павел въехал в Инженерный замок, то он был еще не очень готов для жилья.
- О жанре фильма, наверное, еще рано говорить?..
- Могу сказать одно: поскольку человека в итоге жаль, то очень хочется, чтобы зрители этот момент прочувствовали. Чтобы им было жаль не только Павла, но и его убийцу.
- Интересно: кто он?
- Фамилия известна: граф Пален.
- Но он же подыгрывал и врагам Павла, и его сторонникам...
- Эта фигура - ключевая в нашем сюжете. Представьте себя на его месте: благородный и умный человек, который видит, как разрушает Павел российскую империю. И он предпринимает усилия для того, чтобы объединить те силы, которые могут убрать с политической арены ту фигуру, которая может объективно помешать будущему России. Но мы делаем картину не про то, как организовывался заговор. Наша идея показать то, как блестяще задуманная история в конечном счете выходит из-под контроля, когда не остановить трагический ход событий. Пален стал такой же жертвой заговора, как и Павел. Потому что есть тяжелая логика истории, когда переворот и убийство становятся естественной нормой политической жизни в России в XVIII веке. Все началось с Петра Первого, который отменил естественное престолонаследие, спровоцировав во многом последующую череду трагических событий.
- Вы так увлекательно рассказываете о замысле картины, что я начинаю подозревать, что Пален может стать главным героем фильма...
- Не скрою, что это входит в мой замысел. Картина заканчивается историей Палена, который выпустил джинна из бутылки и не смог вернуть его обратно. Мне хотелось показать, что зло в истории рождает только зло.
- Многие считают Павла Первого одной из самых фрейдистских фигур в нашей истории. Мальчика очень сильно обижали в детстве, а потом, став взрослым и получив власть, он стал мстить...
- В известном смысле, да. Представляете себе, сколько обид накопилось у него за тридцать лет ожидания царской короны? А потом, когда он ее получил, все нужно было делать быстро: всех наказать, всех выпороть, всех сослать. Словом, типичная и обычная российская история с участием самодержца.
Сергей ИЛЬЧЕНКО