Город

ВОСТОК БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЗАПАДА

09 октября
Директор Государственного музея-заповедника "Гатчина" Никита Батенин сказал, что это первый опыт такого сотрудничества с городом - и не последний, поскольку музею есть что показать. Например, коллекцию оружия, насчитывающую более тысячи экспонатов (самые ранние - с начала XVII века). Выбор именно восточной тематики для первой выставки был обусловлен помещением: произведения искусства Китая и Японии XVIII - XIX веков идеально вписались в тематику Этнографического музея.
Коллекция эта начала создаваться вместе с самой Гатчиной, еще при Григории Орлове, у которого уже была специальная Китайская комната. Мода на Восток не уходила, и приобретать фарфор, лак, эмаль, кость и ткани продолжали все владельцы Гатчинского дворца. Собрание насчитывало около 4 тысяч предметов и размещалось в трех галереях Арсенального каре, одна из них так и называлась - Китайская. Несмотря на архитектуру в стиле неоготики, изделия восточных мастеров прекрасно вписывались в интерьер галерей. Это мы можем увидеть на двух акварелях художника Гау (он в 70-х годах XIX века нарисовал 53 акварели с интерьерами Гатчинского дворца), как бы открывающих экспозицию. Синолог Василий Васильев в ту же эпоху оценивал коллекцию как богатейшую - не только в Европе, но и на Востоке. Естественно, после революции и во время войны значительная часть собрания была утрачена, в том числе и потому, что некоторые предметы быта тогда даже не считали за произведения искусства - шкатулками могли расплатиться с музейными работниками или отдать на аукцион. Сейчас в коллекции около 600 экспонатов, музей пополняет фонды за счет покупок, а на выставке вы можете увидеть примерно треть. Конечно, очень хотелось бы выставить коллекцию в родных стенах, в Китайской галерее, но она требует реставрации, как и другие помещения дворца. Так что это - планы на будущее.
Главный хранитель коллекции Руфина Самсонова провела первых посетителей по выставке. Благодаря ее подробному рассказу за изящными безделушками, украшавшими быт, мы смогли увидеть горы и годы кропотливого и сосредоточенного труда. Вот фарфор глубокого синего цвета. Он изготавливался в технике blue poudre (брызганый кобальт): на сырой черепок фарфора через бамбуковую трубочку с шелковым фильтром (он служил пульверизатором) выдувался кобальт, потом посуда обжигалась. Вот фарфор с прорезным узором: орнамент вырезался до обжига, и мастер должен был сделать поправку на то, как он деформируется под воздействием температуры. Шкатулки покрывались соком лакового дерева: такие деревья растут на высоте двух тысяч метров, одно дерево можно использовать только раз в семь лет и получить с него всего 50 граммов сока. Один слой лака должен сохнуть месяц, количество слоев могло доходить до сотни - время изготовления шкатулки, подносика или шкафика рассчитывайте сами. Или "дьявольский шарик" - назван так из-за того, что, кажется, только нечистому под силу изготовить такое: пять шариков один внутри другого, каждый свободно крутится, каждый украшен орнаментом, все это вырезано из монолитного куска кости.
Китай, Япония - в Петербурге отличия между этими странами, такими разными, такими особенными, стираются, и на первый план выступает то общее, что их объединяет: они сливаются в загадочную страну по имени Восток.
Надежда ИГОРЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь