Культура
ИЛЬЯ РЕПИН - В ГОССОВЕТЕ
23 октября
Помимо "Заседания" в Георгиевском зале показаны 12 эскизов к исторической картине, предоставленных Русским музеем, два парадных мундира членов Госсовета Российской империи из собрания Государственного Эрмитажа и подлинники документов из собрания Государственного исторического архива, связанные с созданием совещательного органа. Выставка, приуроченная к 200-летию учреждения в России высшего государственного совещательного органа, по мнению Владимира Гусева, поможет нынешним участникам заседания Госсовета почувствовать преемственность по отношению к своим историческим предшественникам, позировавшим великому русскому художнику в начале прошлого века.
История Госсовета ведется с 1801 года, когда император Александр I в связи с подготовкой реформ создал Непременный совет, с 1810 года переименованный в Государственный и вошедший в историю. 7 мая 1901 года в Ротонде Мариинского дворца под председательством императора Николая II состоялось юбилейное заседание этого совещательного органа. Государь распорядился, чтобы участники заседания в полном составе были запечатлены на живописном полотне, автором которого назначили лучшего российского живописца Илью Репина. Всем означенным чиновникам предписывалось являться в Мариинский дворец, где Репину выделили помещение для работы, и неукоснительно исполнять его пожелания. Письма художника, в которых он комментировал работу над картиной, и мемуары позировавших чиновников свидетельствуют, что они выполняли волю императора с большим удовольствием и покорностью. Работа продолжалась два года и была завершена осенью 1903-го, а весной 1904-го полотно впервые представили публике. Его полное название звучит так: "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
После революции картина была перемещена из Мариинского дворца в Академию художеств, затем в Музей Революции. С 1939 года она вошла в собрание Государственного Русского музея, где для нее оборудован специальный зал - зал Государственного совета, и с тех пор ни разу не экспонировалась где-либо еще. Депутаты петербургского парламента настойчиво добиваются ее возвращения в Мариинский дворец, но директор Русского музея согласен лишь на создание копии. Владимир Гусев говорит, что, если бы не начавшийся летом ремонт в зале Госсовета, он и на выставку в Кремль вряд ли отпустил бы уникальное полотно. А сейчас картина хранится в рулоне и вполне транспортабельна.
После четырехдневного пребывания в Кремле выставка переедет в здание Государственного архива на Пироговке, где будет открыта в течение месяца. Затем уникальные исторические и художественные ценности вернутся домой.
История Госсовета ведется с 1801 года, когда император Александр I в связи с подготовкой реформ создал Непременный совет, с 1810 года переименованный в Государственный и вошедший в историю. 7 мая 1901 года в Ротонде Мариинского дворца под председательством императора Николая II состоялось юбилейное заседание этого совещательного органа. Государь распорядился, чтобы участники заседания в полном составе были запечатлены на живописном полотне, автором которого назначили лучшего российского живописца Илью Репина. Всем означенным чиновникам предписывалось являться в Мариинский дворец, где Репину выделили помещение для работы, и неукоснительно исполнять его пожелания. Письма художника, в которых он комментировал работу над картиной, и мемуары позировавших чиновников свидетельствуют, что они выполняли волю императора с большим удовольствием и покорностью. Работа продолжалась два года и была завершена осенью 1903-го, а весной 1904-го полотно впервые представили публике. Его полное название звучит так: "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
После революции картина была перемещена из Мариинского дворца в Академию художеств, затем в Музей Революции. С 1939 года она вошла в собрание Государственного Русского музея, где для нее оборудован специальный зал - зал Государственного совета, и с тех пор ни разу не экспонировалась где-либо еще. Депутаты петербургского парламента настойчиво добиваются ее возвращения в Мариинский дворец, но директор Русского музея согласен лишь на создание копии. Владимир Гусев говорит, что, если бы не начавшийся летом ремонт в зале Госсовета, он и на выставку в Кремль вряд ли отпустил бы уникальное полотно. А сейчас картина хранится в рулоне и вполне транспортабельна.
После четырехдневного пребывания в Кремле выставка переедет в здание Государственного архива на Пироговке, где будет открыта в течение месяца. Затем уникальные исторические и художественные ценности вернутся домой.